Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи Артикуляционная моторика упражнения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

статья


Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня

через комплексную логопедическую гимнастику.
Учитель-логопед Рогова А.Ю., МБДОУ детский сад № 112 Города Чебоксары На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий коррекционного обучения. К сожалению, приходится констатировать, база для логопедической работы с детьми среднего возраста, страдающих общим недоразвитием речи (I- III ур.) разработана слабо. Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, ринолалии, заикании. В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В этой связи коррекционно-логопедическая работа в условиях речевой группы многогранна, но ставит перед собой одну цель- помочь ребенку. Хотелось бы остановиться на практической стороне вопроса развития артикуляционной моторики у детей-логопатов средней группы. Осуществляя системный дифференцированный подход к этой проблеме можно получить более высокие и стойкие результаты в коррекции речевых нарушений, снизить рецедивы. Работа по данной проблеме – это попытка на основе существующих методических рекомендаций и собственного опыта показать значимость и организацию работы по развитию артикуляторной моторики для формирования правильного звукопроизошения детей с речевой патологией. Неотъемлимой и обязательной частью коррекционного обучения детей с нарушениями речи, обусловленными дефектами строения, функции артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и задержкой речевого развития (алалия, задержка темпа развития речи) должна стать артикуляционная гимнастика. Для результативности работы мною расширены рамки артикуляционной гимнастики, которая по объему включаемого материала, представляет собой комплексную логопедическую гимнастику и включает в себя:  Разминку язычка (непосредственно артикуляционная гимнастика), т.к. именно через нее в наибольшей степени происходит развитие артикуляционной моторики. Эти упражнения служат настройкой артикуляционного аппарата.  Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры). Временная ограниченность логопедических занятий не всегда дают возможность уделять должное внимание подобным тренировкам, поэтому пальчиковые игры являются
слагаемым логопедической гимнастики, т.к. мелкая моторика связана с речевой функцией. В практике коррекционной работы отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций речи. Опыт логопедической работы показал, что кинестетические импульсы, идущие от пальцев, в ходе гимнастики вызывают у детей положительные эмоции и являются ритмической передышкой.  Дыхательные упражнения. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Для нормальной речи необходимо добиться длительного экономного выдоха, что представляет определенную трудность для ребенка-логопата. Дыхание – внутренний тренажер, необходимый ребенку, поэтому специальные дыхательные пражнения на постановку физиологического и речевого дыхания включены в канву комплексной гимнастики.  Голосовые упражнения с элементами фоноритмики. Они представляют собой спонтанное произнесение звуков и используются для формирования речевого дыхания, темпа речи, и интонационной выразительности, преодоления речевых расстройств. В логопедическую гимнастику включаю массаж и самомассаж лицевой мускулатуры, органов артикуляции т.к. он нормализует тонус мышц. На мой взгляд, такая комплексная гимнастика, основанная на логопедических приёмах в сочетании с развитием функции рук, дыхания, блиц-массажа и пр. способствует более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков у детей с ОНР. В основе логопедической помощи приоритетными для меня являются игровые приёмы. Разработанные мною комплексы логопедической гимнастики на сюжеты сказок «Колобок», «Муха-Цокотуха», «Репка», «Кошкин дом», «Теремок» представляют собой «игровую терапию».
При планировании специальной гимнастики стараюсь исходить:
 из вариативности материала каждого компонента;  тематической целостности, которая обеспечивает плавный переход каждой части;  наличия игровой мотивации, обилия игровых приёмов, что позволяет сделать процесс выполнения коррекционных упражнений комфортным для детей. Подбор игровых упражнений (пальчиковых, дыхательных, артикуляционных, мимических мышц лица) позволили значительно улучшить подвижность артикуляционного аппарата у детей среднего возраста. Система игровых упражнений повысила у детей эффективность управления своими органами речи. В результате проведённой работы создана благоприятная предпосылка для формирования правильного произношения, что ускорило постановку звуков у воспитанников группы. Игровая форма и канва комплексной логопедической гимнастики создаёт мотивационный настрой у ребёнка, повышает интерес и желание заниматься с логопедом.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, необходимо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.

Наиболее подвижным речевым органом является язык . Он состоит из:


  • корня языка – основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости;

  • спинки языка , в которой различают заднюю, среднюю и переднюю часть . Особо следует выделить кончик языка , которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, т.к. от их работы зависит качество произнесения звуков.
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей подвижностью.

Кончик языка может:


  • опускаться за нижние зубы (как при произношении свистящих звуков)

  • подниматься за верхние зубы (как при произнесении звуков [т], [д], [н] )

  • прижиматься к альвеолам (как при звуке [л] )

  • вибрировать под напором выдыхаемой струи (при звуке [р] )
Передняя часть спинки языка может

  • подниматься вверх без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках [с], [з], [ц] );

  • подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при произнесении шипящих звуков).
Средняя часть языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней ил задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке [й] и мягких согласных).

Задняя часть языка может


  • подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках [к], [г] );

  • образовывать щель с нёбом (как при звуках [х] ).
Боковые края языка могут

  • прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (как при звуках [с], [з], [ц], [ш], [ж],[ч], [щ], [р] )

  • опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке [л] ).
Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут:


  • вытягиваться в трубочку (как при звуке [у] )

  • округляться (как при звуке [о] )

  • обнажать передние верхние и нижние резцы (как при звуках [с], [з], [ц], [л] и др.)

  • слегка выдвигаться вперед (как при звуке [ш], [ж] )
Наибольшей подвижностью обладает нижняя губ а, она может:

  • смыкаться с верхней губой (как при звуках [п], [б], [м] );

  • образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (как при звуках [в], [ф] ).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос (так образуются носовые звуки [м], [мь], [н], [нь] ). Если мягкое нёбо поднято. То оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образуется ротовые звуки (все кроме [м], [мь], [н], [нь] ).

Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение


  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  2. Проводить артикуляционную гимнастику лучше перед общей утренней зарядкой или перед завтраком (обедом). После еды речевая гимнастика может вызвать рвотный рефлекс. Артикуляционные упражнения могут включаться в занятия по звуковой культуре речи. В домашних условиях упражнения можно делать перед вечером перед сном.

  3. Упражнение не должно доводить органы артикуляции до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети могут сидеть за столами или полукругом перед воспитателем.

  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком, поэтому взрослый должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

  8. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

  9. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество выполнения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

  10. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог может регулировать темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движений должен стать произвольным – быстрым ил медленным.

  11. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  12. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

  13. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Существует два типа артикуляционных упражнений:


  • статические упражнения – направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд.

  • динамические упражнения – представляют собой ритмичное повторение движений по 6-8 раз и способствуют выработке подвижности языка и губ, их координированности и переключаемости.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


  • рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов:

  • показ упражнения;

  • выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

  • проверка правильности выполнения, указание на ошибки;

  • выполнение упражнения без зеркала (на основе собственных кинестетических ощущений).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:


  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений;

  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

  • подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Все упражнения артикуляционной гимнастики объединяются в комплексы для выработки определенных групп звуков или для отработки основных движений и положений, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Упражнения для губ


  1. Улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  2. Хоботок (Трубочка) – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  3. Заборчик – губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  4. Бублик (Рупор, Клювик) – зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

  5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок . – чередование положений губ.

  6. Кролик . – зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ


  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

  2. Улыбка – Трубочка – вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  3. Пятачок – вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  4. Рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

  6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

  7. Уточка – вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

  8. Недовольная лошадка – поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:

  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

  • удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

  • удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек


  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

  2. Сытый хомячок – надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  3. Голодный хомячок – втянуть щеки.

  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка


  1. Птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  2. Лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  3. Чашечка – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  4. Иголочка (Стрелочка. Жало) – рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  5. Горка (Киска сердится) – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  6. Трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

  7. Грибок – рот открыт, язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка .


  1. Часики (Маятник) – рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  2. Змейка – рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

  3. Качели – рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  4. Футбол (Спрячь конфетку) – рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  5. Чистка зубов – рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  6. Катушка – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

  7. Лошадка – присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  8. Гармошка – рот раскрыт, язык присосать к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  9. Маляр – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  10. Вкусное варенье – рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  11. Оближем губки – рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


  1. Трусливый птенчик – широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – "птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  2. Акулы – на счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

  3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

  4. Обезьяна – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

  5. Сердитый лев – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

  6. Силач – рот открыт; представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот; расслабиться.

  7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

  8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

  9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

  10. Дразнилки – широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па .

  11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я (расстояние между зубами в два пальца);

о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё (расстояние между зубами в один палец);

и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и (рот слегка открыт).


  1. Произнесите гласные звуки с голосом:
а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я

о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё

и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и


  1. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
а-а-а-а-а-э-э-э-э-э

а-а-а-а-а-е-е-е-е-е

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и

и-и-и-и-и-а-а-а-а-а

о-о-о-о-о-я-я-я-я-я

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-и-о-о-о-о-о

и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-э-а-а-а-а-а

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-о-о-о-о-о-о и т.д.


  1. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

  2. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба


  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

  1. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.


  1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

  1. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

  1. Надувать щеки с зажатым носом.

  2. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

  3. Подражать:

  • стону,

  • мычанию,

  • свисту.

  1. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.


  1. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

  2. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

  3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а . Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

  4. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

[р]


  1. Чьи зубы чище ?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!


  • губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

  • следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

  • нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  1. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!


  • губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

  • следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

  1. Кто дальше загонит мяч?
Цель:

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] , сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!



  • нельзя надувать щёки.

  • следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф] , а не звук [x] , т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

  1. Вкусное варенье
Цель:

Описание:

Внимание!




  1. Индюк
Цель : вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!



  • следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


  1. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д] . Сначала звук [ д ] произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!


  • рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

  • кончик языка не должен подворачиваться.

  • звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя; для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [л]


  1. Наказать непослушный язычок
Цель:

Описание: пя-пя-пя .… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!





  1. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.


  1. Пароход гудит
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Внимание!


  • следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

  1. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!


  • следить, чтобы язык был широким и не сужался.

  • чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

  • язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

  1. Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у .

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

  1. Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!


  • упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

  • нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

  • следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

  1. Лошадка едет тихо
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!


  • следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

  • кончик языка не должен загибаться внутрь.

  • кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  1. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!


  • следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения

шипящих звуков ([ш], [ж], [щ], [ч])


  1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!


  • нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

  • язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

  • похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  1. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!


  • губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

  • следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

  • не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

  • боковые края языка должны касаться углов рта.

  1. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

  • рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

  • если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

  • выполнять упражнение надо в медленном темпе.

  1. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Внимание!


  • следить, чтобы губы были в положении улыбки.

  • боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

  • при повторении упражнения надо открывать рот шире.

  1. Кто дальше загонит мяч
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!


  • нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

  • нельзя надувать щёки.

  • следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

  1. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

  • если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "наказать непослушный язык"; как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

  1. Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!


  • следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

  • открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

  • следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

  1. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!


  • следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

  • боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя; если это не получается, можно слегка придержать язык.

  • нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель мероприятия:

Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

— повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах

речевого развития детей;

— познакомить с понятием артикуляционная моторика, гимнастика;

— проинформировать родителей о том, что постановка звуков у детей во

многом зависит от правильного выполнения тех или иных комплексов

артикуляционных гимнастик;

— научить выполнять специальные упражнения для артикуляционного

аппарата, необходимые для произношения шипящих звуков;

— обучить игровым приемам выполнения артикуляционной гимнастики.

Оборудование:

Компьютер, проектор, мультимедийные презентации РowerPoint: «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях», «Прогулка для язычка»; бейджики для родителей, индивидуальные зеркала, вата, диски с записью артикуляционных сказок.

Программа логотренинга.

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения. Разучим некоторые специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Кроме того, я продемонстрирую вам некоторые приемы работы по формированию артикуляционной моторики на логопедических занятиях.

Сообщение сопровождается показом презентации «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях».

Учитель-логопед: Произношение звуков речи это сложный двигательный навык, которому необходимо целенаправленно учить детей.

Коррекция звукопроизношения проводится по следующей схеме:

  • Подготовительный этап, направленный на формирование правильного артикуляционного уклада в процессе выполнения артикуляционных упражнений; этап постановки звука; этап автоматизации звука в различных фонетических условиях произношения и дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционным свойствам.
  • Точность, сила и дифференцированность тонких артикуляционных движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В. Правдина, М.В.Фомичева и др).
  • Артикуляционная моторика, гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка комплекс упражнений я составляю индивидуально, исходя из задачи, добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, важно научить каждого ребенка правильно применять соответствующие движения. То есть, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Раскроем эти понятия.

  • Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
  • Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
  • Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  • Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как дети научились выполнять движения, зеркало убрали, функции контроля взяли на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Любое упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенный усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Я стараюсь вовлечь детей в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого кроме игры, как основной деятельности детей, и занятий, я применяю компьютерные технологии 2 раза в неделю. Электронное пособие помогает значительно повысит интерес к коррекционному процессу.

Таким образом, при формировании правильных артикуляционных укладов у детей активизируются новые устойчивые произносительные условно ассоциативне связи, способствующие развитию обратной афферентации и двигательного звена речевой системы в целом.

Кроме этого, для формирования артикуляционной моторики, использую комплексы упражнений, способствующие подготовке органов артикуляции к постановке звука.

Для примера приведу комплекс упражнений для шипящих звуков.

К каждому упражнению подобрана картика-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. (Упражнения: блинчик, месим тесто, чашечка, вкусное варенье, парашютик, лошадка, маляр)

Еще одна интересная подача артикуляционной гимнастики – это сказка.

Итак, предлагаю вам побывать в сказке вместе с вашими детьми.

Просмотр компьютерной презентации «Прогулка для язычка» и выполнение соответствующих упражнений перед индивидуальными зеркалами вместе с детьми.

Родители сидят за столами, на которых лежат зеркала, пособия для упражнений на дыхание. Логопед показывая через проектор авторскую сказку — презентацию «Прогулка для язычка» демонстрирует правильное выполнение артикуляционных упражнений. Родители вместе с детьми, взяв в руки зеркала, выполняют все инструкции логопеда, задают вопросы если что-то непонятно.

В заключении логотренинга родители делятся своими впечатлениями.

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество. На память о нашей встрече мы вручаем вам диск с артикуляционными сказками, для занятий с детьми дома. На этой позитивной ноте наш логотренинг завершается. Желаю вам успехов и радости общения с вашими детьми.

МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада «Родничок»

г. Томмот, Алданский район, Республика Саха (Якутия)

Осень.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

– Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы Улыбнулись, обрадовались, огорчились.

– Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

– Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.


– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
– Для языка: «лопаточка» (удерживать под счёт до 10).

– постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме: выдох, вдох, шумный выдох.
– голосовые упражнения: изобразить завывание ветра: у –у –у –у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

8. Физкультминутка.

Деревья.
1.Общее расслабление
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками качаем головой.

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
– поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
– поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
– поглаживание носа от кончика к переносице;
– поглаживание от уголков губ к ушам;
– «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

– Улыбнулись.
– Огорчились.
– Удивились.
– Рассердились

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
– для губ: «бублик» – «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
– Для языка: самомассаж языка (покусывание – дя-дя-дя, расслаблениние – тя-тя-тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания (стоя – вдох, выдох, пауза, шумный выдох)
– голосовые упражнения: Ау, ау, Аукаем: осень разноцветную приаукиваем (распевать гласные звуки).

8. Физкультминутка.

Овощи.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Урожай».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
– для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
– Для языка: Удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5; покусывать язык зубками.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

8. Физкультминутка.

Фрукты.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– Лоб – гладим лёгкими движениями от середины лба к вискам.
– Глаза – рисуем пальцами очки.
– Щёки – гладим от носа к ушам.
– Подбородок – от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
– Шея – согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
– для губ: «вкусное варенье»;
– для языка: «почистим зубки» (Верхние зубы изнутри).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Дети разводят руки в стороны и делают вдох.
Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
– Тянем один гласный звук, на одном выдохе. У——
У———-
У—————-
8. Физкультминутка.

Насекомые.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.


– для губ: удержать губами витаминку;
– Для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение «На турнике». Исходная позиция – стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3-4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков: Вдох, выдох
Ау—–
Ау———–
Ау——————

8. Физкультминутка.

Перелётные птицы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Кукушка».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5; резко опускать челюсть вниз;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;» рупор» (5 раз)
– Для языка: «лопаточка»; «иголочка».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
– вдох носом, выдох носом(5 раз, контроль зеркало);
– Голосовые упражнения – произносить на одном выдохе звуки ИУ:(вдох, выдох)
ИУ——-
ИУ———–
ИУ—————

8. Физкультминутка.

Грибы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики. «По ягоды»

3.Развитие мелкой моторики. «Опята».

4. Массаж лица .

Водичка. Водичка,
Умой моё личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт, движение нижней челюсти вправо – влево;
– для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6, вернуть в исходное положение;
– Для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «параход гудит» (ы – ы – ы)

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– подышим лесным воздухом6 вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).
– голосовые упражнения6 произносить на одном выдохе звук Ы.
Вдох, выдох. Ы———
Ы—————-
Ы———————–

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»

Домашние животные.
1.Общее расслабление
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три ты кругом смотри.

2.Развитие общей моторики. «Кошка»

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открыть рот(подержать под счёт до пяти); движение челюсти вправо-влево;
-для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
Для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– вдох ртом – выдох носом (5 раз);
– голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса (вдох-выдох м-м-м-м-м)

8. Физкультминутка.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим как ребята,
И как мишка косолапый.

Дикие животные.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: оскал, «трубочка» (чередование)
– для языка: язык «маляр», «почистить верхние зубки»;
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
-голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса – вдох-выдох
АМММММММММ
УННННННННННН

8. Физкультминутка.

Одежда, обувь, головные уборы.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
– для языка: мы прижмём язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмём зубами (тя-тя -тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через рот- выдох через рот (45 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Э О А ————-
Э О А———————–
Э О А———————————

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»


СООБЩЕНИЕ

из опыта работы учителя-логопеда

Надымовой Людмилы Ивановны

по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

с. Менщиково, 2015

ТЕМА: Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всем при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Е. Ахальцева

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работа с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам, одна из причин является недостаточное развитие артикуляционной моторики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.

Задачи:

    Совершенствование развития артикуляционной моторики через артикуляционные упражнения.

    Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.

    Повысить компетентность родителей в значимости артикуляционных упражнений.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.

Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева и др.). В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

    Статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

    Динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Одно из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики, является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимая, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные, подгрупповые), консультации «Фитнес для язычка», «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», изготовлены фото-презентации, памятки и буклеты с упражнениями.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и педагогов.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный; и чтобы его сделать интересным, для педагогов были проведены консультации: «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста», «Язычок путешественник», «Артикуляционная гимнастика для малышей», семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи», изготовлены памятки и буклеты с упражнениями.

В настоящие время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.В. Нищевой, О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка» и многих других. Авторы данных пособий предлагают оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика с Веселым Язычком». Пособие изготовлено на основе содержания книги «Уроки логопеда» Е.М. Косиновой, оно состоит из стенда и картинок символов для всех артикуляционных управлений. Имеется картотека с описанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

На стенде изображена лесная тропинка, по которой «путешествует» Язычок. Картинки изготовлены из магнитного винила. Стенд и картинки заламинированы, что позволяет проводить санитарную обработку пособия. Изготовленное таким способом пособие выглядит ярко и эстетично, практично в работе, устойчиво к износу и повреждениям. Возможность манипулирования картинки-символы вызывает у детей живой, неугасимый интерес к артикуляционным упражнениям.

Магнитный способ крепления очень интересен детям, они с удовольствием прикрепляют и снимают со стенда картинки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук.

С помощью данного пособия можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив его сказочному или игровому сюжету. Дети с радостью приходят на помощь Язычку и помогают ему выполнить какое-то задание, отправляются с ним на прогулку, спасают его от беды.

Работа с пособием начинается с самых первых занятий подготовительного этапа работы по исправлению неправильного произношения. С помощью главного героя Язычка дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, узнают о пользе упражнений для язычка и других органов артикуляции, учатся выполнять эти упражнения.

Так как упражнения должны выполняться перед зеркалом, то считаю целесообразным размещения пособия возле зеркала в зоне индивидуальной работы. Пособие очень органично вписалось в интерьер логопедического кабинета и стало функциональным элементом предметно-развивающей среды.

Занятия артикуляционной гимнастикой проходят по определенной схеме. На столе перед ребенком лежат картинки – символы. Следуя сюжету сказки, выбираются нужные картинки, выполняются упражнение и картинка прикрепляется к стенду-тропинке. После выполнения артикуляционной гимнастики проводится беседа по сказке – вспоминаем, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился и т.д. На первых занятиях упражнения выполняются в последовательности, предложенной логопедом. На последующих занятиях дети самостоятельно выбирают последовательность выполнения упражнений, самостоятельно придумывают сюжет. Это способствует развитию у детей воображения и фантазии.

Также с помощью данного пособия можно проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи – учить употреблять в речи пространственные предлоги (за, на, в, под, над, из-под и др.). Детям очень нравится обыгрывать картинки, и после окончания занятия они еще несколько минут играют, озвучивая все свои действия, что способствует развитию связной речи.

Использование игрового пособия позволяет сделать занятия интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.

Выполнив упражнения артикуляционной гимнастики на занятии, ребенок, вернувшись в группу, рассказывает новую сказку своим друзьям, а дома – родителям. Это способствует многократному ненавязчивому повторению комплекса артикуляционных упражнений.

Оценка эффективности проводимой работы по развитию артикуляционной моторики проводится на основе диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года. Обследование артикуляционной моторики проводиться в виде диагностических проб при использовании словесных инструкций, образца, показа. К концу учебного года у детей с речевыми нарушениями значительно улучшается подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляционного аппарата.

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Надеюсь, что представленное пособие вызовет интерес логопедов, а главное – принесет пользу в их работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.

Литература

1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда»: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

2. Журавлева А.Е. «Домашняя логопедия». – М.: Эксмо, 2012.

3. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». – М.: Эксмо, 2013.

4. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. «Исправляем произношение»: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

5. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.

6. Интернет-ресурсы.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать