Как выбрать тему для самоанализа логопеду. Самоанализ деятельности учителя-логопеда Кориневской Р.Г

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МДОУ № 26 «Колосок»

Кузьминой Татьяны Вячеславовны

В 1980 году я окончила филологический факультет Мичуринского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж 28 лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в МДОУ № 26«Колосок». Имею высшую квалификационную категорию (Приказ № 371 УО области от 28.04.2004г.)

В своей деятельности руководствуюсьТиповым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 212 от 03.03.2000г.), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

Работаю в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа). – 1993 г.;

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Девизом моей работы являются слова Е.Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Ведущими целями считаю:

1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2. подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б) изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание импомощи в организации полноценной речевой среды;

е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает с Мичуринским лицеем. Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. Тогда и возникла потребность знакомить детей со всеми буквами алфавита. Мною было составлено планирование по разделу «Обучение грамоте». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности. К тому же она является частью большой программы «Подготовка детей к школе», над которой работает коллектив нашего учреждения. Учителя города отмечают высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников.

Анализируя результаты диагностики по разделу «Обучение грамоте», можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы по обучению грамоте мои дети: читают по слогам, понимая смысл прочитанного, пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги. Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно работают с кассами.

Несмотря на большое количество дидактического материала по данному разделу, нет пособия которое бы в полной мере отвечало всем требованиям выбранной программы. Поэтому, используя накопленный за много лет работы опыт, мною был подготовлен дидактический материал с учетом рекомендаций известных педагогов Р.И. Бунеева, Е.В. Бунеевой,Н.А. Жуковой, Т.А. Ткаченко. В основу легли теоретические положенияД.Б, Эльконина и В.В. Давыдова. При разработке и апробировании материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формирования фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Материал получил одобрение коллег на городском методическом объединении, был представлен для участия в конкурсе творческих работ, который проводился методическим центром, где получил высокую оценку и сертификат. Также пособие одобрено кафедрой педагогики и методики начального обучения МГПИ. Данный материал успешно используется логопедами города.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно , заменив их на: давай поиграем . Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям. Это можно видеть из таблицы.

Отношение к занятиям

Кол-во человек

Проценты

Очень нравятся

83,3 %

Все равно

16,7 %

Совсем не нравятся

Не знаю

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. На протяжении всех лет работы занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович,Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова использую в своей работе. Заслуживает внимания новая работа «Учусь говорить и читать» авторов С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.

На протяжении 4 лет (2003-2007 гг.) руководила методическим объединением учителей-логопедов города. Составляя план работы на учебный год, учитывала такие задачи как:

1) повышение профессионального мастерства;

2) овладение современными навыками и приемами диагностики и коррекции;

3) изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;

4) развитие творческой инициативы.

В эти годы работала «Школа молодого специалиста, на заседаниях которой начинающие логопеды не только слушали выступления опытных коллег и наблюдали их работу, но и имели возможность обсудить возникшие вопросы и найти пути их решения.

Старалась разнообразить работу ГПО конкурсами конспектов, выставками пособий, дидактического материала, обобщением опыта работы творческих педагогов, отмечая в каждом его индивидуальность. Постоянно делюсь опытом работы с коллегами по теме «Обучение грамоте».

В межаттестационный период показала 2 открытых занятия для логопедов города. В 2004 году – «Использование занятий по обучению грамоте для профилактики дислексии». 2006 год - «В гостях у цыпленка» на основе мнемотаблиц, так как тема очень заинтересовала. Была изучена соответствующая литература, изготовлены пособия (таблицы, карточки). В основу работы положен материал Большаковой «Учимся по сказке».

Разработала диагностическую карту по определению уровня речевого развития детей, а также диагностический инструментарий и критерии оценки. Провожу обследования в начале и в конце года, результаты оформляю графиками и диаграммами, анализирую полученные данные.

Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составлялаоколо77 %, а высокого уровня не было совсем, то в конце года детей с низким уровнем вообще не наблюдалось. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составило около 50 %.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями.Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из многолетней практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работыпытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для нихсоветчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводятмножество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективномплане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок «Речецветик», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

o О чем говорить с ребенком в семье;

o Обогащение словаря в домашних условиях;

o Организация работы по исправлению нарушенного произношения;

o Памятка по разделу«Обучение грамоте».

Вот некоторые темы консультаций для родителей:

ü Правила работы в домашней тетради;

ü Речевые нарушения и причины их возникновения;

ü Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

ü Игра - лучший помощник в занятиях;

ü Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами», «Леворукий ребенок»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».

Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.

Ежегодно провожу открытые занятия для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Поле чудес», «КНВ», «Что?Где?Когда?», «В стране правильной речи».

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

ü практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

ü отмечают, что занятия приносят реальный результат;

ü замечают значительные улучшения в речи детей;

ü не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения.

Мною оформлена папка «Взаимосвязь логопеда и воспитателей». Материал консультаций различен:

ü Упражнения для развития анализа и синтеза;

ü Комплексы артикуляционных упражнений;

ü Формирования графических навыков;

ü Развитие слухового внимания;

ü Развитие мелкой моторики;

ü Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Анализ результатов диагностики за последние три года выявил наличие у большинства детей минимальных проявлений дизартрии.Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема коррекции становится все более актуальной. Изучение данной проблемы считаю для себя профессиональной потребностью. Надеюсь, что, изучив эту тему более основательно, смогу решить ряд трудностей, возникающих в работе с данной категорией детей. Мною составлен план изучения проблемы, подготовлен список необходимой литературы; планирую подготовить рекомендации для родителей, консультации для воспитателей по проблеме «Профилактика и коррекция стертой формы дизартрии у детей».

Последнее время много внимания уделяется ранней диагностикеречевых нарушений. Имеется большое количество методик и практического материала по работе с малышами.Считаю, что в нашем учреждении также назрела необходимость уделить внимание ранней диагностике, выявлять детей группы риска, направлять их на заседания консилиума, а также больше внимания уделять изучению медицинских карт детей, поступающих в детский сад.

Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить. Считаю уместными слова древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня очень важны и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям справиться с речевыми проблемами огромно.

  1. Насколько цель профессиональной деятельности учите­ля-логопеда согласуется с целями деятельности образователь­ного учреждения?

К задачам приоритетного национального проекта «Образова­ние» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определе­нии цели деятельности учреждения, заключающейся в органи­зации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

В ДОУ воспитывается большое количество детей с наруше­ниями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основ­ным направлением которого являются развитие речи, коррек­ция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образова­тельном пространстве учреждения, объединение взаимодей­ствующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устране­нию имеющейся у них речевой патологии, профилактике вто­ричных нарушений. Это способствует достижению поставлен­ной образовательным учреждением цели деятельности, реше­нию актуальных задач образования на современном этапе его развития.

  1. Какие важные проблемы удалось решить за период, про­шедший после последней аттестации?

В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим на­правлениям:

Повышение качества образования выпускников дошколь­ных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учите­ля-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа) ;

оптимизация интегративного взаимодействия специали­стов образовательного учреждения по коррекции речевых на­рушений у детей на основе активного общения, взаимодо­полнения, сотрудничества и сотворчества.

Расширение деловых и творческих контактов с коллега­ми, обобщение и распространение результатов работы выступ­ления, публикации и другие формы деятельности.

Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гу­манитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микрои макросоциумах позволили по­зиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период - поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

Анализ применяющихся на период начала работы по ре­шению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов обра­зовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоре­тической литературы, диагностические методы и приемы, ана­лиз данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.

Результатами работы по вышеозначенной проблемати­ке следует считать:

    регулярное проведение открытых мероприятий для слу­шателей курсов повышения квалификации различного профи­ля;

    выступление перед учителями-логопедами;

    проведение консультаций для родителей;

    публикация статьи.

  1. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения (указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед) ?

Программа развития муниципального образовательного уч­реждения для детей дошкольного возра­ста детского предполагает решение задач по формиро­ванию единого образовательного пространства «Начальная школа - детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый - ребенок» с целью разви­тия механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реа­лизации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных обра­зовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психо­лого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.

  1. Как учитываются образовательные потребности воспитан­ников в профессиональной деятельности?

Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и воз­растных особенностей, которые определяются прежде всего в ре­зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло­вине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установ­ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разде­лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече­вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учет образовательных потребностей детей реализую в рам­ках следующих направлений:

  • работа по развитию понимания речи;
  • создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
  • формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
  • коррекция дефектного звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха и фонематического вос­приятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи;
  • воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
  • подготовка к обучению в школе.

Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с уче­том компенсаторных возможностей ребенка, его творческих спо­собностей и сензитивных периодов развития.

  1. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогичес­кой деятельности?

Эффективность использования времени детей и своего на за­нятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого пла­нирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется це­лями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-воз­растными особенностями детей. В рамках групповых, подгруп-повых и индивидуальных занятий мною используются:

  • определенный организационно-методический инструмен­тарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде - игра) ;
  • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Ма­каренко) , достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Род­жерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
  • технология уровневой дифференциации, индивидуализа­ции обучения;
  • информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др.)
  • развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская) ;
  • адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.) .

Регулярно, в течение года, вне занятий организую индиви­дуальные и групповые консультации для родителей и педаго­гов, семинары-практикумы, выступления на методических объе­динениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.

  1. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?

Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и кон­структивный характер, реализуется через различные организаци­онные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, группо­вые) , игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развиваю­щие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.) , интегриро­ванные занятия в содружестве с другими специалистами. Крите­рии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформиро­ванное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макрои микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, прово­дить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая за­дача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что явля­ется фактором успешности обучения и социализации детей.

  1. Как оценивается уровень познавательного интереса обу­чающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?

Уровень познавательного интереса детей ко всем формам про­ведения занятий практически всегда стабильно высокий. Одна­ко это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динами­ческое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учреждения позволяют выработать индиви­дуальный образовательный маршрут, провести при необходи­мости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.

Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.

  1. Каким образом обеспечивается удовлетворение образова­тельных потребностей отдельных обучающихся с отличающи­мися способностями или склонностями?

Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких пози­ций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому­либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсо­рики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения по­строения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.

Отличительные способности и склонности могут быть обус­ловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностя­ми, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоу­хостью) . С ними проводилась иная работа. Их склонности, спо­собности, результаты диагностики, опора на сохранные анализа­торы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.

  1. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?

Данные приведены по протоколам заседаний психолого-ме­дико-педагогической комиссии.

  1. Какие методы оценки деятельности обучающихся исполь­зуются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в ре­зультате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  • в форме эмоционального отношения;
  • оценочного суждения (словесного поощрения и др.) ;
  • отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п.) .

Информация, полученная в результате оценки, должна выпол­нять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности име­ет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточ­няются те или иные знания, развиваются аналитическая деятель­ность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Оценка обязательно должна быть объективной, справедли­вой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него инфор­мацию о его успехах.

  1. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию об­становки взаимного доверия, уважения, открытости?

Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связан­ных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирова­ния. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организу­ется совместная деятельность по какому-либо предмету.

  1. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мне­ние родителей и их запросы относительно успеваемости и раз­вития ребенка?

Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопе­да. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конфе­ренции и клубы, организация совместных мероприятий, исполь­зование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитыва­ются мнение родителей и их запросы относительно успеваемос­ти и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится при­знать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их резуль­татам работы по его преодолению.

  1. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?

Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.

  1. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квали­фикации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.

Самообразованием занималась в период с. .. по. .. год. Работа­ла

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

учителя-логопеда

Пузыревой Анны Витальевны

в соответствии с образовательной программой муниципального

общеобразовательного учреждения «Средней школы № 2»

Советского района города Красноярска

Целью моей логопедической деятельности является максимальная коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

1. Коррекционно-развивающая деятельность .

Регулярно осуществляю обследование обучающихся, что способствует своевременно определить структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Анализ диагностических результатов определяет направления логопедической работы.

2013-214 учебный год 2014-2015 учебный год

Результативность логопедической работы

(Познавательная деятельность)

Познавательная активность

Общая осведомленность

Социально-бытовая ориентация

Зрительный гнозис

Слуховой гнозис

Тактильный гнозис

Пространственный гнозис

Внимание

Мнестическая деятельность

Мыслительная деятельность

Речевое развитие

Результативность логопедической работы

(Учебная деятельность)

Мотивация учебной деятельности

Общеучебные умения и навыки

Самоконтроль

Уровень сформированности УУД

В 2014 году совместно со специалистами нашего учреждения (учитель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог) были составлены адаптированные образовательные программы. Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ОВЗ:

    обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

    обучающихся с задержкой психического развития;

    обучающихся с умственной отсталостью.

Мною разработана модель мониторинга логопедического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзии. Данный материал стал главой учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии», серия «Инклюзивное образование», под ред. О. А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. Информация, собираемая в процессе мониторинга, помогает оценить успешность программы речевого развития каждого ребенка с ОВЗ.

Таким образом, в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается положительная динамика не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих системное недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей

имеющих тяжелые нарушения речи:

Ведение документации:

на каждого ребенка

    протокол логопедического обследования с мониторингом;

    карта индивидуального сопровождения;

    индивидуальная программа логопедического сопровождения с перспективным планом.

общие

    журнал обследования устной и письменной речи;

    журнал для логопедических консультаций;

    журнал посещения логопедических занятий.

2. Деятельность в области профессионального развития

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства. Имею программу профессионального саморазвития.

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность

по реализации темы

«Эффективные методики коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией».

2011/12 уч. г.

Изучение методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Изучение упражнений О.Г. Приходько на коррекцию дыхания при дизартрии.

Разработка методических пособий, презентаций на развитие речевого дыхания.

«Игровые технологии в работе учителя-логопеда».

2012/13 уч. г.

Создание методической папки: «Артикуляционная гимнастика в картинках», подборки сказок о Весёлом Язычке, подборки игр на автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

«Логопедические пятиминутки, как средство коррекции произношения».

Разработка методического пособия «Логопедические пятиминутки». Открытое занятие по теме.

«Использование современных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда».

2015/16 уч. г.

Внедрение в работу учителя-логопеда компьютерных программ и презентаций, направленных на коррекцию различных сторон речи. Создание электронной копилки логопедических программ, презентаций и учебно-методической литературы по логопедии.

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

Опыт своей работы представляла на :

Семинаре «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» для педагогов Советского района города Красноярска, апрель 2015 год (имею благодарность);

Научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: история, перспективы развития», ноябрь 2015 года (имею благодарственное письмо);

Проводила открытые занятия для педагогов края в рамках курсов повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС», май 2015 года (имею благодарственное письмо);

Приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Организационно-педагогические условия сопровождения учащихся с задержской психического развития в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», апрель 2015 года (имею сертификат);

Имею благодарственное письмо за помощь в организации и проведения педагогической практики студентов Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева, апрель 2015 года.

Имею публикации:

Член авторского коллектива учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» серия «Инклюзивное образование», под ред. О.А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015;

Имею монографию «Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева Козыревой О.А., июнь 2016 года;

Имею статью «Основные проявления нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста» в журнале международных гуманитарных исследований «The Newman in foreign policy ».

Приняла участие во всероссийском дистанционном конкурсе инновационных образовательных программ, проектов, идей «На пути к успеху» октябрь 2016 года (имею диплом I степени).

4. Эффективный социальный опыт

Периодически провожу занятия в области культурно-просветительской деятельности, с целью формирования общей культуры обучающихся. С 10 – 24 мая 2014 провела декаду русской письменности. Цель декады: привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию общей культуры личности, социализации и развитию гражданской позиции. После проведения ряда мероприятий, детям стала интересна тема «Кирилл и Мефодий - первоучители славянские», что послужило стимуляцией для активного участия, наших ребят во всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» в номинации «Изобразительное искусство» и «Литературное творчество».

Приняла участие в:

Районном фестивале самодеятельного творчества работников образования Советского района «И нет границ талантам педагога», посвященного 80-летию Красноярского края, в номинации «Декоративно-прикладного искусство», март 2015 года, имею грамоту лауреата;

Имею благодарственное письмо за активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., май 2015 года;

Имею грамоту за участие в городской игре-квесте «Мой любимый город», март 2016 года;

Сообщаю о себе следующие сведения:

    1998 году окончила Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького по специальности «Преподавание в начальных классах»;

    2010 году окончила Сибирский федеральный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» присуждена квалификация учитель начальных классов со специализацией «Организация логопедической работы»;

    2016 году прошла профессиональную переподготовку в «Московском психолого-социальном университете» с присвоением квалификации: учитель-дефектолог, 630 часов.

Стаж педагогической работы (по специальности) 13 лет, в данной должности 9 лет; в данном учреждении 2 года.

Имею благодарственное письмо от Министерства образования Красноярского края за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие системы образования в Красноярском крае, сентябрь 2015 года.

Сведения о повышении квалификации:

    «Актуальные технологии коррекции речевых нарушений («Логопедический массаж», «Логопсихотерапия», «Психолингвистика»)» КГАОУ ДПО (ПК)С, с 22.10.2012 по 07.11.2012 (120 ч.)

    "Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС в условиях инклюзивного образования" г. Красноярск, КГПУ им.В.П. Астафьева, с 25.05.2015 по 05.06.2015 года (72 ч.).

Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 101-122- 434. Вхожу в состав клуба логопедов «Логобург».

Имею активную жизненную позицию.

Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

На основании положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 26.06.2000г. №1908), тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17.08.95г. №4б) и утвержденной приказом Минобразования РФ от 31.08.95г. №463/1268, решения Главной аттестационной комиссии (приказ №2521 Минобразования РО от 06.12.04г.), мне, Бесединой Светлане Федоровне, учителю-логопеду МДОУ ЦРР - д\с №9 «8 марта» г.Зернограда была присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель-логопед».

Аттестация проходила в форме «Экспертное заключение профессиональной деятельности».

Основная часть

Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких детей недостатков речи. Согласно положению «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», принятому Министерством образования Российской Федерации 14 декабря 2000 года в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием речи. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонем родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение навыков письма и чтения.

В течение ряда лет неуклонен рост числа школьников, имеющих частичные нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия), проявляющиеся специфическими ошибками стойкого характера не может не вызывать недоумения. Ведь многие из этих детей вообще не попадали в поле зрения логопедов, заметных речевых нарушений у них не было выявлено. Подобное возможно потому, что чтение и письмо представляют собой многоуровневые психофизиологические процессы, а их расстройства обусловлены недостаточностью психических функций и, в большей степени, несформированностью фонематических процессов.

В настоящее время велика потребность начальной школы в детях, подготовленных к овладению чтением и письмом, но ощутим недостаток научно-практических разработок, программ, методик по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей с нарушением речи, а также формированию фонетико-фонематических процессов у детей, не имеющих выраженных нарушений звукопроизношения.

Таким образом, широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

В специальной педагогике особенности развития фонетико-фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями изучали: Р.Е.Левина, Л. Ф. Спирова, Г.А. Каше, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинская, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова и многие другие.

Анализ логопедической практики показывает, что современная коррекционная педагогика нуждается в систематизации ценных положений соответствующих теорий и формировании на их основе новых идей, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста фонетико-фонематической системы речи.

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: разработать систему коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей, выявить оптимальные для этого условия.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявить условия эффективного формирования фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему коррекционных мероприятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.

Обследование детей с речевой патологией осуществлялось в два этапа. На первом этапе обследования использовался ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

На втором этапе проводилось более углубленное индивидуальное обследование c использованием принципа динамического изучения. Было произведено комплексное изучение личности ребенка, определен уровень речевого развития и выявлен уровень сформированности фонематических процессов. (см. Приложение 1)

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведенный анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, было определены следующие направления:

  1. Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.
  2. Адаптация предложенной системы к условиям ДОУ.
  3. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Л.В.Лопатиной, Г.А.Каше, В.К.Орфинской и др. и используя собственный практический опыт, разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов см Приложение 2).

Из данной схемы видно, что основным содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие, является компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. На логопедических занятиях в процессе работы с дошкольниками использовались различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Всю работу можно представить в таблице «Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов» (см. Приложение 3).

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные формы и приемы обучения, такие как занятия-игры, занятия-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, занятия-развлечения, логопедические праздники, физкультурно-речевые и музыкально-речевые занятия. К каждому занятию подобраны упражнения, задания, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делало занятия интересными, увлекательными для детей.

Так как у детей, имеющих речевую патологию, наблюдается недостаточность развития психических функций, недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, немаловажной задачей считаю повышение интереса к занятиям, развитие внимания и речевой активности. Целенаправленно работая над проблемой внедрения комплексно-игрового метода в процесс коррекционного обучения, убеждена, что учебно-игровая ситуация создает максимально благоприятные условия для развития детей и решения задач коррекционной направленности. С этой целью изготовлены и успешно апробировались наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы.

  1. Наглядно-игровое средство «Город правильной речи» способствует формированию навыка звукобуквенного анализа и синтеза, является зрительной опорой и игровой ситуацией на занятиях по формированию фонематического восприятия, звукопроизношения. «Город» оснащен многочисленными съемными деталями, нагрудными знаками, буквами, слоговыми рядами.
  2. Дидактическая игра «Логопедические бусы» - способствует развитию фонематического восприятия, формирует навык звукобуквенного анализа, развивает мелкую моторику.
  3. «Световое табло» - способствует дифференциации звуков, создает дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности.
  4. «Цветик-семицветик» - многофункциональное пособие, на его основе проводится более 11 видов игр и упражнений как для развития фонетической стороны речи, так для формирования лексико-грамматических категорий, связной речи.
  5. «Игровизор» - способствует развитию связной монологической речи, а также основных психических процессов, действует на основе приемов мнемотехники.
  6. Панно «Поезд» - содействует обогащению словаря, грамматического строя речи, развивает тонкую моторику и координацию движений.
  7. «Аквариум» - направлен на формирование звукопроизношения, формирование предложно-падежных конструкций, развитие словаря.
  8. «Сказочное путешествие» - настольно-дидактическая игра, направленная на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Результат логопедической работы во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива, а особенно от взаимодействия, преемственности в работе воспитателей и специалистов. На протяжении ряда лет успешно разрабатывается и используется перспективное интегрированное тематическое планирование, которое отражает всю систему коррекционно-образовательного процесса. Такое планирование позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса четко ставить перед собой цели, задачи, и методы реализации, определять содержание, видеть систему работы и ее этапы, намечать результаты, которых следует достигнуть к концу года.

В целях обеспечения комплексного воздействия была создана картотека «Веселая разминка» для педагогов ДОУ, содержащая комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, физкультурных разминок для детей с речевой патологией. Многие упражнения самомассажа кистей рук и пальцев рук апробировались на физкультурных и логоритмических занятиях, элементы дыхательной гимнастики использовали воспитатели.

На сегодняшний день проблема сотрудничества учителя-логопеда с родителями становится более актуальной и имеет приоритетное направление. Считаю, что эффективность коррекционного процесса обеспечивается при наличии следующих условий:

  1. Установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Осуществление информационно-просветительской работы, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в коррекционном процессе;
  3. Обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции речи.
  4. Разработка новых форм взаимодействия с родителями.

С целью оптимизации работы в этом направлении была разработана стратегия взаимодействия с родителями, разработан план работы с семьей. (см. Приложение 4)

Практически все родители всегда заинтересовано относятся к логопедическим занятиям. Они принимают активное участие на собраниях, консультациях, посещают открытые просмотры логопедических занятий. Такой принцип открытости обучения всегда увеличивает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка, повышает роль педагогов ДОУ. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность.

О результатах проведенной работы свидетельствуют и результаты анкетирования родителей: 89% родителей полностью удовлетворены работой учителя-логопеда, у 65% родителей изменилось отношение к обучению в логопедической группе.

Выводы:

Итак, проводимая на протяжении ряда лет коррекционная работа дает положительные результаты. Разработанная и используемая система коррекционной работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию основных компонентов фонетической стороны речи, фонематического восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, формированию дифференцированной общей и тонкой моторики, развитию артикуляционного праксиса, а тем самым является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Сравнительный анализ уровня развития фонетико-фонематических процессов в период с 2004 по 2009г. показал качественный рост сформированности фонематических представлений в среднем на 27%. Причем с высоким уровнем увеличилось количество детей на 12%, со средним уровнем на 15%.

О положительных результатах проводимой коррекционной работы свидетельствуют заключения ПМПК г.Зернограда. За последние пять лет мною было выпущено две подготовительные группы, всем детям рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Анализируя качественные и количественные показатели работы по проблеме развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, намечены следующие перспективы:

  1. С целью повышения эффективности и качества логопедической работы продолжать совершенствование работы над развитием фонематических процессов, пополняя ее практическим и теоретическим материалом.
  2. Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования новых форм работы с родителями.
  3. Продолжая работу по совершенствованию фонематических процессов, совершенствовать просодические характеристики речи, используя различные формы работы по развитию у детей интонационной выразительности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать