Пальчиковая гимнастика дом животные. Картотека пальчиковых игр на тему «Домашние животные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Физкультминутка по теме «Домашние животные»

Лошадки»

Эй, лошадки все за мной! Поспешим на водопой. (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот широкая река, в ней холодная вода, пейте! (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

Хорошая водица, поступим копытцем! (поочередное притопывание то левой, то правой ногой)

Эй, лошадки все за мной, поскакали – ка домой! (цоканье кончиком языка)

Мы пришли на скотный двор, Дети ходят обычным шагом.

Для животных здесь простор.

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней, Ходят с высоко поднятыми коленями

Грациозных,стройных.

И гуляем по лугам,

Светлым и привольным.

Цок-цок-цок.

А теперь табун галопом Бегают с высоко поднятыми коленями

Быстро скачет по лужку.

Иго-го,-кричим мы громко

Молодому пастушку.

Мух корова отгоняет, Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»

Бьёт хвостом туда-сюда.

Больно оводы кусают.

Мошек столько,что беда.

На пригорках и в канавках Делают наклоны вниз

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле,

Звонко блеют они: «Бе-е-е».

Скачут козлики по лугу, Прыгают

Рожками бодаются.

«Ме-е-е»,-кричат друг другу,

Весело играются.

Стихи по теме «Домашние животные»

К домашним животным

Мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади,

Овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

Коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны,

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

Загадки про диких животных

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке

Целый день скок-поскок:

Отыскала грибок,

Нанизала на сучек-

Заготовила в прок.

За горами, за полями,

За высокими лесами

Хищник – ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами щелк.

Зайца нелегко поймать,

Должен он его догнать.

Как права та поговорка,

Что, мол, ноги кормят…

Рыжая плутовка,

Умная головка,

Очень хитрая притом,

Заметает след хвостом.

Он похож на елку,

Шуба вся в иголках.

Бежит по дорожке,

Топ-топ бегают ножки,

Мимо леса, мимо елок,

На спине пятьсот иголок.

Вдруг увидел волка,

Поднял все иголки.

Стал на мячик он похож,

Ну конечно это …

Он колючий, словно елка:

Носит острые иголки

Неуклюжий, косолапый,

Может громко он реветь,

Спит в берлоге, лижет лапу-

Это бурый наш…

(Медведь)

По чаще идет

Таежный хозяин-

Валежник ломает,

Пчел разгоняет.

Что за зверь,

Кто отгадает?

(Медведь)

По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Загадки про домашних животных

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачек?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из копытца.

(Поросенок)

Шубу тонкую в колечках

Носит тихая…

В капусту он забрался

Осеннюю порой

Рогатый и лохматый

И с длинной бородой.

Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая...

Говорит она нам «му - му!»,

Ночью спит в своём хлеву,

Днём на пастбище идет.

Молочко нам всем дает.

Мягкие лапки,

А в лапках царапки

У норы она сидит

И добычу сторожит.

Сама мохнатенькая

Да усатенькая,

Зеленые глаза-

Всем мышам гроза.

Загадки про домашних птиц

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Пестрая крякушка

Ловит лягушат,

Ходит в развалочку-

Спотыкалочку.

Это кто пищит пи-пи

Из яичной скорлупы?

Может - курочкин ребёнок?

Вылупляется...

(Цыпленок)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

Ко – ко, ко-ко! Ко - ко, ко!

Мамой быть ей нелегко!

Уложить под крылья спать.

И зовут мамашу - квочка!

Строго квохчет у беседки.

Их ещё зовут - наседки!

Потешки по теме «Домашние животные»

Кот на печку пошел

Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли.
- О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать:
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.

Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»

«Коготочки»

У Кошкиной дочки поджать подушечки пальцев правой руки

На лапках коготочки к верхней части ладошки. Большой палец

Ты их прятать не спеши прижать к указательному.

Пусть посмотрят малыши! Произносить громко «Мяу». Несколько раз можно

Продолжать игру со второй рукой. В заключении Провести занятие двумя руками

«Козочка»

Шел старик дорогою, Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогою. Рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем, показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

«Уточка»

шла уточка бережочком, «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Шла серая по крутому.

Вела детей за собой,

И малого, и большого, Загибают безымянный палец, большой палец.

И среднего, и меньшего Загибают средний палец и мизинец

И самого любимого Загибают указательный палец

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

«Два козлика»

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.

«Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
"Фонарики".
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,- педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
§Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер,
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
§Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика по лексической теме

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«Коготочки»

У Кошкиной дочки поджать подушечки пальцев правой руки

На лапках коготочки к верхней части ладошки. Большой палец

Ты их прятать не спеши прижать к указательному.

Пусть посмотрят малыши! Произносить громко «Мяу». Несколько раз можно

Продолжать игру со второй рукой. В заключении

Провести занятие двумя руками

«Козочка»

Шел старик дорогою, Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогою. Рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем, показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

«Уточка»

шла уточка бережочком, «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Шла серая по крутому.

Вела детей за собой,

И малого, и большого, Загибают безымянный палец, большой палец.

И среднего, и меньшего Загибают средний палец и мизинец

И самого любимого Загибают указательный палец

Козочка

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Два котёнка

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Гав-гав!»

Два жеребёнка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у-у!»

Смотри, какие рога!

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

КОТЯТКИ

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (
имитируем все указанные в стихотворении движения )

КОШКА И ГОРШОК С МОЛОКОМ

В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Под копытами - трава,
Опускаем подбородок.
А над головой - листва.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись - капусту кушай,
Наклоняемся вниз.
А вверху - большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,
Поворачиваемся назад.
Впереди кусты цветут,
Возвращаемся обратно.
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево.
Здесь - сто ягодок, там - двести,
Наклоны вправо-влево.
Козлик крутится на месте.
Крутимся.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Наклонив голову, убегаем от "пса".

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

"Фонарики".
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку".
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.


Начиная с самого раннего возраста, малыш нуждается не только в основном уходе, но и в эмоциональном и интеллектуальном воспитании. Одним из наиболее эффективных и доступных методов развития являются пальчиковые игры, основанные на повторении различных движений с помощью рук в процессе прочтения стихотворений для детей. Особенно нравятся малышам веселые стишки про животных, ведь они очень увлекательны и интересны.

Польза пальчиковых игр для малышей

Пальчиковые игры чрезвычайно важны для развития мелкой моторики рук ребенка. В процессе обучения малыш лучше начинает чувствовать свои пальчики, управлять движениями рук, захватывать даже самые мелкие предметы. Кроме того, польза подобных игр состоит в следующем:

  • обучение пальчиковым играм способствует лучшему развитию умственных и познавательных способностей малыша, укрепляет его память. Ритмичный повторяющийся текст обычно легко запоминается благодаря выполнению различных движений руками;
  • движения малыша становятся более точными и скоординированными;
  • в будущем ребенок сможет более легко овладеть творческими навыками (рисованием, скульптурой, лепкой), чем его сверстник, с которым не проводились подобные занятия;
  • совершенствуется процесс овладения речью. Ребенок быстрее и лучше научится разговаривать, станет более коммуникабельным на фоне других детей;
  • в процессе игры укрепляется эмоциональный и душевный контакт между матерью (или другим родственником) и малышом. Даже если с течением времени ребенок забудет точный текст стихотворения и даже не станет вспоминать о занятиях, в его подсознании навсегда запечатлится атмосфера веселой игры и любви старших родственников.

Приступать к изучению пальчиковых игр целесообразнее всего тогда, когда малыш в состоянии удерживать в руках различные предметы: обычно это происходит в пяти , шести или семи месячном возрасте, а иногда и раньше. В годовалом возрасте ребенок будет с интересом слушать стишки-считалочки, а через несколько лет сможет рассказать их наизусть.

Виды пальчиковых игр про животных

Наиболее интересными для малыша являются пальчиковые игры с использованием стишков, в которых персонажами выступают дикие или домашние животные. Любой малыш видел различных зверюшек во дворе дома, на даче, по телевизору или на компьютерном мониторе, поэтому испытывает неподдельный интерес к пушистым или пернатым созданиям. Героями различных сказок для детей также являются преимущественно домашние и дикие звери или птицы, что лишь добавляет популярности подобным персонажам.

Одной из самых популярных пальчиковых игр является «Зайчик ». Она подразумевает выполнение различных действий с помощью рук или пальцев в такт ритму стишка про зайку. В процессе ее проведения происходит тренировка движений пальцев, совершенствование координации движений, развитие памяти малыша. Указанная игра наиболее интересна детям в возрасте от 3 до 4 лет.

Зайчик

Жил-был зайчик (хлопаем в ладоши вместе с ребенком)
Длинные ушки (выпрямляем указательный и средний пальцы в виде «ушек», остальные пальчики держим сжатыми в кулаке)
Отморозил зайчик (сжимаем, а затем разжимаем все пальцы)
Носик на опушке (осторожно трем носик)
Отморозил носик (снова трем носик)
Отморозил хвостик (хлопаем копчик)
И поехал греться (крутим воображаемый руль руками)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разводим руки)
Волка нет (делаем запрещающий знак указательным пальцем)
И дают морковку
На обед (поглаживаем животик ребенка).

Также довольно популярной является пальчиковая игра «». Для ее выполнения понадобится резиновый игрушечный ежик или небольшой шарик с неровной поверхностью, который можно раскрасить в виде ежика. С помощью игрушки малыш будет совершать массажные движения, совершенствовать ловкость рук. Стишок «Ежик» можно использовать для занятий с детьми в возрасте от 2 до 4 лет , когда малыш уже может самостоятельно играть с различными предметами и крепко держать их в руках.

Ежик-ежик колкий (берем в руки игрушку)
где твои иголки (помогаем малышу катать ежика между ладошками)
Надо бельчонку
сшить распашонку (катаем ежика по животику малыша)
Шалуну зайчишке
починить штанишки (при этом катаем игрушку по ножкам ребенка)
Фыркнул ежик: «отойдите
И не плачьте, не просите! (начинаем катать ежика по полу)
Если дам иголки –
съедят меня волки» (прячем ежика на место: в коробку или игрушечный домик).

Очень интересным является пальчиковая игра «Медведь ». В процессе ее выполнения совершенствуется моторика пальцев рук, так как ребенок поочередно совершает движения разными пальчиками. Стишок о медведе будет интересен 3-летним детям и старше: к этому возрасту малыши уже начинают запоминать стихи и пытаются их повторять за родителями.

Медвежонок

Медвежонок в гости шел (держим руки перед собой)
К рыжей белке он зашел (прикасаемся большим пальцем к кончику указательного пальца)
И на озеро к бобру (прикасаемся этим же пальцем к среднему пальцу)
И к ежу зашел в нору (дотрагиваемся до безымянного пальца)
Даже к комаришке (прикасаемся к мизинцу)
Заходил наш мишка!

Излюбленным персонажем всех детей является петушок , который не только внешне красив, но еще и эффектно кукарекает, созывая всех курочек к себе. Пальчиковая игра «Петушок» способствует совершенствованию движений пальцев и кистей рук. Развивает внимание и сообразительность , ведь при прочтении каждой строчки стихотворения необходимо синхронно совершать различные движения. Стих о петушке наверняка понравится даже двухлетнему ребенку, а 3-летний малыш сможет выучить его наизусть.

Петушок

Петя-Петя-Петушок (при этом соединяем большой и указательный палец руки в виде клюва)
Золотой наш гребешок (одновременно скрещиваем пальцы двух рук в виде «гребня»)
Шелкова головушка (ребенок гладит себя по голове)
Масляна бородушка (гладит по подбородку)
Что ты рано встаешь? (приподнимаемся на носочки, одновременно поднимая руки вверх)
Голосисто поёшь, деткам спать не даешь («засыпаем», складывая руки под щеки).

Издавна большой популярностью пользуется стишок о козе и козленке . В процессе его прочтения ребенок выполняет широкие круговые движения руками, что является мини-гимнастикой для рук. Рекомендуется использовать эту игру при занятиях в детьми в возрасте от 2 до 4 лет.

Коза и козленок

Идет коза рогатая (ребенок изображает рога, распрямляя указательный палец и мизинец, остальные пальчики держит согнутыми)
Идет коза бодатая (наклоняем «рога» немного вниз и вперед)
За ней козленочек бежит (пальчиками проводим по поверхности стола, имитируя «бег»)
Колокольчиком звенит (три пальчика соединяем в щепотку, изображая колокольчик).

Также можно поиграть с ребенком в пальчиковую игру «Домашние животные », задействовав при этом знакомых ему персонажей – животных, которые живут в доме или которых он видел когда-либо. Указанная игра будет способствовать развитию памяти малыша и совершенствованию движений пальцев рук. Целесообразно разучить этот стишок с 4-6-летним малышом , так как для совсем маленьких детей текст является слишком сложным.

Домашние животные

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальчики на руке)
Как животных нам назвать? (свободной рукой делаем вопросительный жест)
Самых близких, самых верных (этой же рукой машем в сторону собеседника)
Каждый знает их, наверно (одновременно хлопаем в ладоши)
Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы поочередно на другой руке)
Как назовем их? Подумай немножко (выполняем вопросительный жест)
В доме с хозяином дружно живут (соединяем руки в виде домика)
Значит, домашними все их зовут.

Вместо вышеуказанных животных в этом стихотворении можно назвать тех домашних питомцев, которых ребенок видел сам, причем можно называть не только вид животного, но и его кличку.

В качестве пальчиковой игры про диких животных можно использовать стихотворение «Мышонок». В процессе занятия улучшается точность движений рук малыша, тренируется память и внимание. Дети в возрасте от 3 до 5 лет с удовольствием включатся в эту игру.

Мышонок

Этот мышонок в норке сидит (складываем все пальчики на руке в кулачок)
Этот мышонок в поле бежит (выполняем «бегающие» движения двумя пальцами по столу)
Этот мышонок колосья считает (перебираем пальчиком какие-либо мелкие предметы)
Этот ребенок зерно собирает (передвигаем предметы с места на место)
Этот мышонок кричит: «Ура! (хлопаем в ладоши)
Все собирайтесь, обедать пора» (выполняем «приглашающее» движение руками к себе).

Вышеперечисленные игры можно использовать для занятий с детьми в возрасте от семи -восьми месяцев до трех-шести лет. При их выполнении следует обратить внимание, какие стишки больше всего нравятся ребенку, и использовать их в дальнейшем в обучении. Занятия должны быть непродолжительными (по 5-8 минут), ведь в раннем возрасте внимание малыша трудно удержать в течение длительного времени.

I. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему: «Домашние животные»

1. Голосовые упражнения.

Холодно!

Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»?

Открывайте поскорей! Мяу!

Очень холодно зимой! Мяу! –

Мурка просится домой, - Мяу!

(О. Высотская)

Конь

Скачет конь наш:

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, -

Слышен топот быстрых ног.

Перешёл он на галоп: топ, топ, топ.

Все спят…

Жучка тявкнула во сне: «Ав!»,

А потом зевнула: «А-а-а-…»

В мягком кресле, у окна,

Кошечка уснула: «Мур-р-…»

(С. Капутикян)

Огорчённый телёнок

Слышно в поле: «Му-у-у-…, му-у-у-…»

Кто зовёт и почему «Му-у-у-…»?

Это же телёнок!

Бурёнкин он ребёнок!

Очень огорчается:

Никто не откликается! «Му-у-у-…!»

2. Мимические упражнения

«Гордость»

У кошки Мурки есть котёнок:

Пушистый маленький ребёнок.

Гордится им папаша-кот:

«Породой он в меня пойдёт!»

(Е.Г.Карельская)

«Сердитый Полкан»

Почему сердит, Полкан?

Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, -

Всё! Не буду я служить!

(Е.Г.Карельская)

«Жучка улыбается»

Жучка, Жучка, - вот пакет!

Там полным-полно конфет!

Съела Жучка весь пакет,

Улыбнулась мне в ответ.

(Е.Г.Карельская)

«Удивлённый котишка»

Полосатый кот-мурлышка

Водит носиком по книжке:

Почему не пахнут мышки,

Нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать!

Лапой только: хвать да хвать!

(по мотивом стихов Г.Лагздынь)

3. Артикуляционные упражнения.

«Копытца »

Язычок ведь, как копытца,

Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет,

Лишь усердней цокать станет.

(Е.Г.Карельская)

«Пушок лакает молоко»

(лакательные движения языком)

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

(Е.Г.Карельская)

«Лошадка улыбается»

(Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.)

Улыбается лошадка:

Видно жить лошадке сладко!

Зубки ровные лошадка

Показала нам украдкой.

(Е.Г.Карельская)

(Е.Г.Карельская)





4. Дыхательные упражнения.

II. ФОНЕТИКА

1. Уточнить произношение согласных звуков [г], [п], [пь], [м], [мь], [к], [кь] в слогах и словах (конь, лошадка, корова, бык, молоко, мычит, собака, голова, кот, котёнок, мяукает и т.д.)

2. Закреплять умение воспроизводить ряд слогов (гав-гав, ав-ав, му, мяу, мур, и-го-го) на одном выдохе

3. Звукоподражания в текстах.

Маша и кошка

Маша принесла домой кошку. Кошка жалобно мяукала: «Мяу-мяу !» Маша налила кошке молока и позвала: «Кис-кис !» Кошка лакала молоко. После еды кошка умывалась лапкой и ласково мурлыкала: «Мур-р - р, мур-р-р-…».

Пастушок

Ранним – рано поутру

Пастушок: ту-ру-ру-ру .

А коровки вслед ему:

«Му-му-му!», да «Му-му-му!»

Две собачки

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

- Ав, ав, ав !

- Гав, гав, гав !

Тишка

С нами вместе кот живёт,

Песни весело поёт: «Мур-р-р-…».

Это – наш котёнок Тишка.

Он совсем ещё малышка: «Мяу!»

(В. Берестов)

Лошадка

Лошадка скачет далеко,

Кричит лошадка:

«И-го-го !!»

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

1.Называть животное и его детёнышей.

Кошка – котёнок – котята Корова – телёнок – телята

Собака – щенок – щенята Лошадь-жеребёнок - жеребята

2. Части тела животного (нос, лапа, ноги, копыта, шея, глаз, шерсть, хвост, живот, спина, зубы, когти, ухо и т.д.).

3. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

4. Понимать и употреблять в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Кошки – мышки

Эта ручка – мышка. (Правая рука.)

Эта ручка – кошка. (Левая рука.)

В кошки – мышки поиграть (Пошевелить пальцами.)

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребёт, (Соответственно.)

Мышка корочку грызёт. (Правая рука «покусывает» пальцы левой руки.)

Кошка это слышит (Рука к уху.)

И крадётся к мыши. (Правая рука «крадётся».)

Про кошку

Раскроем ладошку, расскажем про кошку.

Вот кулак, (Сжать кулак .)

А вот – ладошка, (Раскрыть ладонь. )

На ладошку села кошка. (Соответственно из пальцев. )

И крадётся, и крадётся, (Пальцы взбираются по руке.)

Видно мышка там живёт.

Кошка мышку там найдёт. (Пробежать пальчиками по предплечью и плечу .)

Шёл один я по дорожке

Шёл один я по дорожке. (Пальцы «шагают» по столу .)

Шли со мной мои две ножки. (Показать два пальца .)

Вдруг навстречу три щенка:

Ой, мы видели кота! (Из пальцев .)

У него четыре лапки, (Показать четыре пальца .)

А на лапочках - царапки. («Цапки – царапки».)

Раз, два, три, четыре, пять, - (Загибать пальцы .)

Надо быстро убегать! (Пальцы «убегают».)

Игра «Десять котят»

(Ладони и пальцы обеих рук прижаты друг к другу. Локти стоят на столе .)

У Мурочки нашей есть десять котят. (Покачать руками из стороны в сторону не разъединяя пальцы.)

Сейчас все котята по парам стоят. (Постукивать соответствующими пальцами друг

Два толстых, два ловких, о друга, начиная с большого.)

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых и самых красивых.

V. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Кошка

(Все движения выполняются в соответствии с текстом .)

Кот Федот и котята.

(Все движения выполняются в соответствии с текстом.)

Все котятки мыли лапки: вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали: вот так, вот так…

На ковре котята спят: «Мур-мур, мур-мур!»

Просыпаться не хотят: «Мяу – мур!»

Тихо спят: спина к спине,

И мурлыкают во сне: «Мур – р – р -….».

На животик все легли,

Расшалились, как могли: «Мяу!»

Лапки вверх и все подряд

Кувыркаются, шалят!

Вот идёт лохматый кот,

А зовут его Федот.

Что за детки здесь шалят?

Напугаю всех котят!

(И. Лопухина)

Кот умывается

Как умывается кот? (Удивлённо развести руки в стороны .)

Он открывает рот, (Соответственно .)

Высовывает язык, (Соответственно .)

(Это он делать привык!)

Слюнявит свою лапу, (Имитация .)

И, словно снимая шляпу, (Соответствующие движения .)

Ведёт лапу от затылка – к носу,

Не дожидаясь вопроса: (Погрозить пальцем .)

«Когда ты умывался? (Руки – в бока .)

Или немытым остался?!» (Укоризненно покачать головой .)

(Е.Г.Карельская)

Бык и бычок

У быка бока крутые. (Руки на пояс. )

У быка рога витые. (Показать большие крутые рога быка над головой. )

У быка большие ноги, (Наклониться к ногам.)

У быка характер строгий. (Погрозить пальцем.)

У бычка, как палки, ножки, (Потопать ножками.)

У бычка смешные рожки. (Из двух указательных пальцев – рожки над головой.)

Хвостик у бычка короткий, (Рука сзади изображает коротенький хвостик.)

У бычка характер кроткий. (Голова наклоняется из стороны в сторону, милое выражение лица.)

(Е. Карганова)

Кошки – мышки

Мягко кошка, посмотри,

Выпускает коготки.

И легонько их сжимает:

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевай,

Вмиг от кошки убегай!

(Е. Савельева)

Дудочка

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А мы дудочку нашли,

Пастушку мы отнесли.

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Бурёнушка лежит,

На теляточек глядит.

VI. ЗАГАДКИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Усатая, полосатая, мурлычет весь день, играть ей не лень! (Кошка )

Усатый, полосатый, спит весь день, играть ему лень… (Кот )

Мохнатенькая, усатенькая. Молоко пьёт, «Мур – р – р …» поёт. (Кошка)

Зовёт: «Му-у-у… Молочка кому-у-у-…»? (Корова)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака )

Подскажи словечко!

Кто такая Пушка?

Пушка лапой уши мыла

На скамейке у окошка.

Пушка моется без мыла,

Потому что Пушка - … (кошка ).

(В. Левин)

Умывалась утром лапой,

Сидя на окошке.

Кто же в гости к нам пришёл?

Серенькая … (кошка ).

Кто кем становится

Жил – был маленький щенок.

Он подрос, однако.

И теперь он не щенок,

А взрослая … (собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал … (конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был … (телёнком)

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягнёнком).

Ну, а важный кот Пушок –

Маленьким … (котёнком).

(А. Шибаев)

У коровы в Новый год

Родился ребёнок.

И прозвали все его

Ласково - … (телёнок ).

Кто пасётся на лугу?

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Кони?

Нет, не кони!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко …

Козы?

Нет, не козы!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Правильно – коровы.

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы.

(Ю. Черных)

Шерсть блестит и так гладка!

На ногах – копыта.

Сена дашь, и будет сыта

Бурая … (лошадка ).

(Е.Г.Карельская)

VII. ПОТЕШКИ И СТИХИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Наш кот

(потешка)

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Три-та-та!

(потешка)

Три-та-та! три-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Иван Петровича.

Котик

(потешка)

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пи рожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Ах, коток!

(потешка)

Ах, коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок

И спрятал в уголок.

А бабушка догнала

И за ушка подрала.

Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.

На печи калачи,
Как огонь горячи.

Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Приди, котенька!

(потешка)

Приди, котенька, коток,

Приди серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Приди с Костенькой играть.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

Шубу новую сошью

И сапожки закажу.

Идёт котенька

(потешка)

Идёт котинька по лавке,

Утирает лапкой глазки.

О чём, котенька, ты плачешь?

О чём, серый, слёзы льёшь?

Как мне горьких слёз не лить?

У меня ли, у кота,

Больно мачеха лиха.

Она била кота, приговаривала:

«Не ходи-ка ты, коток,

Ко соседу в погребок.

Не таскай-ка ты, коток,

Ни сметану, ни творог.

Не качай-ка ты, коточек,

Чужих малых деточек,.

Приди, серый, ночевать,

Нашу деточку качать».

Ой, баю, баю…

(потешка)

Ой, баю, баю, баю,

Живёт котик на краю.

Он не беден, не богат,

У него трое ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

Один серый, другой белый,
Третий Васька-простак,

Не зовёт отца никак!

Повадился коток

(потешка)

Уж как котенька-коток,

Кудреватенький лобок,
Как повадился коток

Во торговый городок.

Во торговый городок –

По сметану, по творог.

Как увидели кота

Два купца из окна.

Они хлопнули окном,

Побежали за котом,
Как ударили кота

Поперёк живота,
Растянул кот ножки

Поперёк дорожки.

Кисонька-мурысенька

(потешка)

Кисонька-мурысенька,

Где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

Одна!

Не ешь одна! Не ешь одна!

Сколько?

Сколько у кошки ушей?

Ну-ка, скажи поскорей!

Столько же, сколько и глаз.

Мы догадались тотчас.

Сколько у кошки хвостов?

Просто прохлопай, без слов.

Если один только хвост,

Будет ответ очень прост.

Сколько их? Три или пять?

(О. Александрова)

Добрая кошка

Молоко лакала кошка

И оставила немножко.

«Пусть, - подумала она, -

Мышка выпьет всё до дна».

(В. Степанов)

Кошка Мурка

Мяу-мяу!..

Кто теперь

К нам царапается в дверь?

Эта ваша кошка Мурка.

Мурка – серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.

(С. Капутикян)

Считалка для кошки

Раз, два, три, четыре, пять,

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

« Кошка есть, а мышки – нет!»

(В. Левин)

Какой кот?

Почему ты чёрный, кот?

Лазал ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Меня пёс в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

(В. Левановский)

Проказник

Серый котик напроказил:

Он в кастрюлю лапой лазил…

Угостился молочком, -

Моет лапу язычком.

Оля это увидала,

Удивилась и сказала:

«Разве ты не знаешь, киска,

У тебя своя есть миска!»

Обновка

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как же надевать?

Хвостик некуда девать!

(Е. Благинина)

Вежливый хвостик

Воспитанный хвостик

У кошки моей.

Он всюду почтительно

Ходит за ней.

И в двери он прежде неё

Не войдёт –

Он вежливо кошку

Пропустит вперёд.

(Владимир Орлов)

На плоту

Плот, плот, плот плывёт.

На плоту – лохматый кот.

Ловит рыбу кот с плота

Много рыбы у кота

(Лев Сорокин)

Кот - рыболов

По тропинке над прудом

Ходит кот с пустым ведром.

Он хотел бы

Рыбку съесть,

Да боится в воду лезть!

Наш котёнок

У котёнка шёрстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шёрстку лижет

(Р.Селянин)

Киса Василиса

Есть у Васи киса,

Киса Василиса.

Хвост пушист у кисы,

Кисы Василисы.

Киса Василиса

На лису похожа.

Любит Вася кису.

Киса Васю – тоже.

(Л. Ульяницкая)

Котёнок

Жить котёнку интересно:

Прыгнул в бабушкино кресло,

Пряжу принялся мотать.

Где котёнок?

Не видать!

Размотали пряжу.

И нашли пропажу!

(В. Бардым)

Чёрное и серое

Чёрное

Тихонько дремало на полу.

Серое

Тихонько пряталось в углу.

Чёрное

Легонько лапой шевельнуло,

Серое

Проворно хвостиком вильнуло.

(И. Мазнин)

Что лучше?

Собака по травке бежала,

А Кошка на травке лежала.

Кошка подумала:

«Скучно лежать!

Лучше по травке

Бежать и бежать…»

Собака подумала:

«Тяжко бежать!

Лучше на лавке

Лежать и лежать…»

Собака лежала на лавке,

А Кошка бежала по травке.

(Тим Собакин)

Считалка

Суп варили Тобики,

Помогали Бобики,

Прибежали кошки,

Приносили плошки.

Стали кошки

Плошки мыть,

Выходи,

Тебе водить!

(Л. Лагздынь)

Маша обедает

Час обеда подошёл,

Села Машенька за стол.

Гав, гав, гав!

Кто это к нам?

Гав, гав, гав!

Кто это там?

Это я, ваш верный пёс,

Ваш Арабка – чёрный нос.

День и ночь я дом стерёг,

Наработался, продрог.

(С. Капутикян)

Щенок

- Пёсик, пёсик, чёрный носик,

Что ты вертишься волчком?

Даже шерсть встаёт торчком.

Мой ответ вам очень прост:

Я ловлю себя за хвост!

(Е. Благинина)

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,

Только трусит:

У крыльца щенок Трезор, -

Вдруг укусит?

Хочет в дом войти Трезор,

Только видит:

У окна сидит Егор, -

Вдруг обидит?

Дай молочка, Бурёнушка!

(потешка)

Дай молочка, Бурёнушка!

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко,

Масла, простоквашки,
Молочка да кашки.

Всем даёт здоровье

Молочко коровье.

Маленькая корова

Почему корова эта, -

Маленького роста? –

Отвечает Оле Света:

Очень даже просто!

Это же – ребёнок.

Это же – телёнок!

(В. Волина)

Почему телёнок ест?

Целый день телёнок ест.

Как ему не надоест?

Ест телёнок потому,

Что надо вырасти ему.

(И. Михайлова)

Ой ты, мой бычок!

(потешка)

Ой, ты, быська-бысенька,

Ой, ты, мой бычок, -

Золотая лысенька,

Смоляной бочок.

Рожки шаловливые,

Ножки торопливые,

Ты тихонечко ходи,

Наших деток не буди!…

Корова (потешка)

Ходит – бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молочка парного.

Саше, Маше и Маринке –

Будет всем по крынке.

Всем попить достанется,

И коту останется.

Телочка

Тёлочка, тёлочка,

На хвосте метёлочка,

Розовый ротик,

Белый животик.

Ножки пёстрые,

Рожки острые,

Мордочка тупая,

Вот она какая!

(В. Катаев)

Корова

В речку глянула корова,

А на дне лежит подкова.

«Эх, - подумала корова, -

Подходящая подкова».

С ней была бы я быстрей

Всех знакомых лошадей.

(В.Степанов)

Конь

Грива красная – не тронь!

На площадке конь-nbsp;0table border=p Ой, баю, баю…Если один только хвост,p align=огонь.

Попрошу-ка я коня:

«Прокати скорей меня!»

(Ев. Интулов)

VIII. Этюды на выражение основных эмоций.

Кот и колосок

Котик-кот, иди к доске, (Приглашающее движение руками .)

Расскажи о колоске!

Колосок, мои друзья, (Руки в стороны .)

Он усатенький, как я! (Погладить рукой воображаемые усы .)

(Г. Виеру)

Кот и кошка

(Дети встают парами: мальчик и девочка.)

Ходит кот по лавочке, (Мальчики важно вышагивают, выбрасывая прямую ногу вперёд .)

Водит кошку за лапочки. (Девочки берутся за юбочки, идут мелкими шажками на носочках .)

Топы – топы по лавочке,

Цапы – цапы за лапочки. (Дети идут рука об руку .)

Кот

Вышел кот на улицу (Кошачьи шаги .)

И от снега жмурится: (Соответственно .)

Я тропинок не найду у завалинок, (Руки к щекам, горестно покачать головой .)

Очень холодно коту (Похлопать себя по плечам, потереть их .)

Жить без валенок. (Наклониться к ногам, потом потопать ногами .)

Вдруг, решил, что не продует (Махнуть рукой .)

Шубку зимним ветерком,

И пошёл, как на ходулях, (Шаги на носочках .)

По забору прямиком.

(С. Баранов)

Кошкина уха

Говорит котятам Кошка:

Принесла я вам лукошко. (Вытянуть руки вперёд .)

А в лукошке свежий лук, (Демонстрация .)

И рыбёшек восемь штук!

И котятам у окошка

Подала лукошко Кошка.
Сели рядом пять котят, (Дети садятся на коврик. )
Все уху варить хотят… (Мешают воображаемой ложкой .)

У плетёного лукошка

Чистят рыбу и картошку. (Соответственно .)

Смолк кошачий писк и смех,

Лапы заняты у всех. (Покрутить кистями рук .)

(И. Демьянов)

Холодно!

Кто мяукнул у дверей: «Мяу!» (Жалобно мяукнуть.)

Открывайте поскорей! (Правым кулачком постучать по раскрытой ладони левой руки.)

Очень холодно зимой. (Поёжиться, растереть себя за плечи.)

Мурка просится домой. (Поскрести пальцами правой руки по раскрытой ладони левой.)

(О. Высотская)

Бычок

Маленький бычок, (Показать пальцами на голове рожки .)

Жёлтенький бочок. (Руки на пояс .)

Ножками ступает, (Переступать на месте ногами .)

Головой мотает. (Соответственно .)

Где же стадо? Му-у-… (Удивлённое выражение лица.)

Скучно одному-у-у-… (Выражение лица печальное .)

(В.Берестов)

Мы пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Энергичные шаги на месте.)

Вместе мы пошли гулять.

Навстречу – пёс Барбос: (Присесть, как это делают собаки.)

Хвост колечком, чёрный нос. (Показать рукой сначала «хвостик», а потом – нос.)

Котенька – коток

Котя – котенька – коток, (Вкрадчивые, осторожные шаги кота.)

Котя – острый коготок. (Показать «коготки» на обеих руках.)

Выйдет котя в огород – (Важная походка кота.)

Разбегается народ: (Бег на месте.)

Корова с телёнком, («Руки показывают «рожки» на голове.)

Лошадь с жеребёнком. (Бег лошадок с высоким подниманием колен.)

Художники

Мяу-мяв, - сказала кошка, - (Подражать повадкам и голосу кошки.)

Порисуем-ка немножко! (Движения рукой, как будто в ней – кисть.)

Проливаем краску на пол, («Переворачиваем» воображаемую банку с краской.)

Залезаем в краску лапой… (Соответственно.)

Разноцветные ладошки, - (Поочерёдные движения ладошками, как бы шлёпая по обоям.)

На обоях пятна.

Нас с братишкой, вместе с кошкой (Вздохнуть, горестно опустить голову.)

Наказала мама…

Киса

Здравствуй, Киса! Как дела? (Приветливый кивок головой.)

Что же ты от нас ушла? (Удивлённое выражение лица, развести руки в стороны.)

Не могу я с вами жить! (С обиженным видом.)

Хвостик негде положить! (Показать на «хвостик».)

Ходите, зеваете, (Соответствующие движения.)

На хвостик наступаете! (Грациозно подобрать «хвостик».)

Телезрительница

Телевизор вместе с нами (Подпереть голову руками, как бы всматриваясь в экран.)

Смотрит наша киска. (Какое – нибудь «кошачье» движение.)

Видит мышку на экране, (Кошка встрепенулась, напряглась, готовая прыгнуть.)

Мышка вроде близко! (Протянуть руку вперёд.)

Мог бы славный быть обед! (Кошка облизывается.)

Только – хвать! А мышки нет… (Соответствующее движение, а потом – разочарование на лице.)

(С. Муридли)

Что за шутки?

Это что ещё за шутки? (Упереть руки в бока, удивлённое выражение лица.)

Кот сидит в собачьей будке! (Изобразить кота.)

Выгнал Бобика взашей: (Соответствующее движение руками.)

«Ну-ка, брысь ловить мышей!» (Топнуть ногой, повелительный жест рукой.)

(И. Жуков)

Кошка Мурка

Мурка задумчиво в небо глядит: (Соответственно.)

Может быть, там колбаса пролетит? (Глубокомысленное выражение лица.)

Мысль, что бывают ещё чудеса, (Палец ко лбу.)

Даже приятнее, чем колбаса. (Махнуть грациозно рукой.)

(В. Друк)

Это – кот!

Лапы (показать руки ), туловище (демонстрационное движение руками ), хвост (правая рука сзади виляет, как хвостик).

Уха два (ладони над головой, - пошевелить ) и мокрый нос (указать на нос ),

Шёрстка мягонькая! (Гладяшие движения рукой.)

Коготки остренькие. (Показать «лапки-царапки» .)

Тут глаза (указательными пальцами показать глаза ), а вот и рот (указать на рот ).

Познакомьтесь! Это – кот! (Вкрадчивые кошачьи движения .)

Ну и котята!

Пять котят у мамы кошки. (Показать пять пальцев.)

Кошка села на окошко. (Присесть в позе «кошки»)

Мама кошка ждёт котят (Руку под щёку, выжидательная позиция.)

Ведь котята есть хотят! (Встать, всплеснуть руками.)

Молока и каша ждут! (Вытянуть вперёд раскрытые руки.)

Почему же не идут? (Удивлённо пожать плечами.)

Потому что пять котят

Очень любят шоколад. (Облизнуться, блаженное выражение лица.)

И котята убежали, (Бег на месте .)

Кашу есть они не стали! (Помотать головой.)

(Г. Галкина)

Лошадка

Одной рукой я травку рву, (Хватательные движения левой рукой .)

Другой рукой я тоже рву. (Хватательные движения правой рукой .)

Я травкой накормлю коня. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх, доброе выражение лица .)

Вот сколько пальцев у меня! (Раскрыть ладошки, растопырить пальцы, лицо весёлое .)

Жеребёнок

Малышу четвероногому научиться надо многому: (Назидательно погрозить пальцем.)

Быстро бегать, (бег на месте.) , крепко спать (руку под щёку)

Травку сочную щипать. (Руками рвём воображаемую траву.)

Постояла шатко (соответственно) и пошла лошадка. (Шаги, высоко поднимая ноги.)

Муся и котята.

У нас есть кошка Муся (Изобразить кошку .)

И пятеро котят. (Попрыгать на месте .)

Они, прижавшись лапками, (Взявшись за руки, сбиться «в кучу ».)

В обнимочку лежат.(Положить голову на плечо соседа .)

Котят ласкает Муся (Встать в круг .)

Шершавым язычком (Соответствующие движения языком .)

И досыта их кормит (Лакательные движения языком .)

Вкуснейшим молоком:

«Пусть будут зубки крепкие, (Показать зубки .)

Пусть будут когти цепкие, («Цапки – царапки »)

Пусть будут глазки чистые, (Потереть кулачками глаза .)

Пусть будут лапки быстрые!» (Разбежаться из круга и сесть на места .)

(Л. Олифирова)

Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №347 «Ладушки»

Картотека пальчиковой гимнастики

по лексическим темам

Разработала воспитатель

Мерзлякова Евгения Руслановна

Новосибирск 2016г.

Тема: «Наш Город».

«Веселые щелчки»

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить

в подушечку большого пальца. Остальные пальцы

поднять вверх. Указательный палец резким движением

вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По

аналогии выполнять щелчки средним, безымянным

пальцами и мизинцем.

Тема: «Овощи».

«Капустка»

(Движения прямыми ладонями верх - вниз, поочередное

поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о

кулачок. Сжимать и разжимать кулачок.)

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту трём – трём.

Мы капусту жмём – жмём.

Тема: «Фрукты».

«На базар за фруктами»

На базар ходили мы,

Кончик мизинца ритмично постукивает по мизинцу левойруки

Много груш там и хурмы.

Безымянные пальцы.

Есть лимоны, апельсины,

Средние пальцы

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные пальцы.

Но купили мы арбуз,

Большие пальцы

Это самый вкусный груз.

Пальцы сжимают в кулак, большой отводят ввером .

Тема: «Грибы, цветы, ягоды».

«Ягодки»

Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы

расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне

лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик от

основания до самого кончика, как будто снимая с него

воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой .

Будет полное лукошко

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой

также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко

Я поем еще чуть – чуть

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой

рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на

Тема: «Продукты питания».

«Блины»

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они,

Встали мы сегодня рано,

И едим их со сметаной.

Левая рука касается стола ладонью, правая рука –

тыльной стороной;

Смена позиции. Теперь левая рука касается стола

тыльной стороной,

правая рука касается стола ладонью. Упражнение

можно выполнять и на счет «раз - два».

Тема: «Сезонная одежда, обувь».

«Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два

крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии

делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными,

указательными и большим.

Тема: «Осень».

«Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладони к себе.Пальцы разведены в

стороны и напряжены. Послевыполненияупражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит

Покачивать руками из стороны в сторону.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

Покачивать руками вниз – вверх сгибая пальцы.

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

«Повстречались»

Повстречались два котенка

Два щенка:

Два жеребенка:

Два тигренка:

Два быка:

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы

правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю

строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и

мизинцы.

Тема: «Подводный мир».

«Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются

волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли…

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы

Рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете

движения, как будто раскапываете песок.

Тема: «Дикие животные и их детеныши».

«Медведь»

Бурыймишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«– Здравствуй, рыжая лисичка,

– Здравствуй, белочка-

сестричка!

– Здравствуй, серенький

волчонок!

– Здравствуй, беленький

зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно

касаться кончиков указательного, среднего, безымянного

пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

«Гуси»

Гуси песни распевали:

Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным,

плотно сложенным вместе /как первое движение в

песне «На танцующих утят быть похожими хотят» /

Посидели

Сжатые кулачки на коленях

Поклевали

Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и«клюём», по коленям.

Маму с Димой пощипали:

Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываемдруг друга.

Но от них мы убежали.

Шагаем всеми пальчиками обеих рук по коленкам, каксороконожки

Тема: «Зимующие птицы».

«Птичка клюет зернышки»

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" – это"клюв".

Не отрывая локоть от стола, "клювом"коснуться стола.

Пощёлкать"клювом

Тема: «Зима».

«На прогулке»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по – одному

Мы во двор пришли гулять,

«Идем» по столу указательным и средним пальцем.

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались,

Ведем указательным пальцем правой руки по ладони

левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп, и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щеки.

Тема: «Посуда».

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов к4лочков друг о

друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибаем пальчики по одному начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку.

И большую поварешку.

(Одна ладонь скользит по другой)

Мы посуду перемыли,

(Разгибаем пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

Тема: «Семья».

«Моя семья»

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал?

Быстро хлопают кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а

кончики остальных пальцев одновременно быстро

хлопают

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

Хлопают кончиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев

Да, да, да?

Хлопают кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопают кончиками безымянных пальцев.

Ах, сестричка, это ты?

Хлопают кончиками больших пальцев.

Да, да, да!

Хлопают кончиками мизинцев.

Все мы вместе, да, да, да!

Хлопают всеми пальцами.

Тема: «Новогодний праздник».

«Лыжник»

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро на лыжах до леса дошли,

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Указательный и средний пальцы вытянуть, опустить

вниз и поставить на 2 плоские счетные палочки. Это

«лыжник на лыжах». Мизинец, безымянный

прижать к ладони большим пальцем. Не отрывая

указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок

«едет» скользящими движениями по столу.

Тема: «Наше тело».

«Моем руки»

Ай, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Ритмично потирать ладошки имитируя мытье рук.

Брызги - вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжаты в кулачок,

затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая

водичку .

Полотенчиком пушистым,

Вытрем руки очень быстро.

«Вытираем руки»: энергичны движения имитируют

поочередное вытирание рук полотенцем.

Тема: «Наша улица».

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сжать запястья вместе

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

Тема: «Транспорт. ПДД».

«Мостик»

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить,

расположить параллельно друг другу и соединить с

большим и указательным пальцами правой руки.

Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец)

выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком

положении.

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек,

На машине едет домой.

«Пароход»

Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком",

все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от

себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены -

это "труба".

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

Тема: «Профессии».

«Веселые маляры»

Красят домик маляры

Для любимой детворы

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения

висящих кулачков до поднятых вверх кистей с

раздвинутыми в стороны пальцами .

Тема: «Мебель».

«Мастерим стол и стул»

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стул им смастерить.

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их

подушечками под углом. Большие пальцы соединить по

прямой линии, получится треугольная «Крыша» с

«окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к

туловищу. Получится высокий дом

Правую руку в положении кулачка зафиксировать на

столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно

прижатыми друг к другу, разместить на кулачке,

получается стол.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые

пальцы плотно прижать друг к другу.

Если упражнение выполняется легко, то можно менять

положение рук попеременно на счет «раз», «два».

Тема: «День защитника Отечества».

«Вертолет»

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в

положении плетеной корзинки. Указательные пальцы

выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это

«хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять

совместные быстрые круговые движения, как лопасти

вертолёта.

«Пальцы вытянулись дружно»

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно,

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

Дети сцепляют вытянутые пальцы обеих рук (без

большого)и, не сгибая, сильно прижимают их друг к

другу, зажимая каждый палец между двумя другими.

Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют

упражнение несколько раз.

Тема: «Животные».

«Крокодил».

Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил.

Рядом вынырнул другой,

Закричал ему: «Постой».

Дети на каждой руке соединяют попарно указательный

и средний, мизинец и безымянный. Получаются два

воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и

закрывая пасти. Повторяют четверостишие несколько

«В Зоопарке».

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская)

с шипами. Дети «ходят» указательным и средним

пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха

делать шаг.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд

Белых мишек, оленят.

Тема: «Комнатные растения».

«Корни»

Ладони опущены вниз и прижатыдруг к другу тыльной стороной.

Пальцы разведены встороны и напряжены.

Удерживать в таком положениикисти рук, потом встряхнуть

Высокие красивые

Растения здесь растут,

(показать руками "растения")

А корни под землёю

Для них водичку пьют.

(Показать руками "корни".)

Тема: «Перелетные птицы».

«Птенчики в гнездышке»

Улетела птица мать,

Малышам жучков искать.

Ждут малютки- птицы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки

создает впечатление живых птенцов в гнезде

Тема: «Дом и его части».

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой.)

Чтоб окошко было в нем,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек.)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем»пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

Затем пальцы опускаем вниз делаем «стряхивающие»

движения.)

И тюльпан в саду расцвёл

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем

пальчики – «Бутончик тюльпана».)

Тема: «Бытовые приборы».

«Фонарики»

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт

"раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены,

пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки

выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять

упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

Тема: «Сад - огород».

«Друзья садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел-

(Ладошка собрана в кулачок. Отгибаем большой пальчик,выпрямляем его,

затем сгибаем наполовину. Сновасгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний палец, «сгибаем-разгибаем» его. При

этом нужно стараться не сгибать указательный ибольшой пальцы)

Базымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараемся нешевелить предыдущими

пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(отгибаем мизинчик)

Тема: «Насекомые».

«Паучок»

(Руки скрещены Пальцы каждой руки «бегут» по

предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

движения - дождик)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

пальцы растопырены, качаем руками – солнышкосветит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползет опять,

(паучки ползают по голове)

А за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.

Тема: «Лето».

«Цветок»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки

немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы

широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть.

Получается большой раскрытый «цветок»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать