Обучение детей связной речи. "современные формы развития связной речи у дошкольников"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В этой статье:

Речь — это практическое применение языка, цель которой общение с людьми. Она возникает и развивается наряду с мышлением и присуща людям, чтобы удовлетворить потребность в общении друг с другом, передачи знаний и навыков.

Приходит момент, когда ребенок, накопив достаточный словарный запас, пытается высказать свои желания или беспокойства.

Наступает момент постановки связной речи. Теперь задачей родителей и педагогов стает комплектное обучение малыша навыкам общения.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная. Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень — высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень — средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень — низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Приемы для развития связной речи дошкольников

Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами — наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.

Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.

Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть , любая театральная деятельность — инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.

Приемы развития связной речи

Из приемов развития связной речи выделяют три.

  1. Словесный — речевой образец, указание, разъяснение, вопрос — все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное — доступность по форме и содержании. Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
  2. Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
  3. Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.

Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.

Обучение дошкольников пересказу

Пересказ — отличный способ формировать навык связной монологической речи и состоит в том, что дошкольник воспроизводит содержание текста, услышанного ранее.

Расширить задание можно, предложив ребенку придумать некоторые детали, например к описанию героя, или продолжить действия героя.

Чтобы пересказ получился точным и грамотным, необходимо, проанализировать текст, его структуру и композицию. Затем извлек из текста информацию, запомнил ее и повторил как можно точнее.

Полезность этого метода возрастает в разы, когда взрослый использует художественные тексты, с самобытной литературной речью, яркими описаниями, многочисленными приемами и оборотами.

Связная речь постепенно становится более выразительной, в ней присутствуют эмоциональные и образные обороты.

Чтоб не потерять нить повествования и не переключаться на второстепенные детали, ребенок учится внимательно следить за структурой и логической цепочкой текста.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное, наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Оговоримся сразу — дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Связная речь — работа с картинками

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь.

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе — задача для взрослых. Главное — это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками — все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания — действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача — побудить к речевой активности.

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида №31 «Рябинка»

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Формирование связной речи детей с ОНР в логопедической группе осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.

В основу предлагаемых методов коррекции нарушений связной монологической речи дошкольников с ОНР положены труды таких авторов, как Панарина Т.М., Глухов В.П., Воробьева В.К. и др.

Предлагаемая система работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая работа по развитию связной речи по этой системе помогла детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

В подготовительной группе необходимо было подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействовали на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи носило коррекционно-развивающий характер.

Поэтому обучение этому стилю речи было разделено поквартально и осуществлялось по трем основным направлениям:

  1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
  2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи в программе по степени их усложнения:

  • рассказы детей по готовому образцу;
  • рассказы по восприятию;
  • рассказы по памяти;
  • рассказы по воображению.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

  1. Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
  2. Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  3. Последовательность;
  4. Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
  5. Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  6. Культура изложения в широком смысле слова:
  • правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
  • интонационная выразительность речи,
  • достаточная громкость,
  • отчетливость произношения.

Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

Для эффективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Дети более уверенно и полно рассказывали о том, что им хорошо известно.

Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • коррекционное формирование и включение в "речевой арсенал" детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения
    связных высказываний;
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Мы также опирались на таблицу В.П.Глухова, которая предлагает следующие виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания (см.табл.2)

Цель занятия

Виды занятий

Обучение пересказу

  • Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
  • Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной
  • схемы, компьютера).
  • Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам./ Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание./
  • Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом:
  • подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
  • восстановление нужной последовательности предложений.
  • Составление "творческих пересказов" - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица.

Обучение рассказыванию по картине

  • Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?, "Кто лучше запомнил?" и др.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину.
  • Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
  • Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (серии картинок).
  • Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
  • Игра-упражнение "Угадай-ка". (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине,но не показанного фрагмента, закрытого экраном.)

Обучение описанию предметов

  • Игра-упражнение "Узнай, что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)
  • Составление описания предмета по собственному рисунку.
  • Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и др.).

Поскольку нами было выявлено, что у детей рассматриваемой группы вызывают затруднения рассказы по картинкам и пересказу, то в дальнейшем мы укажем особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения рассказыванию по пересказу.

Особая роль пересказа в формировании монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и специальной педагогике. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование для пересказа высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию у детей "чувства языка"- внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Большое внимание мы уделили выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты; в дальнейшем объем текстов увеличивался по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся моментов действия, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностыо событий. Это облегчало детям составление пересказа и способствовало усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить: рассказ «Просто старушка» В.О.Осеевой, рассказ «Хомка», сказка «Белочка и волк», сказка "Рукавичка" и др. Особое внимание обращалось на познавательность содержания, на доступность языкового - лексического и грамматического материала текста для детей обучаемой группы.

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении заданий - на трех). В общую структуру занятий входило: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (1-е занятие); пересказ текста детьми, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала, анализ детских рассказов (2-е занятие).

Цель подготовительных упражнений - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.).

Текст произведения прочитывался дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется использовать прием завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображенной обстановки, тех или иных действий, событий и др.

С помощью того же приема внимание детей обращалось и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и др. Это способствовало лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения проводился в вопросно-ответной форме. Подготовленные вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора использовался иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др.

Помимо разбора содержания, осуществлялось проведение специального языкового (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности). Внимание детей сосредоточивалось на языковом материале произведения. Лексический разбор включал: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов ("Что говорится в сказке о березе/ о речке/ о волке?" и т.д., "Вспомните, как сказано о ней, какая она?"), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с предметами и др. Целенаправленный разбор лексического материала способствовал лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчало детям с ОНР последующее составление пересказа.

Второе занятие по пересказу начиналось с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступали к его составлению.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Так на первом году особое внимание обращалось на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе); развитие фразовой речи. Дети усваивали различные виды связи слов в предложении, в том числе согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах и нормы глагольного управления. Большое внимание придавалось практическому овладению детьми правилами согласования глаголов-сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализовывалось в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных упражнений, включаемых в занятия.

В занятия по пересказу включались: упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например, определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки; упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом; воспроизведение определенного лексического материала текста в форме игры - упражнения "Кто лучше запомнил?" и др.

Таким образом, у детей сформировались навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.

Конспект проведения фронтального в старшей группе детей с ОНР по обучению пересказу.

Тема. Пересказ рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского

  1. Закреплять умение пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на картинки.
  2. Закреплять умение подбирать глаголы к существительному.
  3. Упражнять в согласовании слов во фразе по падежам, числам, временам.
  4. Развивать связную речь, умение вести диалог при ответе на вопросы.
  5. Развивать слуховое восприятие и память, мыслительные процессы, интонационную выразительность при передаче характер животного.
  6. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Материал : текст рассказа К. Ушинского «Спор животных», предметные картинки: лошадь, корова, собака, человек, телега, молоко, дом.

Существительные: лошадь, корова, собака, человек, хозяин, телега, молоко, дом, спор, животные.

Глаголы: спорить, возить, скакать, ржать, ездить, поить, стеречь, сторожить, лаять, давать, любить.

Прилагательные: нужны, хороши.

Наречия: хорошо, плохо, больше.

1. Организационный момент «Что делает животное? »

(умение подбирать глаголы к существительному)

Лог. – Что делает лошадь?

Д. – Лошадь скачет, возит грузы, человека, ест траву, ржёт.

Д. – Корова даёт человеку мясо и молоко, пасётся на лугу, жует траву, мычит.

Собака сторожит и охраняет дом, лает, грызёт кости и ест мясо. и т. д.

2. Чтение рассказа «Спор животных» К. Ушинского.

Беседа после чтения.

Вопросы: - Кто спорил в рассказе? (Спорили лошадь, корова и собака)

О чем спорили животные? (Кого из них хозяин больше любит)

Что сказала лошадь? (Я ему дрова из леса вожу, и сам он на мне в город ездит)

Что ответила корова? (Я его семью молоком пою)

Что проворчала собака? (Я его дом стерегу)

Что сказал животным человек? (Вы все мне нужны и каждый из вас хорош на своём месте)

3. Повторное чтение рассказа с выставлением опорных картинок на доску.

4. Физкультминутка «Хозяюшка».

(согласование движений с текстом стихотворения)

Наша хозяюшка догадлива была. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Всем в избе работу к празднику дала:

Чашечку собачка моет языком, Ладони сложены «чашечкой», «лижут» языком

Курочка клюёт крошки под окном, Наклоняют ритмично голову.

По столу котище лапами скребёт, Руками делают движения к себе.

Половичку козочка веничком метёт. «Метут» пол, поворачиваясь вправо-влево

5. Пересказ рассказа «Спор животных» К. Ушинского детьми.

(закрепление умений пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на картинки)

Логопед сначала предлагает пересказать целый рассказ детям со средним уровнем речевого развития.

Детям с более низким уровнем – предлагает рассказать рассказ по ролям.

В конце занятия вновь звучит пересказ рассказа полностью.

6. Итог занятия. Вопросы:

Как назывался рассказ?

Кто его написал?

О чём спорили животные?

Кто важнее и нужнее для человека?

Логопед хвалит активных детей.

Диаграмма «Уровень усвоения материала детьми-логопатами (при обучении пересказу)»

Наблюдение за детьми старшей логопедической группы МДОУ №31 в течение учебного года (2017-2018 г.г.) проводилось на материале задания по пересказу различных произведений, подобранных в соответствии с «Программой…». В группе 17 детей с общим недоразвитием речи. Прослеживается положительная динамика в усвоении данного вида материала. На занятиях использовались различные методы и приемы обучения.

Выводы и рекомендации. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача учителя-логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Библиография

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
  4. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. №6.
  5. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989.
  6. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  8. Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС, 1998.
  9. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.
  10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  11. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 1989.
  12. Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.
  13. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984.
  15. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб., 1999.
  16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., 2001.
  17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А, Сохина. М., 1981.
  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
  20. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.

СЛАЙД 1 СЛАЙД 2

Поэтому работе по развитию связной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Каждый ребенок должен получить умение содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Об этом говорили в своих исследованиях посвященных развитию связной речи Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская Э. П. Короткова, О. С. Ушакова и др.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

СЛАЙД 3

Связную речь подразделяют на две группы: диалогическую и монологическую.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

СЛАЙД 4


Диалог - это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов. Чтобы работать над диалогической речью, нужно знать, какими методами нужно воспользоваться

К методам развития диалогической речи относятся

  • Неподготовленная беседа (разговор воспитателя с детьми во время умывания, при сборах на прогулку, во время игры или труда); Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
  • Прием театрализации. Это игра-драматизация, театрализованное представление и сюжетно-ролевые игры, как «в семью», «в детский сад», «в больницу», позднее — «в школу».
  • Подготовленная беседа (перед занятием детей ставят в такую ситуацию, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы);

слайд 5

Другой вид: монологическая речь - она выполняет коммуникативную цель - сообщает о каких-то фактах. Её особенностями являются: односторонний непрерывный характер высказывания, развёрнутость, логическая последовательность. Различают три вида монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

СЛАЙД 6 Описание - достаточно развёрнутая характеристика предмета или явления.

Повествование - сообщение о каком-то событии, содержащем динамику или о ряде последовательных событий.

Рассуждение - высказывание, отражающее причинно-следственную связь каких-либо фактов, явлений или выражение отношения говорящего к чему-либо.

Существенной характеристикой любого вида высказывания является связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Для формирования связной речи у дошкольников нужно выделить недостатки её развития, с которыми нам необходимо организовать работу.

СЛАЙД 7 К ним относятся:

  • Короткие связные высказывания;
  • Аграмматизмы (нарушена связь слов в предложении)
  • непоследовательность передачи содержания знакомого текста;
  • речь состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.
  • детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, и потому ребенок не может оформить связные речевые высказывания

Полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому работа для решения задач по формированию связной речи ребёнка должна быть направлена в первую очередь на работу по формированию лексических и грамматических навыков.

СЛАЙД 8

В своей работе я использую мнемотехнику или моделирование. Это такая система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием мнемотехники используется для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при отгадывании загадок, при заучивании стихотворений. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, схемой составления рассказа. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Предлагаю вашему вниманию последовательную работу, которая приведет к формированию навыков связной речи с применением моделирования.

Работа над предложением


(Мальчик пишет. Мальчик пишет письмо. Мальчик пишет письмо бабушке) .


Заяц спит в норе. Лиса лакомится ягодами. Медведь скачет с ветки на ветку


Активизация словаря прилагательных.

Составленные таблицы отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал)

Работа над словосочетанием , где решаются такие важные грамматические задачи:

  • как правильное согласование прилагательных с существительными
  • числительных с существительными в роде, числе, падеже (пять красных роз, две красные розы, одна красная роза) ;

Составление предложений с многозначными словами.

Составление описательного рассказа.

Проделав такую работу можно переходить с составлению рассказа, пересказа по нагдядным и демонстрационным действиям

.

Составление рассказов и пересказов:

СЛАЙД 22 Рассказывание по серии сюжетных картинок


Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и составить рассказ.

СЛАЙД 23 Составление рассказов по картине


  • Рассказ по сюжетной картине с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета («Семья» , «Зимние забавы» ). Такие картинки дают возможность составления коротких рассказов, первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связногорассказа - по всей картине.
  • Рассказ по отдельной сюжетной картине с элементами творчества : придумывание предшествующих или последующих событий.

(«На горке» ,«Спасём мяч» , «Шар улетел» ).

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. Этот рассказа максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Обучение составлению творческого рассказа осуществляется при условии сформированности у детей определённых навыков связных развёрнутых высказываний

Обучение пересказу

Значительное место отводится формированию навыков пересказа художественных произведений. Важен выбор произведений для пересказа. Предпочтение отдаётся текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, или повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий («Репка» , «Колобок» , «Мужик и медведь» Обязательно учитывается объём текста, доступность лексического и грамматического материала.

Пересказ может осуществляться как с опорой на иллюстративный материал, так с использованием картинно-графического плана;

При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом.

Использование мнемотехники для развития монологической речи дошкольников в настоящее время становится актуальным.

В своей работе по развитию диалогической речи стала применять интересную форму работы по взаимодействию с родителями и развитию речи детей. Родителям дается домашнее задание на неделю прочитать и обсудить с детьми необходимое произведение. В определенный день проводится беседа по прочитанному. Дети отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают коротко о сюжете, своих переживаниях. После обсуждения идет просмотр мультфильма по прочитанному произведению и снова идет обсуждение, в котором дети должны выявить различия между прочитанным текстом и мультфильмом. После занятия дети охотно еще долго делятся своими впечатлениями.

Эта форма работы помогает найти общие темы для обсуждения, способствует обогащению лексического словаря, развитию диалога.

Способствует умению детей вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами. Уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои объяснения.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тема о важности предшкольной подготовки, является наиболее актуальной. Родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок обязательно перед школой посещал детский сад, или если нет возможности, то группы специальной подготовки при школах.

Несомненно, ребёнок не будет хорошо успевать в школе, если он не произносит многие звуки речи, и у него не развита монологическая речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мысли. Потому как ребёнок связно, последовательно излагает свои мысли, или литературный текст, можно судить об уровне его речевого развития. Это подчёркивают многие исследователи, как общей, так коррекционной педагогики.

Особая роль в формировании связной монологической речи отводится обучению детей пересказу. Использование высокохудожественных текстов детской литературы, позволяет эффективно проводить работу по «воспитанию чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.

Необходимо отметить, что многие исследователи такие, как Бородич А.М., Гербова В.В., Сохин Ф.А. и другие разработали подробные методические рекомендации по обучению детей пересказу. Они предлагают использовать в основном словесные методы: чтение произведения, беседа по содержанию, повторное слушание, вопросный опорный план. Эта методика является эффективной при работе со многими детьми дошкольного возраста.

Имея более чем двадцатилетний опыт работы учителем-логопедом пришла к выводу, что развитие связной речи дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи) является одно из самых трудоемких коррекционных задач. Связная речь детей с синдромом ОНР значительно отстает от нормы: дошкольники употребляют в речи в основном простые предложения, они не могут восстановить в предложении нарушенный порядок слов, полно воспроизвести литературный образец в устной речи. Монологическая речь таких детей характеризуется нарушением логической последовательности повествования, пропуском смысловых звеньев, длительными паузами, отсутствием прямой речи и литературных оборотов. Дети неуверенны в себе, ищут помощи у педагога.

Для более быстрой и качественной коррекции связной речи необходимо применение инновационных методов обучения детей рассказыванию, которые бы имели игровую и наглядную направленность, были бы занимательны и интересны детям.

Методологической основой данных рекомендаций является принцип наглядности о величайшей значимости которого в свое время неоднократно говорил К.Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов ребёнок усвоит их на лету...» «Главное дело делает так же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части речи текста...».

К каждому тексту для пересказа необходимо подобрать картинку, иллюстративное панно, нарисовать условную план-схему, отражающую его последовательное содержание.

Например: дети слушают литературный текст-рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»: «Ходит по двору петушок, на голове красный гребешок , под носом красная бородка , нос у Пети долотцом , хвост у Пети колесцом , на хвосте узоры , на ногах шп оры».

Затем предлагаю пересказать его по памяти. Из 7 детей с ОНР не один ребенок не смог назвать характеристик внешности петушка. Максимум 4, минимум 1 или 2. Пришла к выводу, что для облегчения пересказа требуется наглядность. Детям необходима наглядная схема, отражающая последовательность описания внешности петушка.

Подобные схемы просты в рисовании их может нарисовать любой взрослый, но особенно будет хорошо, если под руководством взрослого схему нарисует сам ребенок. Прием детского рисунка способствует ему более быстрому запоминанию и воспроизведению текста.

Безусловно, при пересказе с опорой на схему результаты резко изменились. Все пять признаков внешности петушка назвали сразу 4 ребенка, четыре признака - три ребенка. Дети рассказывали с большим желанием, а затем смогли полно пересказать по памяти без схемы.

Диагностируя положительные результаты работы и отмечая их эффективность неоднократно делилась опытом на страницах научно-методического журнала «Дошкольное воспитание»:

  • №4 за 1999 г. Статья «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи»;
  • №7 за 2003 г. Статья «Волшебный телевизор»;
  • №8 за 2010 г. Статья «Учим говорит связно».

Данные публикации не остались незамеченными, она выхвали большой интерес, я получила много писем от логопедов-практиков, педагогов, родителей, дети которых имеют задержку речевого развития. Они обращались с просьбой выслать методические пособия, примерные занятия.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Таким образом, отличительной чертой данной программы яв ляется применение доминирующего комплекса наглядных методических приёмов при обучении детей с ОНР рассказыванию. В большей части к ним относятся:

  • Показ иллюстраций , последовательно отражающих содержание текста.
  • Использование иллюстративного панно с красочным изображением обстановки основных деталей, с которыми, связано развитие сюжетного действия произведения.
  • Применение «опорных объектов», которые располагаются на листе в линейном ряду соответственно последовательным частям текста.
  • Моделирование с помощью условной наглядной схемы - где персонажи, или значимые объекты располагаются в соответствии развития содержания литературного текста.

В соответствии с этим, целью данной программы является:

  • создание и применение комплекса нестандартных наглядных методов и приёмов для облегчения передачи детьми содержания небольших художественных произведений связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

В ходе её достижения решаются задачи:

Образовательные:

  • Формировать систему представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Совершенствовать умения в различении и назывании различных видовых понятий.
  • Создать основу для понимания обобщения предметов по существенным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать умение грамматически правильно передавать содержание литературных текстов.
  • Вырабатывать навыки планового последовательного повествования.
  • Развивать творческий подход к умению выразительно передавать разговор действующих лиц, менять интонацию, мимику, использовать жесты.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к родному языку, народной литературе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Осуществляя программу, необходимо соблюдать определенную методологическую направленность .

Занятия по обучению рассказыванию проводятся на литературных текстах разного жанра, но, несомненно, одно, произведения должны отвечать определённым требованиям . Они должны быть:

а) небольшие по объёму;

б) доступные и понятные детям;

в) с наличием однотипных эпизодов;

г) с чётким делением на фрагменты;

д) с ясной логической последовательностью событий.

Способы организации и построение коррекционных занятий с применением наглядности представлены ниже.

Тема: «Ягоды»

Примерный словарь: клубника, земляника, смородина красная и чёрная, крыжовник, малина, калина, рябина, черника, брусника, клюква. Ягоды лесные и садовые, ядовитые. Сочные, спелые, вкусные, душистые.

Грамматические категории: согласование прилагательных с существительными и числительными (земляничное варенье, клюквенный сок и т.д., одна смородинка, 2 смородинки, 5 смородинок и т.д.).

Связная речь: заучивание загадки про ягоды с опорой на условную схему, изменение загадки в зависимости от вида ягод.

Загадка про землянику

В траве растёт Алёнка

В красной рубашонке

Кто не пройдёт

Всяк поклон отдаёт

Затем ребёнок сам по этой же схеме составляет загадку про чернику:

«В траве растёт Алёнка в синей рубашонке, кто не пройдёт, всяк поклон отдаёт».

Загадка про вороний глаз:

«В траве растёт Алёнка в чёрной рубашонке, кто не пройдёт, никто поклон не отдаёт». Так же можно составлять загадки и про другие ягоды.

Тема: «Фрукты»

Примерный словарь : разные виды фруктов, вплоть до экзотических: глаголы созревать, поспевать, наливаться, румяное. Прилагательные спелое, наливное, сочное, душистое.

Грамматические категории : словообразование (абрикос - абрикосовое варенье, абрикосовый соки и т.д.), согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Сравнительная степень прилагательных (слаще, вкуснее, душистее...т.д.). Существительных Р.п. мн.ч. (выросло много слив, груш, абрикосов, персиков...т.д).

Связная речь: Учить пересказывать небольшие художественные произведения с опорой на картинки, расположенные в линейном ряду в соответствии с сюжетной линией. Развивать интонационную выразительность речи.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Сажал старик яблони».

Старик сажал яблони

Ему сказали: «зачем тебе эти яблони, долго ждать с них плода?

И ты не съешь ни одного яблочка!».

Старик сказал: я не съем, другие съедят и мне спасибо скажут».


Описание яблока данное А.С.Пушкиным в сказке «О мертвой царевне»

(заучивание).

Яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки
насквозь.

Тема «Деревья»

Цель: закреплять у детей умение пересказывать рассказ К.Д.Ушинского «Спор деревьев» близко тексту с опорой на условную наглядную схему. Работать над интонационной выразительностью речи.

Словарная работа: Три обхвата, молвить, потеха, похваляться.

Оборудование: предметные картинки: дуба, сосны, яблоньки. Условные план-схемы под каждой картинкой.

Ход занятия:

Послушайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

Как вы догадались что это ДЕРЕВО (ответы детей).

Послушайте рассказ о деревьях.

Чтение рассказа «Спор деревьев».

Вопросы к детям :

1. Как вы можете объяснить значение слова «спор»?

2. Какие деревья участвовали в споре?

3. О чем они спорили?

4. Как хвалился дуб? О чем он говорил сначала, что было потом?

(Показываю детям схему: корень, ствол, макушка, листья, сучья, буря, гроза).

5. Что молвила яблонька? Как вы понимаете слово молвить?

(Показываю условную схему)

6. Почему сосенка качала иглистой верхушкой? Что сказала про себя сосна?

(Предлагаю схему)

7. Как вы думаете кто из деревьев самый лучший, самый главный?

(Приходим к выводу, что каждое дерево хорошо по-своему).

Повторное чтение произведения с установкой на пересказ, выделение голосом новых трудных слов.

Пересказ рассказа детьми с опорой на условную схему. В последующем пересказываем по ролям.

Важно заметить, что иногда бывает трудно подобрать и нарисовать условное обозначение к какой либо фразе текста. Приходится придумывать символические переносные образы, которые должны быть простыми и понятными для детей, вызывать у их сходные ассоциации. Иными словами эти образы будут являться символическим планом для рассказывания, устранят запинки и паузы, пропуски членов предложений и самих предложений, увеличат объём рассказов.

Необходимо заметить, что для достижения положительного результата работы по данной программе весьма важна взаимосвязь со всеми участниками коррекционного процесса.

Воспитатели знакомят детей с предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях. В вечернее время закрепляют полученные детьми знания и умения.

В то же время родители становятся заинтересованными участниками педагогического действа. Они замечают ошибки в речи своего ребёнка и своевременно исправляют их. А также удивляются, что их 5 - 6 летний ребёнок, который недавно почти не разговаривал, уже загадывает им загадки, рассказывает рассказы и стихотворения.

В общих чертах предлагаемая форма коррекционной работы с детьми с ОНР, позволяет ускорить процесс становления связной речи, повысить заинтересованность детей, снизить количество грамматических ошибок в речи.

В результате коррекционной работы, концу дети с ОНР овладевают определёнными знаниями, умениями, навыками

Таблица результатов

Разделы

коррекционной

работы

Имеющиеся нарушения на начало года

Кол-во детей с нарушениями на начало года.

Приобретённые знания, умения и навыки.

Кол-во детей с нарушениями на конец года

Динамика

1. Словарь

а) объём словаря

Мало наречий, качественных, притяжательных и сравнительных прилагательных.

Значительно расширился активный словарь.

б) дифференциация видовых

Смешивают близкие

предметы (стул-табурет; блюдце- тарелка) и т.д.

Знают, различают и называют близкие предметы.

в) наличие родовых понятий

Затрудняются обобщать по существенным признакам.

Умеют классифицировать предметы по существенным признакам.

г) применение литературных слов.

Литературных слов нет в активном словаре.

понимают и

употребляют эпитеты, переносное значение слов.

2. Грамматические категории

а) формирование словообразования

Уменьшительно ласкательные существительные с суффиксами юньк- еньк-ышк-ик-чик. Притяжательные прилагательные, относительные.

Употребляют по аналогии продуктивные словообразовательные модели.

б) формирование словоизменения

Согласование существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Употребляют продуктивные и простые по семантике формы.

З. Связная речь:

а) построение

сложных предложений

Присутствуют в основном простые предложения, нарушены нормы построения предложений.

Овладевают построением сложных предложений.

Многие значения не понимают и не употребляют в речи.

Овладевают переносом литературного языка в собственную речь.

в) планирование повествования

Нарушение логической последовательности событий, пропуск отдельных эпизодов.

Овладевают плановой речью, исчезают запинки и повторы.

г) выразительная

передача разговора действующих лиц

Не употребляют интонационные средства выразительности, речь монотонная.

вопросительной и восклицательной интонацией,

чёткой дикцией,

логическим ударением.

д) умение замечать несоответствие тексту

Не умеют внимательно слушать речь других детей, не замечают ошибок.

Могут проанализировать речь товарища, замечают несоответствие тексту.

Учитывая вышеизложенное к числу основных результатов можно отнести следующие:

1. Могут полно воспроизвести литературный образец в устной речи.

2. Речь характеризуется плавностью, последовательностью и плановостью.

3. Умеют замечать ошибки не только в речи окружающих, но так же в собственной речи.

4. Овладевают навыками контроля и самоконтроля.

5. В определённой степени овладевают интонационными средствами выразительности речи.

В заключении можно сделать вывод, что система коррекционной работы с широким применением инновационных наглядных методов может найти применение в работе с детьми с речевой патологией, с детьми со значительной задержкой речевого развития, она также интересна и для занятий с большинством детей дошкольного возраста.

Ее могут применять не только квалифицированные педагоги, но и родители, бабушки, дедушки в условиях семейного воспитания.

Список литературы для педагогов:

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание и речевое развитие детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - С. 64 - 79.
2. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии. - М.: Просвещение, 1979. - 81 с. - 121 с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1981.
4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - С-Петербург, 1999. - 157 с.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - С. 121 - 144.

Список литературы для родителей и детей:

1. Долгих Е.Т. Загадаю, отгадай. - М., 1991. - 252 с.
2. Тарасов И.К. Песенки потешки. - М., 1996. - 79 с.
3. Ушинский К.Д. Родное слово. - М., Новосибирск. 1994. - 420 с.
4. Яковлев Н.В. Энциклопедия для дошкольников. М., 2004. - 310 с.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения : вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета (СНОСКА: Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н. И. Формановская)). В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки?; Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо. Было очень интересно и т. п.), употреблять их без напоминания.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В современной методике программа развития связной монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте – цепная, параллельная и лучевая связь. Наиболее распространена цепная связь, при которой основными средствами связи являются местоимения (Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. Л. Н. Толстой), лексический повтор (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто.) и синомимическая замена (Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась. Вошла девочка в домик. Ш. Перро).

При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются (Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Скрылись юркие ящерицы).

Лучевая связь чаще используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект (Некрасива коровка, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону, во рту зубов недочет. К.Д. Ушинский)

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.

В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Пример описания. «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры». (К. Д. Ушинский)

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования жесткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец). В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

Пример повествования. К. Д. Ушинский. «Гуси».

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Мы не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо».

Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство (СНОСКА: См.: Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983. – С.115. 258). В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании – средства выражения последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.

Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

Приведем пример детского рассуждения. «Мне кажется, что это огурец. Потому что огурцы всегда зеленые, и у них очень хорошие пупырышки. И еще у них на кончике иногда бывает желтый цветочек. Он растет в огороде. Значит, эта загадка про огурец». (Дима 5 лет 9 мес.)

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация). В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Э. П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов – о будущих играх. По теме и содержанию это рассказы о предстоящих играх. Дети учатся в элементарной форме планировать свои игры. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Однако отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не о воображаемом действующем лице.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы. В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место (СНОСКА: Примерное содержание обучения монологической речи дается на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», 1984, а также «Программы развития речи детей дошкольного возраста», составленной О. С. Ушаковой).

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания, к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать