Скачать презентацию места нахождения зоны степей. Презентация на тему "зона степей"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Выполнил:

Ученик 8 «Б» класса

Горланов Владислав

Слайд 2

Степи России

Степи - это безлесные пространства, они располагаются южнее зоны лесов в Европейской части России, на юге Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Слайд 3

Степи находятся южнее зоны лесов, тепла там вполне хватает. Но дождей выпадает недостаточно. Даже если их много, значительная часть их испаряется, деревьям достается мало. Деревья не растут в степях потому, что там сухо.

Слайд 4

Протяжённость степи с севера на юг в Европейской России - около 200 км. Климатические условия изменяются при движении с запада на восток; сибирские степи отличаются сухостью, суровой зимой и большой контрастностью температур сравнительно с европейскими.

Слайд 5

Увлажнение недостаточное и неустойчивое. Представители степной фауны отличаются приспособленностью к засушливому климату.

Слайд 7

Растения

Цветут красные маки, темно-малиновые пионы, розовый, белый и красный клевер, сине-фиолетовый шалфей, голубые фиалки, желтые тюльпаны, белые крокусы.

Весной степь напоминает красочный ковер.

Слайд 8

  • Почва очень плодородная. В результате деятельности мелких грызунов, насекомых, червей, образуется плодородный слой – перегной.
  • В южной степи царство ковылей. Они приспособлены к условиям засухи.
  • Долины рек, склоны и дно оврагов в этой природной зоне покрыты луговыми травами.
  • Слайд 9

    Животный мир

    • В зоне степей преобладают грызуны: хомяки, суслики, мыши полевки, питающиеся зерном.
    • Живут они в норках прячась от хищников: волков, лисиц, ласок, степных хорьков.
  • Слайд 10

    • В степи встречаются дрофы, куланы.
    • Дрофы занесены в Красную книгу.
    • Грызунов выслеживают хищные птицы – степные орлы и ястребы.
    • В степной траве устраивают гнезда перепела, куропатки, жаворонки.

    Животный мир

    Слайд 13

    • Чтобы уберечь посевы от сильных ветров, люди сажают в степях защитные лесополосы.
    • На поливных землях зреют арбузы, дыни, тыквы.
    • В садах собирают богатые урожаи яблок, груш, слив, черешни, абрикосов.



















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

    Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

    Оборудование:

    Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

    Ход урока

    I. Организационный момент (1 слайд)

    – Нас сегодня ждет дорога,
    И узнать нам надо много.
    Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
    Чтобы времени зря не терять.
    О том, как потрудились дома,
    Поспешим друзьям рассказать.

    II. Проверка знаний (2 слайд)

    – Внимание, внимание!
    Первое задание:
    О роли леса схему здесь нарисовать
    И все по схеме рассказать.

    Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.

    – Внимание, внимание!
    Второе задание:
    О проблемах леса схему здесь нарисовать
    И все по схеме рассказать.

    Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)

    Дым костра, углей сиянье,
    Серый пепел и зола.
    Дразнит наше обонянье
    Дух картошки у костра.
    Не пришла беда,
    Вы составили памятки,
    “Как разводить костер”? – Да!

    Зачитываются три памятки.

    – Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

    Раз иду я через двор
    И слышу такой разговор:
    “Мы на солнечной поляне
    Загорали, жгли костер,
    Пили квас, консервы ели,
    Хоровые песни пели...
    Веселились как могли,
    Отдохнули и ушли!
    И остались на полянке
    У потухшего костра
    Две разбитых нами склянки,
    Две размокшие баранки -
    Словом, мусора гора!”.

    – Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

    Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)

    (Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)

    1 вариант

    1. Природная зона лесов состоит из…

    а) пяти частей;
    б) двух частей;
    в) трех частей;
    г) одной части.

    2. Самую большую территорию занимают…

    а) смешанные леса;
    б) хвойные леса;
    в) широколиственные леса.

    3. Лесным исполином называют...

    а) благородного оленя;
    б) лося;
    в) медведя.

    4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

    а) овцебык, морж, розовая чайка;
    б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
    в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

    5.Фитонциды – это:

    а)

    2 вариант

    1. Природные зоны России расположены так:

    а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
    б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
    в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

    2. В тайге растут:

    а) пихты, ели, лиственницы ;
    б) дубы, сосны, ели;
    в) березы, липы, лиственницы.

    3. Экологические проблемы лесной зоны связаны...

    а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
    б) с неблагоприятными погодными условиями;
    в) с участившимися лесными пожарами.

    4.На территории зоны лесов расположен заповедник:

    а) Таймырский;
    б) Кандалакшский;
    в) Приокско-Террасный;
    г) остров Врангеля.

    5. Фитонциды – это:

    а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
    б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

    6. Охрана лесов – это:

    а) обязанность государства;
    б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
    в) забота самих обитателей леса.

    Работа с гербарием (ребята 3 ряда)

    – Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.

    Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)

    1. Исправь географические ошибки в тексте:

    Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие ), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат ). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно является) домом для растений, животных, грибов.

    2. Найди лишние географические объекты:

    а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;
    б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых;
    в) Обь, Енисей, Волга, Саяны , Ангара.

    3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

    а) голубика –> лемминг –> белая сова, песец (в тундре);
    б) лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре).

    4. Вставьте пропущенные названия зон:

    а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
    б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
    в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

    5. Работа с карточкой, на которой изображено животное. Опишите это животное по плану:

    а) название животного;
    б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
    в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);
    г) значение в природе.

    Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1

    – Назовите части лесной зоны.

    – Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?

    – Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

    – Какое дерево является символом России?

    – Какое значение имеет лес в жизни человека, животных?

    III. Работа над новой темой (слайд 7)

    – Куда приведет нас дорога?
    Хотите об этом узнать?
    Тогда постарайтесь скорее
    Этот кроссворд разгадать:

    Вопросы к кроссворду:

    1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

    2. Вроде сосны, вроде елок,
    А зимою без иголок.

    3. Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой под снежный вой
    Спит в избушке снеговой.

    1. В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
    2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

    (Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степи.)

    А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)

    - “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

    Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка – “помогай-ка” (слайд 9)

  • Где расположена зона степей?
  • Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  • В каком тепловом поясе находится зона степей?
  • Как выглядит земная поверхность зоны?
  • О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)

    Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.

    Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).

    А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

    Работа по группам:

    Материалы для ботаников (слайд 10)

    Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115). Карточка – “помогай-ка”:

    1. Общая особенность растений.
    2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

    Материалы для зоологов:

    Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Отличительная черта степных животных.
    2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

    Материалы для экологов:

    Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
    человека.

    2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

    IV. Физкультминутка (слайд 11)

    – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

    Рассказ ботаников (слайд 12-13)

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).

    – Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

    Рассказ зоологов: (слайд 14)

    В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).

    Рассказ экологов (слайд15-16)

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

    Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по
    знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

    V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)

    Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей,
    познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

    Растения –> хомяки –> степная гадюка;

    Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел

    • Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
    • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
    • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
    • Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.

    VI. Подведение итогов

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Стр. 114-122.

    “Проверь себя” – задания 1, 2.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Природная зона СТЕПЬ

    Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

    Ой ты, степь широкая, Степь раздольная, Широко ты, матушка, Протянулася…

    Степь, да степь кругом. Путь далек лежит. В той степи глухой Замерзал ямщик…

    Степи России

    Зимой температура падает до - 20-30°. Снежный покров тонкий. Ветры, метели.

    Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

    Лето продолжительное и засушливое (+ 23-25) Суховей - иссушающий ветер. Дует со скоростью от 5 до 20 м/с (пыльные бури). Ливни.

    Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом

    Растения степи ирис шалфей тюльпан мак

    Растения степи очиток типчак сон-трава полынь

    Растения степи ковыль качим молодило синяк

    Животные степи

    Насекомые степи бабочки жуки-скакуны божья коровка комары кузнечик муравьи саранча оводы, слепни стрекозы мухи

    Пустельга степная Лунь степной Журавль Красавка Стрепет Дрофа Орёл степной

    Крапчатый суслик Серый хомяк Степная мышовка Сурок степной Степная пищуха Тушканчик

    Ёж Тур Степная лиса Сайгак Степной волк Тарпан

    Хищники Грызуны Копытные Как приспособились животные к суровым условиям жизни в степи? Бегающие птицы Хищные птицы

    Как приспособились бегающие птицы суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Высокий рост Защитная окраска Осторожность

    Как приспособились хищные птицы к суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Мощные когти Широкие крылья Скорость полета

    Как приспособились грызуны к суровым условиям жизни в степи? Колониальность Жизнь в подземном ярусе Запасание кормов на зиму Зимняя спячка

    Как приспособились копытные к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска Быстрый бег Стадность

    Как приспособились хищники к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска под цвет травы и земли

    Хищники Грызуны Копытные Способность долго обходиться без питьевой воды Бегающие птицы Хищные птицы

    Степи и человек

    Домашнее задание Воспользуйтесь дополнительной литературой. Подготовьте сообщения о пресмыкающихся степи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

    Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

    Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

    Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Окружающий мир в 4 классе УМК « Перспективная начальная школа»

    Тема: Зона степей. Степь и человек.

    Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
    Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
    Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    Добрый день, дорогие друзья!
    Прозвенел уже звонок,
    Начинаем наш урок!
    Постарайтесь всё понять,
    Ответы полные давать,
    И за работу получать
    Только лишь оценку пять!
    - Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
    Интересный урок сегодня у нас,
    К нему готовился каждый из нас.
    Чтоб победить, надо многое знать,
    Придётся всем думать и рассуждать.
    Вам, я думаю, всё по плечу,
    Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
    И знаю, что каждого ждёт свой успех,
    А я, как всегда, болею за всех!

    2. Актуализация знаний.
    Работа по рядам
    - С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
    1 ряд: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
    2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
    3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

    3. Погружение в проблему.
    - Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
    - Какая это природная зона? Где же она расположена?
    (Эту зону мы пока не знаем)
    Чтение стихов учащимися
    На все стороны путь
    Ни лесочка, ни гор.
    Необъятная гладь,
    Неоглядный простор.

    Это степная зона России

    4. Формулирование темы урока.
    - Сформулируйте тему нашего урока.

    5. Постановка учебной задачи.
    -Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах
    .

    6. Формирование новых знаний.
    - Давайте составим план нашей работы.
    степь
    1) климат
    2) растительный мир

    3) животный мир
    4) занятия населения
    5) экологические проблемы

    Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
    Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
    Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
    Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
    Работа с учебником стр.95- 103 .
    Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
    - Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
    Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
    Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
    - Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
    - Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
    - Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
    - Зоологи подготовят рассказ о животных.
    - Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
    (команды готовятся)
    7. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
    - Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
    - Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
    Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги - не растут деревья
    (учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
    - Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
    - Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

    А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
    - Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
    Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
    Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

    (Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
    - Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

    8. Физминутка.
    А теперь, ребята, встать
    Руки медленно поднять
    Пальцы сжать, потом разжать
    Руки вниз и так стоять
    Наклонитесь вправо, влево
    И беритесь вновь за дело
    - Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
    Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

    Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

    (В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
    - Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
    - Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?(земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

    Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

    Почему? (Там плодородные земли)
    - Что же они выращивают?
    - Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
    - Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
    - Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

    А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
    Бесконечная Россия
    Словно вечность на земле
    Едешь, едешь, едешь, едешь,
    Дни и версты нипочем!
    Степь широко на просторе
    Поперек и вдоль летит,
    Словно огненное море
    Зноем пышет и палит.

    Небеса, как купол медный,
    Раскалились. Степь гола;
    Кое-где пред хатой бедной
    Сохнет бедная ветла
    Шагом, с важностью спокойной
    Тащут тяжести волы.

    Пыль метет метелью знойной,
    Вьюгой огненной золы.
    Степи голые, немые,
    Все же вам и песнь, и честь!
    Все вы – матушка Россия,
    Какова она ни есть!

    ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

    9. Работа в тетради с печатной основой.
    - Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради.Откройте стр.32 и найдите задание 52, выполните его. Кому нужна помощь, я подойду.
    Задания для тех, кто быстрее справится. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
    Растения хомяки степная гадюка
    Растения насекомые серая куропатка степной орёл
    Проверка.
    10. Рефлексия деятельности.
    - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
    - а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
    А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
    Бегает среди камней,
    Не угонишься за ней!
    Ухватил за хвост, но, ах!
    Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
    Горбоносый, длинноногий,
    Великан ветвисторогий.
    Ест траву, кустов побеги,
    С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
    Мха копытами касаясь,
    Ходит северный красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
    11. Выставление оценок.
    12. Задание на дом

    Подготовить доклады о растениях и животных степи

    Урок окружающего мира. 4 класс.

    Тема: Зона степей.

    Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:

    личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,

    метапредметные:

    регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,

    коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,

    познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.

    Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.

    Тип урока – урок открытия новых знаний.

    Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний.

    С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.

    Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

    Выполним тестовую работу.

    1.Найди ошибочное высказывание.

      Лес – дом для растений, животных, грибов.

      Лес – источник древесины.

      Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

    2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».

      За защиту водоемов

      За охрану почвы

      За очистку воздуха

    3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?

      Чтобы водитель не сбился с пути

      Чтобы очищать воздух вдоль дорог

      Чтобы вдоль дорог было красиво

      Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы

    4.В тайге растут

      Пихты, ели, лиственницы

      Дубы, сосны, ели,

      Березы, липы, лиственницы

    5.В Красную книгу России занесены животные леса

      Морж, розовая чайка, овцебык

      Стерх, кречет, сокол- сапсан

      Зубр, амурский тигр, жук-олень

    6. Широколиственные леса представлены растениями

      Пихта, кедровая сосна, ель

      Дуб, клен, ясень, вяз

    7.Какой заповедник находится в лесной зоне?

      Таймырский

      Приокско –Террасный

      Дальневосточный

    8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения

    Дом для _______________________________________________________

    Защитник ____________________________________________________

    Место для _____________________________________________________

    Источник _____________________________________________________

    9.Выбери верные утверждения.

    Экологические проблемы леса:

      Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,

      Неблагоприятные погодные условия

      Лесные пожары

    10.В какую погоду нельзя разводить костер

    • В холодную

    Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)

    А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).

    Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.

    Выведение темы урока и целеполагание.

    Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы).

      Изучение нового материала.

    Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).

    Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Физминутка.

    А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.

    Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие растительного мира,

    Приспособления растений к жизни в степи

    Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие животного мира,

    Приспособления животных к жизни в степи

    Группа экологов определяет:

    Как человек использует степи.

    Экологические проблемы этой зоны.

    Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

    Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.

    Выступление биологов.

    Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    Выступление зоологов.

    В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.

    Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

    Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.

    Выступление экологов.

    В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.

    Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.

    Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.

    А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)

    V. Подведение итога урока.

    С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.

    Влияет ли климат на живую природу? Как?

    Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)

    …..- кобылка – степной жаворонок - ………

    Типчак - ………- степная гадюка - ………

    Составьте свою цепь питания (у доски желающие)

    С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)

    Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.

    2.На выбор:

    Нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,

    Подготовить о любом растении или животном свое сообщение,

    Подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать