Роберт фултон - создатель парохода, кораблей и подводных лодок. Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты Первый несовершенный пароход фултона

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В 1815 году Наполеон Бонапарт сбежал с острова Эльбы, в Вене открылся первый технический университет, в семье простого английского ремесленника, родился будущий великий математик Джордж Буль, а в России на воду сошел первый отечественный пироскаф «Елизавета».

Тогда толпы людей собрались у пруда Таврического дворца, дабы взглянуть на это чудо. А первый рейс пироскафа, или как его еще называли стимбота, состоялся 3 ноября этого же года, по маршруту Санкт-Петербург - Кронштадт. Именно там и прозвучало впервые столь привычное нам название — «пароход».

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан - инженер-самоучка.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности - ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна - Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной - проект был закрыт.

Ближе всех оказались шотландцы - Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.

Отец пароходов

И тем не менее, Роберт Фултон по праву считается «отцом пароходов». Будущий изобретатель был пятым ребенком в семье, в школе не достиг особых успехов, но зато любил рисовать и чертить.

В 14-летнем возрасте он уже сконструировал и испытал свою первую лодку на ручном приводе. А в возрасте 35 лет, еще до изобретения им парохода, разработал проекты для трех подводных лодок. В 1803 — его паровое судно прошло испытание на водах Сены.

И уже в августе 1807 года пароход Фултона пустился в свое первое долгое плавание по реке Гудзон. Сам изобретатель назвал его «Пароходом Северной реки», но в историю он вошел под другим названием — «Клермонт».

Именно такое называние было у усадьбы, принадлежащей партнеру Фултона, где по легенде пароход совершил свою первую остановку.

В 1809 году Фултон запатентовал свое изобретение и вошел в мировую историю. В последующие годы своей жизни он успел построить еще несколько пароходов, а так же разработать проект первого в мире военного парохода.

Название ему дали «Демологос», что переводится с латинского, как «Глас народа». Ну а второе имя парохода просто и скромно — «Фултон».

Самый старый пароход

В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.

Например, на озере Мьеса в Норвегии, все еще курсирует колесный пароход «Скибладнер», сконструированный в 1856 году и являющийся самым старым пароходом в мире на данный момент.

У «Скибладнера» есть своя работа - круглый год он развозит почту, а летом на нем проводят водные прогулки и круизы.

В России тоже есть свой долгожитель - колесный пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 году все еще принимает на борту посетителей.

ФУЛТОН РОБЕРТ

(род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.)

Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807).

Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой мечте суждено было сбыться в начале XIX века. Правда, путь от мечты до ее реального воплощения был тернист. Попытки спрятать огнедышащий котел в деревянный корпус корабля зачастую оканчивались незапланированным фейерверком. Самым упорным в достижении этой цели оказался Роберт Фултон, гениальный американский инженер и изобретатель. Принято считать, что первый колесный пароход изобрел именно он. На самом деле это не совсем так. Еще в XVIII веке, сразу после изобретения паровой машины, предпринимались многочисленные попытки установить ее на парусное судно, однако они были неудачны. Именно Роберт Фултон, проанализировав достижения и ошибки своих предшественников, сумел создать первый действующий колесный пароход «Клермонт», который был спущен на воду в 1807 г. Этот год и вошел в историю как дата рождения парохода.

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 г. в городке Литл-Бритен, недалеко от Филадельфии, штат Пенсильвания. Сейчас этот городок называется Фултон. Его отец Роберт Фултон-старший и мать Мэри Смит имели пятерых детей – трех девочек и двух мальчиков. В 1766 г. семья продала ферму и перебралась в город Ланкастер. А в 1768 г. отец умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми на руках. Неудивительно, что будущий изобретатель не получил никакого систематического образования. Однако уже в детстве Роберт проявил самые разносторонние способности: он хорошо рисовал, был прекрасным математиком, любил работать с инструментами. Мальчик мечтал стать художником, хотя это занятие в те годы в США считалось, по меньшей мере, несерьезным. В семнадцать лет он покинул родной дом и переехал в Филадельфию. Этот город, центр культурной и политической жизни США, стал идеальным местом для амбициозного молодого человека с широким кругом интересов. Роберт успешно работал гравером, помощником ювелира, познакомился с рядом влиятельных людей, в том числе с Бенджамином Франклином. В 21 год он уже смог купить ферму для своей семьи.

В 1786 г., вооружившись рекомендательным письмом от Франклина, Фултон поехал в Лондон, чтобы продолжить свои занятия живописью. В Лондоне он общался с молодыми талантливыми художниками, литераторами, инженерами. Его бьющая через край энергия требовала практической деятельности. Молодой человек бросил занятия живописью и стал инженером-изобретателем. Роберту еще не было 30 лет, когда он изобрел устройство для разрезания мраморных плит. В 1794 г. за эту работу он получил серебряную медаль Лондонского общества поощрения искусств, торговли и ремесел. Тогда же он разработал проекты и создал машины для прядения льна, для скручивания веревок. Следующие несколько лет Фултон усердно изучал вопросы, связанные со строительством каналов и шлюзов. Он изобрел экскаватор для рытья каналов, а также наклонный судоподъемник, позволявший обходиться без шлюзов. Все дарования Фултона как бы слились воедино, дополняя друг друга.

В 1797 г. Роберт, уже известный инженер, механик и изобретатель, поехал во Францию, надеясь заинтересовать французское правительство своими идеями по прокладке каналов и дамб. Но французам не до каналов: идет война. И Фултон вновь в корне поменял направление своих исследований: он обратился к правительству Французской республики с предложением о строительстве подводной лодки. Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Наполеона Бонапарта и заинтересовал его идеей подводного корабля. В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками осуществил погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный «Наутилус» длиной 6,5 и шириной 2,2 м. Для того времени лодка имела приличную глубину погружения – около 30 м. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 3 км/час. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 5–6 км/час. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. «Наутилус» был вооружен миной, которая представляла собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Но изобретатель отказался от боевого применения «Наутилуса» из-за того, что французский морской министр не удовлетворил его требование присвоить членам экипажа лодки воинские звания, без чего в случае захвата в плен англичане повесили бы их как пиратов. Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Однако построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом ее удалось поднять, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 м в ширину. В августе 1803 г. на Сене было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/час и показал хорошую маневренность. Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Говорят, что император раздраженно сказал: «Во всех европейских столицах полно авантюристов. Бегают по миру и предлагают правителям мнимые изобретения, которые существуют только в их фантазии. Это одни шарлатаны и обманщики, жаждущие только денег. Этот американец – один из них. О Фултоне не хочу больше слышать ни слова».

В мае 1804 г. после заключения Французской академии наук о бесперспективности паровой навигации Роберт Фултон возвратился в Англию. Он пытался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и парохода, предлагал другие изобретения. Британское адмиралтейство выдвигает встречное предложение: Фултону была назначена пожизненная пенсия с одним условием – забыть о своем изобретении. Так непросто складывалась судьба изобретателя и главного его детища – парохода. Фортуна улыбнулась Роберту лишь в 1806 г., когда он, отчаявшись найти поддержку у европейских правителей, решил вернуться на родину. Перед отъездом изобретатель заказал в известной бирмингемской фирме «Бултон энд Уатт» паровую машину мощностью 20 лошадиных сил. В Америке при финансовой поддержке своего друга Р. Ливингстона на верфи Чарльза Брауна Фултон построил корабль. На борту установили привезенный из Англии паровой двигатель, и весной 1807 г. судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Северной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранилось название «Клермонт». Это было небольшое судно, водоизмещением около 100 тонн, длина его составляла 40 м, ширина около 5 м. В августе 1807 г. на судно был установлен двигатель, испытанный в работе во время рейса Нью-Йорк – Олбани. Расстояние до Олбани составляло 150 миль (241 км), рейс длился 32 часа, возврат по течению реки занял 30 часов. Паруса не использовались ни разу. Это был первый безостановочный транспортный рейс длительностью более суток, совершенный паровым судном. С этого дня началось триумфальное шествие парового судоходства.

Интересно, что в первое плавание «Клермонт» отправился без пассажиров и груза – велика была вероятность того, что судно не доберется до места назначения. Первый рейс парохода был широко разрекламирован в газетах. К отплытию собралась большая толпа любопытных, состоявшая из горячих сторонников и ярых противников прогресса, множества зевак. Заключались пари на исход этого мероприятия. Рассказывают такой анекдот: некий господин, который не верил в успешное окончание дела, стоя на берегу, кричал: «Он не сможет заставить его двинуться!» Внезапно, выпустив клубы пара, пароход тронулся с места. Пораженный мужчина замолк на мгновение, а затем стал кричать: «Он не сможет остановиться!»

Успешное завершение первого плавания позволило открыть регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Олбани. «Клермонт» держал эту линию в течение нескольких лет, сразу столкнувшись с крайне враждебным отношением владельцев парусных и гребных судов на Гудзоне, увидевших в пароходе грозного конкурента. Они то и дело подстраивали столкновения парохода с шаландами и баркасами или устраивали на пути парохода заторы. В 1811 г. в США был даже принят специальный закон, грозивший строгим наказанием за сознательный вред, нанесенный пароходам. Интересна и коммерческая сторона вопроса – только за первый год эксплуатации «Клермонт» дал выручку 16 тысяч долларов (немалые деньги по тем временам), доказав всему миру рентабельность парового флота. Хотя сам Фултон неоднократно подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь, и именно с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.

В последние годы жизни Фултон работал над проектом канала, соединяющего Великие озера и Нью-Йоркскую гавань. Этот канал был построен уже после смерти великого изобретателя. Умер Роберт Фултон в Нью-Йорке 24 февраля 1815 г., за несколько месяцев до своего пятидесятилетия.

Одна из легенд рассказывает, что в 1815 г., когда уже свергнутого императора Наполеона Бонапарта везли в ссылку на остров Святой Елены, английский военный парусник, дрейфовавший из-за штиля, повстречал в океане пароход, шедший на всех парах. Поинтересовавшись у офицера охраны, кто построил пароход, обогнавший их парусник, узник получил лаконичный ответ – Роберт Фултон…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность автора Абрамов Яков Васильевич

Глава II. Фултон в Англии В мастерской Уэтса. – Разочарование в живописи и увлечение механикой. – Три года на заводах. – Встреча с Рамзеем. – Краткий очерк истории попыток применения пара к судоходству: Власко де Гарай, Папин, Джонатан Хольз, Бернулли, Перье и Жоффруа,

Из книги Лестница в небеса: Led Zeppelin без цензуры автора Коул Ричард

Глава III. Фултон во Франции Фултон в Париже. – Идея подводного судна. – Поездка в Голландию и возвращение в Париж. – Барлоу. – Занятие живописью. – Самообразование. – Изучение механики. – Фултон и Бонапарт. – Подводная лодка. – Ливингстон. – Работы над паровым

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава IV. Фултон в Америке. Его торжество Привилегия плавания по Гудзону. – Заказ машины Уатту. – Предложение покупки подводного судна. – Постройка первого парохода «Клермонт». – Материальные затруднения. – Первый опыт плавания на «Клермонте». – Объявление о рейсах

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Из книги Четыре друга на фоне столетия автора Прохорова Вера Ивановна

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт (поэт; скончался 19 августа 1994 года на 63-м году жизни). В 1990 году врачи обнаружили у поэта опухоль мозга. Несмотря на страшный диагноз, Рождественский воспринял это сообщение с присущим ему юмором, написав стихотворение

Из книги Красавцы советского кино автора Раззаков Федор

Роберт ФИШЕР Слово о Роберте Фишере Прошло 20 лет, как Фишер стал чемпионом мира (с того момента он не сыграл ни одном турнирной партии), – и тогда же он ушел из мира шахмат.Да, многие его решения казались непонятными и непредсказуемыми. По-видимому, Фишер представлял себе

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

Роберт Фальк Родился 27 октября 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Фалька.В детстве и юности мечтал стать музыкантом.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Одним из его профессоров был Валентин Серов, в свое время посоветовавший

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Его звали не Роберт Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его отец - Александр Николаевич - воевал на фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии, имел несколько боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

ВУД РОБЕРТ (род. в 1868 г. – ум. в 1955 г.) Американский физик – экспериментатор, которого часто называют «отцом современной физической оптики» и «гением эксперимента». Открыл и исследовал резонансное излучение паров натрия и ртути, развил методы спектроскопии, заложил

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Дж. Ф.ФУЛТОН Иван ПавловИсследования Павлова, создавшие эпоху в изучении деятель ности мозговой коры и начатые приблизительно в 1902 г., за пре делами России фактически были неизвестны. Павлов сам сделал сообщение в Лондоне в 1906 г. и прочитал доклад в Гронингене в 1913 г., но до

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Роберт Гук Гук был несколько старше Ньютона. Он родился в 1635 году, в семье священника на острове Уайт, расположенном в проливе Ла-Манш. Гук был очень слабым и болезненным ребенком и поэтому не получил систематического образования. В 1648 году его отец умер и мальчик переехал

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Создатель парохода Роберт Фултон (Robert Fulton) (14 ноября 1765, Литтл-Бритн - 24 февраля 1815, Нью-Йорк) В Санкт-Петербурге на Невском проспекте через реку Мойку перекинут Зеленый мост. Эту чугунную переправу в 1806–1808 годах построил шотландский инженер Вильям Гесте вместо старого

Из книги Обратно к врагам: Автобиографическая повесть автора Бабенко-Вудбери Виктория

Роберт Митчем «Я – гамбургер»Ро?берт Чарльз Дэ?рмен Ми?тчем (1917–1997) – американский актер, сценарист и продюсер.Бродяга, полупрофессиональный боксер, композитор, писавший песни для различных спектаклей, певец, не имевший успеха, актер однажды заявил о том, что фильмы ему

Из книги Мэрилин Монро автора Надеждин Николай Яковлевич

ФУЛТОН РОБЕРТ (род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.) Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807). Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой

Из книги автора

Роберт Ранней весной 1945-го года уже все поняли, что война подходит к концу. Изо дня в день через наш маленький город тянулась непрерывная цепь беженцев. Здесь были и военные, и гражданские, немцы и иностранцы, мужчины, женщины, дети. Многие ехали на старых машинах или на

Из книги автора

71. Роберт Братья Кеннеди никогда не отличались незыблемой приверженностью моральным принципам. Талантливые, энергичные, амбициозные, они привыкли брать от жизни то, что им нравилось. Отказов женщин на их притязания они практически не получали. И при этом оба любили своих

США была той страной, где особенно остро ощущалась нужда в самодвижущемся корабле. Хороших шоссейных или грунтовых дорог здесь было очень мало. Единственным средством сообщения оставались реки. Раньше других оценил возможности парохода судья Ливингстон. Он не разбирался в технических деталях, но был весьма искушенным дельцом и быстро сообразил, что при надлежащем размахе и хорошей организации дела пароходное сообщение может дать очень неплохую прибыль. В 1798 г. Ливингстон добился права на установления регулярного пароходного сообщения по реке Гудзон. Дело оставалось за малым – у него не было парохода. Несколько лет Ливингстон пытался построить паровое судно, привлекая различных механиков. Было сделано несколько паровых кораблей, но все они развивали скорость не более 5 км/ч. Думать с такими пароходами о регулярном судоходстве было преждевременно. Разуверившись в местных механиках, Ливингстон в 1801 г. отправился во Францию. Здесь он встретился со своим соотечественником Робертом Фултоном, который много думал над проектом парохода, а в это время работал над созданием подводной лодки. Однако на осуществление обоих проектов у него не было средств. Встреча оказалась решающей. Ливингстон наконец нашел подходящего механика, а Фултон – бизнесмена, готового финансировать его работу. Осенью 1802 г. между ними было заключено соглашение. Фултон обещал построить паровое судно, способное перевозить 60 пассажиров со скоростью 13 км/ч, а Ливингстон – оплатить все текущие расходы. Прибыль, полученная от эксплуатации корабля должна была делиться пополам.

Первые опыты Фултона с самодвижущимися судами относились еще к 1793 г., когда он, исследуя различные типы гребного колеса, пришел к заключению, что наилучшим будет колесо с тремя или шестью лопастями. В 1794 г., побывав в Манчестере, он убедился, что наилучшим двигателем для самодвижущегося корабля может быть только паровая машина Уатта двойного действия. В последующие годы Фултон много думал над формой, проекциями и очертаниями судна. Прежде чем приступить к строительству он уехал на воды в Пломбьер и здесь проводил опыты с метровой моделью, приводимой в движение пружиной.

Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Он был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом все это удалось достать на поверхность, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный, корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 метра в ширину. В августе 1803 г. было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность.

Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Весной 1804 г. Фултон уехал в Англию. Здесь он безуспешно старался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и одновременно следил за изготовлением паровой машины фирмой Боултона и Уатта.

Фултон Роберт Фу́лтон Роберт

(Fulton) (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».

ФУЛТОН Роберт

ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания - 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции. Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США) . Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел - в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:

    Роберт Фултон Robert Fulton Инже … Википедия

    Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… … Большая советская энциклопедия

    Фултон, Роберт - ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …

    Фултон - Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Роберт Фултон - см. Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы … Википедия

    - (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность , Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Роберт Фултон - одно из самых интересных имен Нового времени. Очевидец многих интересных событий, участник войн, изобретатель и ученый. Можно долго перечислять уникальные качества этого человека, но не лучше было бы обратиться к наследию того, что оставил потомкам Роберт Фултон?

Биография

Детство и юность будущего изобретателя прошли в Америке. Дата рождения - 1765 год. Место рождения - городок Маленькая Британия. Отец Роберта умер, когда мальчику было всего три года. Роберту с семьей пришлось переехать поближе к родным матери - в небольшой городок Ланкастер. Там Роберт Фултон пошел в школу.

Образование тех времен оставляло желать лучшего. Ученикам давались для заучивания длинные куски греческих и римских произведений, рассказывались истории из жизни далеких европейских стран - все это не представляло для будущего изобретателя ни малейшего интереса. Куда охотнее он проводил время в старой кузнице на краю города, рылся в инструментах мастеровых, собирал всякие безделушки. Уже в тринадцать лет он составил свой первый технический чертеж, а чуть позже по его наброскам на воду спустилась первая в мире лодка с паровым двигателем.

После окончания школы Роберт Фултон пробует себя в ювелирном деле. Потом он попытался стать чертежником. Поняв, насколько ему не хватает знаний, он решается на долгое путешествие в Англию - столицу технических новинок. Именно здесь все, что изобрел Роберт Фултон, начинает принимать реальные очертания - мечты превращаются в реальность.

Пребывание в Англии

Жил Роберт Фултон у Бенджамена Уэста - одного из самых известных художников того времени. Он не оставлял своей мечты сделать морской корабль с принципиально новым двигателем - не весельным и не ветровым. Наконец, проект был создан. Первый чертеж парохода был представлен правительству Англии в 1793 году.

В 1797 году он перебрался в Париж, где продолжал работать над свои изобретением, которое бы увековечило его имя - Роберт Фултон. Биография изобретателя говорит о самом насыщенном периоде его жизни. В Париже Фултон изучает немецкий и французский языки, усовершенствует собственные знания по химии, технике и математике. Здесь он знакомится с Джеймсом Рамзи английским изобретателем, который в 1786 году построил прототип первого парохода в Западной Вирджинии.

Неприятие открытия

К удивлению Франклина, его открытие посчитали прихотью, бесполезной игрушкой. Адмиралтейство указало, что оно не собирается вкладывать средства в заведомо несуществующий корабль. Разочарованный Роберт Фултон со своими проектами собрался во Францию, где к тому времени уже отгремела революция, и к власти пришел Наполеон 1. Может быть, во Франции понадобятся его новые проекты?

Роберт Фултон и Наполеон

В записках графа Мирабо есть упоминание о встрече американского изобретателя с Наполеоном. Роберт Фултон, создатель парохода, предложил императору пополнить флот Франции новыми кораблями, которые приводились бы в движение при помощи пара. Он убеждал императора, что с такими боевыми машинами Наполеон 1 быстро одолеет свою извечную соперницу - Францию.

Выслушав изобретателя, Наполеон воскликнул:

Ежедневно мне кладут на стол ужасающие проекты, глупее которых и выдумать невозможно. Только вчера мне предложили высадить на побережье Англии кавалерию, усаженную на ручных дельфинов. Уходите прочь - вы, видимо, один из этих сумасшедших!

Интересно, что всего лишь восемь лет спустя английский корабль «Беллерофонт» отвозил Наполеона к месту его первой ссылки - на остров Св. Елены. В открытом море английский корабль встретился с пароходом «Фултон», которой двигался при помощи паровых двигателей.

Пароход обогнал «Беллерофонт» и скрылся за горизонтом. Провожая взглядом американский пароход, Наполеон грустно заметил:

Не прислушавшись к Фултону, я потерял свою корону.

Первые корабли

Ну а пока Фултон ищет спонсоров для постройки первых кораблей с паровыми двигателями, в 1800 году во Франции была продемонстрирована подводная лодка «Наутилус», покорявшая воображение зевак.

Но для военных целей «Наутилус» не годился, он был слишком медленным, и быстрые парусники противника легко уворачивались от подводной лодки. Дальнейшее строительство таких кораблей было приостановлено, а значение подводных лодок было оценено лишь сотню лет спустя - во время Первой мировой войны. Возможно, под впечатлением от этого корабля много лет спустя Верн напишет своего бессмертного «Капитана Немо». В 1803 году воды Сены бороздит Но для масштабного производства все равно не хватает времени и средств. И Роберт Фултон принимает решение возвратиться в Америку.

Покорение моря

В Америке Роберт Фултон несколько лет потратил на совершенствование принципов колесных двигателей, работавших на паровой тяге. Через три года, после возвращения на родину в конце лета 1807, на воды Гудзона был спущен первый пароход. Современники называли его «пароход Северной Реки из Клермонта», а вот в исторических записках он известен под названием «Клермонт». На самом деле Клермонт - название усадьбы друга Фултона, которая располагалась в 177 километрах от Нью-Йорка. Первый рейс «Северной реки» был сделан по Гудзону, по маршруту «Клермонт-Нью-Йорк». Убедившись в экономическом потенциале своего изобретения, Фултон запатентовал свое открытие и наладил выпуск пароходов в США.

Пароходы в России

В 1813 году Фултон обратился к российскому правительству с просьбой предоставить исключительное право на строительство речных пароходов на территории Российской империи. Император Александр 1 предоставил ему все необходимые права, но выполнить заказ правительства Фултон так и не смог. За три года на воду не был спущен ни один корабль. После смерти изобретателя в 1815 году монополию на возведение кораблей выкупил Чарлз Берд, который в том же году спустил на воду свой первый корабль на паровой тяге. Отчет о данном событии был опубликован в журнале «Сын Отечества». Там же впервые было использовано слово «пароход», которое в дальнейшем прочно вошло в современный русский язык.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать