Китайская Народная Республика: демократическая диктатура народа. О демократической диктатуре народа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

4.2.3. Основы конституционного строя Китая (КНР)

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституция принималась 4 раза – в 1954 г., 1915 г., 1978 г. и 1982 г. До принятия первой конституции с первого дня существования КНР, действовала временная конституция , которая официально именовалась «Общая программа НПКСК» (НПКСК – Народный политический консультативный совет Китая – высший орган китайской революции, который принял на себя функции парламента).

Общая программа заложила основные начала, на которых стала создаваться молодая Китайская Народная Республика:


  • демократическая диктатура народа;

  • народно-демократический (а затем – социалистический) строй; права и свободы, а также обязанности человека;

  • многопартийная система при руководящей роли коммунистической партии;

  • общественное народное хозяйство;

  • вспомогательная роль в экономике национальной буржуазии;

  • унитарное государство, запрет создавать внутри Китая образования, имеющие государственный статус;

  • право малочисленных наций на автономию;

  • организация власти по советскому типу – через систему собраний народных представителей всех уровней.
Основные положения Общей программы были узаконены в Конституции 1954 г., которая реально действовала более 10 лет.

В годы «культурной революции» (1966–1976 гг.), кампании жестокого террора против инакомыслящих, конституционный строй был фактически ликвидирован и управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». За год до смерти Мао Цзэдуна была принята Конституция 1975 года, которая закрепила результаты «культурной революции».

После смерти Мао в 1976 г. и начала реформ была принята новая Конституция 1978 г., имевшая компромиссный, конъюнктурный характер.

По мере развития в стране реформ, возглавляемых Дэн Сяопином, 4 декабря 1982 года ВСНП вновь приняло конституцию – конституцию «модернизированного социализма», которая действует и ныне.

Конституция КНР 1982 г. – сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах (1). «Общие положения», 2). «Основные права и обязанности граждан», 3). «Государственная структура», 4). «Государственный флаг. Государ-ственный герб. Столица»).

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что и по форме, и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами и нормами-программами. Порой трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

В качестве примера можно привести следующие нормы: «Кто не работает – тот не ест», «Все государственные органы и государственные служащие поддерживают тесные связи (?) с народом...». Данные нормы не содержат четких правил поведения, не могут быть защищены в суде. Об их содержании можно лишь догадываться.

Особого внимания заслуживает введение к Конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула – это короткая, торжественная часть Конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение – это небольшой рассказ (объемом в 1–2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к Конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о самой героической борьбе, о победе революции, о трудовых буднях народа, о дальнейших целях. Введение к Конституции КНР описывает:


  • тяжелое историческое прошлое китайского народа, его героическую борьбу за освобождение;

  • увековечивает роль личности Мао Цзедуна в этой борьбе ;

  • восхваляет коммунистическую партию;

  • ставит цели на будущее.
Особенность введения в редакции 1982 года – косвенное упоминание о реформах – «модернизации». Его завершает следующее программное заявление: «В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзедуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствуя различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы … превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалис-тическое государство».

В главе 1 Конституции сформулированы общие положения. Данную сферу основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуют основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической правовой традиции, сделали упор в регулировании именно основы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения, характеризующие общественно-политический и экономический строй:


  • Китай (КНР) – социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

  • основным строем КНР является социалистический строй;

  • любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

  • вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности – коммунистической партии);

  • руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая;

  • коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

  • Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду»;

  • основным видом собственности является социалистическая собственность;

  • государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам (например производить необходимые товары, давать людям работу и т. д.) и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики;

  • государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

  • государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство;

  • с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.
Конституция КНР в главе 2 закрепляет основные права и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод:

  • следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще;

  • исходя из данной посылки , можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев (поскольку они не являются гражданами Китая);

  • в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь – главного права человека;

  • в Китае часто применяется смертная казнь: например, за многие преступления от политических до незначительных уголовных, экономических предусматривается наказание в виде смертной казни, которое нередко выносится китайскими судами;

  • нет нормы о свободе мысли;

  • конституция обязывает супругов реализовывать планирование рождаемости (одна семья – один ребенок). Нарушение этого правила влечет за собой денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни. С одной стороны, государство стремится ограничить рост более чем миллиардного населения, с другой – это существенное ограничение важнейшего естественного права человека – права иметь потомство, в-третьих, в этой связи в Китае слишком часто делаются аборты. В результате которых гибнут миллионы неродившихся младенцев, а в современном конституционном праве, особенно западных стран, наметилась тенденция защищать право на жизнь не только родившихся, но еще и неродившихся людей;

  • конституция УНР дает не только типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности гражданина» (а не «права и свободы человека»), но и содержит слишком большой перечень обязанностей;

  • специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле; данная норма находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138), данные нормы были вызваны к жизни негативным опытом прошлого, когда в годы «культурной революции» 1966–1976 гг. систематической травле и оскорблениям, нередко носившим публичный характер, подвергались тысячи партийно-хозяйственных работников и иных граждан. Конституционно введя запрет травли, законодатели стремились положить конец этой практике и не допустить подобных явлений в будущем.
В целом китайское конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов (и по объему, и по юридической технике). Тем не менее, Конституция 1982 года в данной сфере ушла далеко вперед по сравнению с предыдущими конституциями (Конституция 1975 года содержала только 4 статьи о правах и свободах, 1978 – 16, 1982 – 24).

Регулирование правового статуса личности в Конституции 1982 года – самый лучший вариант конституционного регулирования данной проблемы по сравнению с теорией и практикой прежних лет.

Китай является унитарным государством с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня: верхний (провинции, автономные районы, города центрального подчинения), средний (уезды, автономные уезды, автономные округа и города) и нижний (волости, национальные волости, поселки, городские районы).

Для Китая актуален национальный вопрос. Из более чем миллиардного населения ханьцы составляют чуть более 90 %. В то же время неханьские народы составляют около 9 %, но это свыше 90 млн человек. Причем неханьцы занимают около половины территории Китая – малообжитые районы Севера и Запада.

В целях решения национального вопроса в Китае созданы автономии на всех трех уровнях: автономный район (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский, Сянган (Гонконг), автономный округ и автономный уезд (30) и национальная волость (124). Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов, национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию , и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.

В китайской конституционной доктрине нет принципа разделения властей (в «чистом» виде, как его понимают европейцы). Наоборот, вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (СНП), китайский вариант Совета. Исходя из этого, существует единая соподчиненная «пирамида» собраний народных представителей, причем нижестоящие СНП формируют вышестоящие. Выборы в КНР многоступенчатые (3 ступени) и непрямые:


  • народ непосредственно избирает депутатов местных СНП;

  • местные СНП избирают депутатов провинциальных СНП, СНП автономных районов и городов центрального подчинения;

  • провинциальные СНП избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
ВСНП является высшим органом государственной власти Китая и имеет следующие особенности:

  1. является самым большим по численности «парламентом» мира – включает 2 тысячи на родных представителей;

  2. избирается с помощью непрямых, 3-ступенчатых выборов;

  3. часть депутатов избирается от вооруженных сил в результате многоступенчатых выборов внутри армии;

  4. депутаты ВСНП имеют императивный мандат, то есть они связаны волей тех, кто их избрал, и могут быть досрочно отозваны;

  5. депутаты работают на непрофессиональной основе – совмещают депутатскую деятельность с основной работой;

  6. ВСНП собирается на сессию 1 раз в год, сессия длится 2–3 недели – очень долго для парламента социалистических стран;

  7. помимо законодательных, обладает контрольными функциями;

  8. ВСНП имеет двухступенчатую структуру – из своего состава формирует Постоянный комитет («малый парламент»);

  9. постоянный комитет работает круглый год между сессиями ВСНП (то есть текущую деятельность осуществляет «малый парламент» – постоянный комитет, а раз в год на сессию собирается «большой парламент» – ВСНП);
ВСНП обладает широкими полномочиями:

  • принимает конституцию КНР и вносит в нее изменения;

  • осуществляет контроль за проведением конституции в жизнь;

  • принимает и изменяет уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и иные основные законы;

  • избирает председателя КНР (главу государства) и зам. председателя КНР;

  • по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьер-министра Государственного совета (ГС);

  • по представлению премьера ГС утверждает кандидатуры его заместителей, министров, членов ГС, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата;

  • избирает председателя Центрального военного совета, по представлению председателя Центрального военного совета утверждает кандидатуры других членов Центрального военного совета;

  • избирает председателя Верховного народного суда;

  • избирает генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;

  • рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;

  • рассматривает и утверждает государственный бюджет, отчет о его исполнении;

  • изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;

  • утверждает образование провинций , автономных районов и городов центрального подчинения;

  • утверждает образование особых административных районов и их режима;

  • решает вопросы войны и мира;

  • осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти.
Постоянный комитет (ПК) ВСНП, работающий между сессиями ВСНП, состоит из 400 членов, избирает из своего состава председателя ПК, его заместителя, начальника секретариата. В период своей работы ПК выполняет ряд важных функций:

  • дает толкование конституции, осуществляет надзор за ее проведением в жизнь;

  • принимает и изменяет законы, кроме тех, которые должны приниматься ВСНП;

  • изменяет законы, принятые ВСНП, если данные изменения не затрагивают принципиальных положений данных законов;

  • дает толкование законов;

  • в период между сессиями ВСНП может вносить поправки в планы экономического развития и бюджет;

  • отменяет акты Госсовета, противоречащие конституции и законам;

  • осуществляет контроль за работой Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда (!) и Верховной народной прокуратуры (!);

  • отменяет противоречащие конституции и законам акты органов государственной власти провинций и органов местного самоуправления;

  • в период между сессиями ВСНП по представлению премьера Госсовета смещает и назначает министров;

  • осуществляет назначение высших должностных лиц, кроме тех, которых избирает и назначает ВСНП;

  • назначает и отзывает дипломатических представителей КНР в зарубежных государствах;

  • устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и специальные звания, а также принимает решения об их присвоении;

  • вводит чрезвычайное положение;

  • решает вопросы войны и мира в период между сессиями ВСНП.
Таким образом, в Китае фактически сосуществует два «парламента» – «большой» и «малый», которые имеют сходные полномочия, «подстраховывают», а порой и прямо дублируют друг друга. В то же время Постоянный комитет формируется ВСНП, несет ответственность ВСНП и подотчетен ему.

Конституция предусматривает институт единоличного главы государства – председателя КНР, который избирается ВСНП на 5 лет и ответствен перед ним. Председателем КНР (и его заместителем) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) или один из ее высших лидеров.

Высшим административно-исполнительным органом Китая является правительство – Государственный совет (ГС).

Структура судов КНР во главе с Верховным народным судом и Верховной народной прокуратуры соответствует административно-территориальному делению страны. Специфика судебной системы и прокуратуры КНР состоит в том, что они являются правоохранительными органами социалистического государства, должны быть «близки к народу», помимо решения «противоречий внутри народа» должны бороться с «врагами», имеют карательный уклон, не являются независимыми (находятся под контролем соответствующих СНП и их постоянных комитетов, а также партийных органов).

Срок полномочий ВСНП – 5 лет. Срок полномочий ПК ВСНП, других органов и должностных лиц, избираемых ВСНП – 5 лет.

Важнейшей особенностью Конституции КНР 1982 года является норма об ограничении времени пребывания высших должностных лиц на своих постах двумя сроками. Только два 5-летних срока могут находиться на своих постах:


  • председатель КНР;

  • премьер ГС;

  • генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры;

  • председатель Верховного народного суда;

  • иные должностные лица, избираемые ВСНП.
Эта норма – уникальная для Китая, где всего за 6 лет до ее принятия закончилась «культурная революция» и где Мао Цзэдун 27 лет руководил партией и фактически государством, а Чжоу Эньлай 27 лет возглавлял правительство.

Особенностью высших органов государственной власти является то , что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются «приводными ремнями» власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции. Несмотря на это в Китае существует многопартийная система, где помимо КПК действует еще 8 партий: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Однако, на деле многопартийность носит фиктивный характер, так как:


  • все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;

  • попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресекались в политическом и уголовном порядке;

  • партии очень малочисленны – по нескольку тысяч человек, в то время как КПК насчитывает 40 млн человек;

  • партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;

  • весь политический и государственный режим способствует однопартийности.
Фактически КПК сама является истинным Госаппаратом, где принимаются решения и выдвигаются кадры. Управление работой собраний народных представителей находится под контролем КПК, которые узаконивают ее волю, а правительство исполняет ее решения.

4.2.4. Основы конституционного права Монголии

Уникальность развития Монголии в том, что Монголия совершила «прыжок» из феодального общества в социалистическое, минуя стадию капитализма, а затем – не менее стремительный «прыжок» из социализма в капитализм.

До 1921 года Монголия представляла собой полуколониальное феодальное государство во главе с богдо-Гэгэном – абсолютным правителем, который совмещал политическую и теократическую власть. В 1921 году в стране произошла народно-демократическая революция, в результате которой была установлена ограниченная монархия: власть богдо-Гэгэна и аристократии была сильно уменьшена, а также создано народное правительство.

В 1924 году монархия была окончательно упразднена и принята первая Конституция Монголии 1924 года, в которой была закреплена республиканская форма правления, провозглашена принадлежность всей власти аратам, то есть крестьянам (рабочего класса в то время не было), учреждался высший орган народного представительства – Великий народный хурал, а также иные органы народной власти.

После этого в Монголии было принято еще две Конституции – в 1940 г. и 1960 г. Конституция 1940 г. закрепила окончательную победу народно-демократического строя и провозгласила курс на строительство социализма. Через 20 лет Конституция 1960 г. зафиксировала победу в стране социализма и узаконила руководящую роль МНРП – партии коммунистов.

Социализм в Монголии просуществовал ровно 30 лет (1960–1990 гг.). В 1990 г. в стране наметились массовые антисоциалистические выступления, что положило начало буржуазно-демократическим реформам.

В отличие от азиатских социалистических стран (Китая, Вьетнама, Северной Кореи), которые либо сохранили социалистический строй, либо пытаются его приспособить к современным условиям, Монголия стала единственной азиатской страной, которая решительно отказалась от социалистического строя и начала строительства буржуазно-демократического капиталистического общества.

13 января 1992 года была принята четвертая по счету и ныне действующая конституция Монголии, которая закрепила отказ от социализма и первые результаты буржуазно-демократических реформ. Конституция Монголии 1992 года – одна из самых кратких в мире. Она содержит всего 70 статей, предельно конкретна, почти лишена социалистических черт и полностью деидеологизирована. Можно выделить следующие основные положения и особенности Конституции Монголии 1992 года.

Конституция Монголии подробно регулирует основные права и свободы человека. Ею закрепляются такие основополагающие права, как:


  • право на жизнь (не попавшее в конституции обновляющихся Китая и Вьетнама), в том числе на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде;

  • право на свободу убеждений, свободу слова, печати;

  • право на выезд за границу и возвращение на родину;

  • право на свободу совести; право на петиции ;

  • право на медицинскую помощь, социальную помощь в старости.
Следует отметить, что конституционное регулирование прав и свобод в Монголии, несмотря на свою лаконичность, отвечает современным мировым стандартам.

Высшими государственными органами Монголии являются парламент – Великий государственный хурал, президент, правительство, Верховный суд.

^ Великий государственный хурал (парламент Монголии), состоящий из 76 депутатов, непосредственно избирается гражданами Монголии на 4-летний срок.

Великий государственный хурал занимает центральное место среди органов государственной власти Монголии. Он обладает широкими полномочиями, главными из которых являются принятие законов, формирова­ние иных государственных органов и осуществление контроля за их деятельностью.

Президент Монголии осуществляет функции главы государства. Он избирается путем всенародных выборов по 2-туровой системе абсолютного большинства. Президент совместно с парламентом формирует правительство.

Несмотря на избрание всем народом, президент подотчетен в своей деятельности парламенту. Он может быть смещен с должности Великим государственным хуралом простым большинством голосов от числа присутствующих (!). Правительство и иные государственные органы также ответственны перед Великим государственным хуралом – высшим органом государственной власти.

В Монголии, в отличие от многих азиатских стран, предусмотрен высший специальный орган конституционной юстиции – ^ Суд конституционного надзора. Суд конституционного надзора состоит из 9 судей, достигших 40 лет и обладающих высокой юридической и политической квалификацией. Они избираются Великим государственным хуралом на 6-летний срок: 3 судей выдвигает сам хурал, 3 – президент, 3 – Верховный суд с правом переизб­рания еще на один срок.

Конституция Монголии может быть изменена Великим государствен­ным хуралом большинством в 3/4 голосов. Если какая-либо поправка отклоняется, она может быть вновь принята только Великим государственным хуралом следующего созыва.

4.2.5. Основы конституционного права Японии

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты победившей буржуазно-демократической революции (революции Мэйдзи). Несмотря на свой консерватизм и архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии – палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии – оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 года. Данная конституция действует по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде. Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличия от прежней Конституции 1889 г.):


  • закреплен принцип народного суверенитета (власть исходит от народа, а не от императора);

  • сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограниченны;

  • высшим органом государственной власти объявлен парламент;

  • ликвидирована наследственная палата пэров парламента;

  • предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат – палаты представителей и палаты советников;

  • парламенту предоставлено право формировать правительство;

  • правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

  • ликвидированы сословия (пэры, князья и т. д.); закреплены основополагающие права и свободы человека;

  • конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и от вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

  • на основании данной нормы конституции (принятой под прямым давлением США) Япония до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).
Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:


  • является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение , одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

  • не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

  • император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.
Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление. Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего в 1926–1989 гг., на престол взошел его сын – император Акихито. С этого же года началась эра Хээнсэй (процветание).

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган – Совет императорского дома.

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников.

Палата представителей (нижняя палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3–5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1 по 3 (по 4, 5) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников (верхняя палата) состоит из 252 депутатов (советников):


  • 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур, по системе единственного непередаваемого голоса;

  • 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

  • срок полномочий палаты советников – 6 лет;

  • каждые три года переизбирается половина советников.
Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

  • правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

  • право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников – с 30 лет;

  • кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (палата представителей) и 2 млн йен (палата советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

  • избирательная кампания длится 2 недели;

  • в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

  • наиболее распространенная форма агитации – выступление в округе и встречи с избирателями;

  • как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) не приносит пользы, так как на практике выборы в Японии – это конкуренция уже сложившихся репутаций;

  • распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.
Главные функции парламента – принятие законов, бюджета, формирование правительства. Верхняя палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, но может быть распущена.

Нижняя палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство – Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра , он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие особенности формирования и функционирования Кабинета министров Японии:


  1. Согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах.

  2. Половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр).

  3. Назначение на министерский пост не влечет за собой утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями.

  4. Кабинет министров, как правило, заседает тайно.

  5. Решения принимаются только консенсусом – единогласно.

  6. За работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет за собой отставку всего правительства.

  7. При вынесении парламентом вотума недоверия, правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает нижнюю палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку.

  8. Кабинет министров Японии – недолговечное образование в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет.

  9. Согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других, во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министры – каждые два года.

  10. Министры (в первую очередь являются представителями парламента 9 правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.

  11. Это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоит сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают политические партии и их кандидаты. В этой связи актуален вопрос о партийной системе Японии.

Длительное время, в течение 38 лет (1955–1993 гг.), в Японии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, каковой являлась Либерально-демократическая партия. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министерских постов , определяли внутреннюю и внешнюю политику страны.

ЛДПЯ – партия крупного бизнеса, высшей бюрократии, предпринимателей. Будучи долгое время единственно правящей партией, ЛДПЯ, тем не менее, имела множество течений по своему составу: в партии насчитывалось 6 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии.

В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянными расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вторых, выросли и окрепли другие политические партии и движения:


  • социал-демократическая партия Японии (создана в 1945 г.), в 1945–1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии;

  • партия «Комэйто» (чистой политики) – основана на буддистских идеях;

  • партия демократического социализма;

  • Коммунистическая партия (маловлиятельна как в прошлом, так и в настоящее время);

  • партия «Сакигакэ» – отколовшаяся часть ЛДПЯ.
Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирующей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается классическая двухпартийная система (по образцу США, а больше – Великобритании), где соперничают две основные партии – правоцентристская (либеральные демократы) и левоцентристская (социал-демократы).

Япония – унитарное государство, административно-территориаль-ными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо, 43 префектуры.

В префектурах (областях) избирается местный представительный орган и губернатор.

Судебную систему Японии составляют:


  • 50 окружных судов;

  • 8 высших судов;

  • Верховный суд;

  • суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

  • дисциплинарные суды – рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.
Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

  • состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

  • работает либо пленарно (кворум – 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум – 3);

  • является высшей судебной инстанцией;

  • осуществляет конституционный контроль;

  • дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.
Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме. Однако практика пересматривать конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Задания к разделу


  1. Выявите общие и особенные черты конституций ведущих стран Западной Европы.

  2. Выявите общие и особенные черты конституций стран Азии.

  3. Объясните причины, способствовавшие формированию Европейского Союза.

  4. Выявите специфику парламентаризма в странах Азии и Западной Европы.

  5. Объясните, какова особенность демократии стран Азии и Западной Европы.

  6. В чем специфика системы разделения властей в странах Азии и Западной Европы?

Демократическое государство с суверенной демократией – это то государство, которое мы видим сегодня в России. Суверенность начисто отменило истинную демократию. Введение вертикали власти привело фактически к вертикали коррупции. Суды, как лакмусовая бумажка государственного устройства, превратились в извращённую форму вынесения решения именем государства.

Сегодня мы наблюдаем странную картину: лидеры страны стали во весь голос призывать нас, простой народ, к патриотизму, но, в то же самое время, им стал неинтересен народ в целом. Во многом народ даже мешает элите. Их занимают вопросы корпоративного обогащения экономической элиты, а народ оказался жалким инструментом в этом процессе. Нельзя думать, что они не понимают, что в случае крупного военного конфликта им придётся опираться на армию, которая формируется из народа. Приходит мысль о том, что даже страшилка с вражеским окружением страны наших лидеров не интересует. Они как будто знают нечто такое, что позволяет им полностью исключить военный поворот событий. Или же очень быстро исчезнуть из этой Богом забытой страны? Поэтому, наверное, для этого они покупают недвижимость за рубежом и перевозят туда своих родных.

Диктатура народа

Диктатура народа – это правовая среда управления страной внутри неё, основанная на первичности права референдума и прямых выборов соответствующего масштаба административного деления, начиная от общегосударственного уровня и заканчивая любым самым мелким местным уровнем управления. Такое определение отличается от определения Мао Цзе Дуна (см. Иоахим Шикель. Идеи Мао Цзэдуна): «Диктатура народа по своей сути идентична диктатуре пролетариата». В нашем понимании диктатура народа – это демократический способ сосуществования всех классов и сословий населения.

Референдум является необходимым условием отмены делегирования прав избирателей своим выборным представителям, если в этом назрела необходимость. Это не просто объявление импичмента, это законный способ производить ротацию руководителей. Этот шаг является гарантией ликвидации злоупотребления властью, как это наблюдается обычно, когда права избирателей широко делегируются народным представителям любого уровня. Эти представители, так называемые «слуги народа», как правило, узурпируют всю власть в своих руках, а, пользуясь отсутствием в законах рычагов их контроля и перевыборности, - чуть ли не в открытую воруют налево и направо. Такое право воровать, которое пока что существует почти законно, – наглая издёвка их над народом.

Ни о каком тираническом, монархическом, авторитарном режиме при демократическом методе контроля не может быть и речи. Полная смена руководителей, лидеров находится в руках народа.

Что такое народ?

Разные словари дают разные ответы, в смысловом значении размытые. Это характерно для понятия символического значения. Народ – это символ. Мы (автор статьи м присоединившиеся к его мнению единомышленники) будем придерживаться определений: «народ – это население страны, объединённое одним управлением из одного центра» и «народ – это часть населения, имеющая право выбора, официального и неофициального».

Диктатура народа означает, что любые спорные ситуации в стране, не подлежащие рассмотрению в судебном порядке, разрешаются через мнение народа путём прямого и непосредственного голосования, как на общегосударственном уровне, так и на местном уровне управления. Естественно на это панируются соответствующие средства из бюджета – демократия дорого стоит. В таком случае вся бюрократия будет находиться под полным народным контролем. Значит, и для коррупции не останется лазеек.

Защита от охлократии и анархии

Любителям демократии необходимо, однако, знать, что демократическое большинство, принимающее своё судьбоносное решение, как правило, голосует за то, что ему хорошо известно, то есть за старое, или же может вести соглашательскую позицию при недостатке информации и неразвитости личной воли и образования. Поэтому такой способ правления всегда требует значительной информационной подготовки, разъяснений, бесед. Кроме того, уровень культуры разных слоёв народа определяет психологическую устойчивость общества. Следовательно, культура является тем полем, на котором сорнякам не будет места.

Нужно продумать защиту от охлократии и анархии, чтобы обсуждение и принятие решения по какому-либо спорному вопросу не приводило к тупиковым ситуациям. Для этого может существовать, например, Совет Старейшин.

Вероятно, никто из диктаторов советского лагеря не был таким презираемым как Чаушеску. В его правление в стране год от года рос голод, а полиция убивала до 15 тысяч человек в год. Когда в 1989 году его власть была свергнута, военным пришлось удерживать народ от стихийной расправы над ним. И все-таки современным румынам его не хватает.

В 2010 году Румынский институт оценок и стратегии провел опрос общественного мнения, в котором задавались вопросы о жизни страны при коммунизме.

Трудно поверить, но 63% заявили, что тогда жизнь была лучше, не согласились с этим всего 29 процентов. На вопрос «Проголосовали бы вы сегодня за Чаушеску?» положительно ответили более 40% опрошенных.

Это кажется абсурдным, но сегодня Румыния является одной из самых беднейших стран ЕС (на втором месте по уровню бедности) и самой коррумпированной. Народ видит в коммунистической диктатуре хоть какие-то гарантии занятости и безопасности — пускай и в обмен на свободу.

Пак Чон Хи

Между 1961 и 1979 годами Южной Кореей железной рукой правил Пак Чон Хи. В его правление стали обыденностью внезапные обыски тайной полиции и пытки. Его противники бесследно исчезали; говорят, что он лично убивал самых высокопоставленных из них в своем доме. Как же видят его фигуру корейцы сегодня?

Они считают его величайшим президентом в истории. По информации Korean Times, ссылающегося на данные социологических опросов, Пак Чон Хи далеко опережает по популярности любого другого руководителя Кореи.

Действительно, в его правление произошел экономический бум. В 1970-х годах темпы экономического роста в Южной Корее опережали американские. Это тем более впечатляет, если вспомнить, что в 1950-х Южная Корея была беднее Северной. Сегодня жестокость режима позабыта, в памяти остались только экономические успехи.

Антонио Салазар

Анотонио Салазар был одним из самых долгоживущих диктаторов — и одним из самых незаметных. Почти 40 лет он правил Португалией, ставшей полуфашистским государством. За это время тайная полиция проникла в каждую школу, на каждое предприятие и во все другие организации страны. Сеть государственного террора работала ка к часы. Многие недовольные отправлялись в концлагеря, расположенные в Африке.

Режим Салазара рухнул в 1974, но сегодня его популярность растет. Примерно одна пятая португальцев считает, что Салазар сделал больше хорошего, чем плохого. В его день рождения его могила покрывается цветами, а портрет диктатора висит во многих барах и ресторанах.

Возможно, это связано с экономическим кризисом, разразившимся в стране в 2010 году.

Франсиско Франко

Генерал Франко теряется на фоне его знаменитых современников — Гитлера и Муссолини, но и он был человеком не менее жестоким. Во время «белого террора» были убиты 114 тысяч испанцев, многие подверглись пыткам и изнасилованиям. В концентрационных лагерях погибло до 500 тысяч человек. Несмотря на это, он остается популярной фигурой в Испании.

Опрос 2006 года, проведенный газетой El Mundo, показал, что треть испанцев считает правильными действия Франко по свержению предыдущего правительства. Изданная в 2013 году Королевской академией истории книга о Франко назвала его «пацифистом», а его политических противников - «террористами».

Значительная часть испанцев видит в Франко спасителя страны от коммунистов, которые во время гражданской войны в Испании также убили около 40 тысяч человек. Принято считать, что коммунисты бы повергли страну в еще более кровавый ужас, чем Франко.

«Черные полковники»

В 1967 году греческое демократическое правительство пало, на смену ему пришла группа офицеров, управлявшая страной путем репрессий в течение почти 10 лет. Хунта особенно отличилась использованием изнасилований и оскорбительных сексуальных действий в качестве пыток. Когда хунта потеряла власть, новому правительству пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы провести официальные суды, не допустив народного самосуда.

В 2013 году опрос Metron Analysis показал, что треть греков считает, что диктатура лучше демократии. Более 50% считают, что хунта обеспечивала более высокий уровень безопасности, а 46% думают, что экономическое положение было лучше.

В последние годы Греция испытывает серьезные проблемы в экономике, очень много людей, преимущественно государственных служащих, потеряли работу.

Фердинанд Маркос

С 1965 и до 1986 Фердинанд Маркос единолично владел Филиппинами. Во время своего пребывания у власти он убил 3257 человек из числа политических противников, 35 тысяч подверг пыткам, 70 тысяч бросил в тюрьмы. Он также считается одним из самых коррумпированных чиновников, когда-либо живших на планете, в списке Transparency International он занял второе место среди них.

Казалось бы, это не должно внушать особых симпатий, но в 2011 большинство филиппинцев выступали за перезахоронение Маркоса на государственном кладбище для героев.

В 2014 году к 28-й годовщине его отстранения от власти в Twitter прокатилась волна сообщений, в которых Маркоса называли «величайшим президентом всех времен».

Его тоже считают спасителем от коммунизма. Но, в отличие от Испании, на Филиппинах эта опасность не была реальной. Она всего лишь служила поводом для того, что бы Маркос мог украсть из казны более 10 миллиардов долларов.

Эрих Хонеккер

Возможно, вы не помните его имени, но вы знаете название его страны: Германская демократическая республика, царство политической полиции «Штази». Запугивание жителей страны было нормой, но, в ГДР к этому добавилось еще и экономическое фиаско. Восточные немцы туго затягивали пояса, пока их западные родственники могли себе ни в чем не отказывать. Когда Германия объединилась, никто не предполагал, что по ГДР можно будет скучать.

Но в 2009 году были обнародованы результаты опроса, проведенного журналом Der Spiegel. Большая часть жителей восточных земель Германии защищала жизнь, которую они вели в ГДР. 49% сообщили, что жить там было «хорошо». Некоторые даже заявляли, что там было «меньше диктатуры», чем в современной Германии. Большинство считало «Штази» нормальной разведкой.

В немецком языке есть специальный термин для этого: Ostalgie (от Ost - восток и nostalgie - ностальгия). Одной из причин этого явления является то, что уровень жизни в западных и восточных землях не сравнялся до сих пор.

Хаджи Мухаммед Сухарто

Если вам не впечатлила история Маркоса, познакомьтесь с Сухарто. С 1967 по 1998 год он похитил из государственного бюджета 35 миллиардов долларов, оккупировал Восточный Тимор и провел целых два геноцида. И сейчас он вновь испытывает народную любовь.

Во многих частях Индонезии годовщина резни соотечественников, устроенной Сухарто, празднуется до сих пор. Четыре года назад он стал «национальным героем», согласно результатам социологического опроса.

Это еще один «герой, спасший страну от коммунизма». И, как в случае с Маркосом, это был лишь предлог. Под прикрытием борьбы с коммунизмом Сухарто уничтожил не менее 500 тысяч (по другим оценкам — до двух миллионов) этнических китайцев, устраивая казни по этническом принципу.

Бенито Муссолини

Бенито Муссолини правил Италией и был союзником Гитлера. Войска США и Великобритании не успели добраться до него — его повесили сами итальянцы. Но в XXI веке он снова оказался востребован.

Его изображение можно встретить на сувенирах для туристов, в ресторанах и магазинах. И это не просто ирония — такие политики как Сильвио Берлускони позволяют себе публично хвалить Муссолини.

Иосиф Сталин

Соберите всех предыдущих персонажей — и они все вместе уступят Сталину. Приблизительная оценка числа репресированных (казненных или отправленных в тюрьмы) в его правление — 20 миллионов . Он использовал труд политических заключенных в качестве дарового. И он очень популярен в России.

Опрос, проведенный в 2011 году Фондом Карнеги за международный мир, показал, что 45% россиян оценивают личность Сталина «в целом положительно». В его родной стране, Грузии, эта цифра составляла 68%. Несколько лет назад по результатам опроса для популярного телешоу Сталин занял третье место в ряду национальных героев России.

В целом, россияне осведомлены о преступлениях Сталина. Но он рассматривается как победитель Гитлера и это как бы искупает его вину. Иными словами, он монстр, но он победил более ужасного монстра.

(лат. dictatura) - форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу - диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын - Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») - как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опирясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны.

Высказываются мнения, что в Российской Федерации, Республике Беларусь в настоящее время имеет место одна из форм диктатуры

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт принятый В США, фактически дал старт развитию новой формы диктатуры. Патриотический акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства, приводимыми в действие по их усмотрению, и что такие полномочия могут быть пущены в ход против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Данный документ, позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации, вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:
Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
Диктатор гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:
К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:
Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:
При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;
Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:
Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.
В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.

Интернет-передача "Обретение смыслов"
Тема: «Диктатура»
Выпуск №139

Степан Сулакшин : Добрый день, друзья! В прошлый раз мы изучали пространство смысла автократии. Логично продолжить это смысловое пространство работой с термином «диктатура». Но не нужно сразу же пытаться услышать намеки на нашу российскую действительность. Нас интересует точное понимание, что такое «диктатура». Начинает Вардан Эрнестович Багдасарян.

Вардан Багдасарян : Начну с цитаты Ленина. Сейчас не принято обращаться к классикам марксизма-ленинизма, но мне представляется, что марксистская традиция много внесла в методологию осмысления феномена «диктатура», для того чтобы развеять пропагандистские, манипулятивные мифы, связанные с этой категорией.

Ленин в своей статье «О демократии и диктатуре» пишет: «Буржуазия вынуждена лицемерить и называть «общенародной властью» или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров.

Теперешняя «свобода собраний и печати» в «демократической» (буржуазно-демократической) республике есть ложь и лицемерие, ибо на деле это есть свобода для богачей покупать и подкупать прессу, свобода богачей спаивать народ сивухой буржуазной газетной лжи, свобода богачей держать в своей «собственности» помещичьи дома, лучшие здания и так далее».

Ленин, а до этого Маркс описывали категорию «диктатура» как лицемерную и приходили к выводу о том, что недиктаторских государств не существует. И действительно, в отношении категории «диктатура» можно проследить два подхода: по стилю правления это диктаторское государство, а по актору – осуществление властных полномочий. Рассмотрим оба эти подхода.

Надо сказать, что по этимологическому происхождению это слово никакой негативной нагрузки не несет. В Древнем Риме оно буквально означало «повелитель», и одним из титулов римских императоров был титул «диктатор», диктатор – в смысле повелитель.

В прошлый раз мы рассматривали категорию «авторитаризм». Очень часто диктатуру и авторитаризм считают одним и тем же, но это разные вещи. Диктатура может быть и демократической диктатурой. Скажем, во времена Великой французской революции Национальный конвент осуществлял диктаторские функции, и это мало кто ставит под сомнение, но все решения и диктаторские полномочия осуществлялись вполне коллегиальным способом.

Так вот, если говорить о стиле правления, то часто с диктатурой отождествляют директивный стиль правления. Здесь возникает вопрос: а если это рядоположение продолжить, если не директивный стиль правления? Какие еще бывают стили управления? Впоследствии возникает стимулирующая система управления – не за счет директив, а за счет стимулов.

Сейчас в условиях информационного общества возникает контекстная система управления, то есть в большей степени система управления через программирование сознания. Но, конечно, и стимулирующая, и контекстная система управления все равно продолжают эту традицию. Здесь нет принципиальных антологических противоречий.

При капитализме, как показали это классики марксизма, рабочий, поскольку у него нет средств производства, вынужден наниматься. Казалось бы, свобода ему предоставлена, но на деле действуют экономические механизмы, которые, по сути дела, делают его несвободным. Эта более изощренная форма, по сути дела, мало чем отличается от формы директивного правления.

Сейчас, когда на стороне бенефициаров полный контроль медиа-ресурсов, по сути, система та же. Возникает иллюзия, что человек сам принимает решения, что он как субъект сам творит собственную повестку, но в действительности ввиду появления новых когнитивных схем и механизмов управления его поведение тоже программируется тем управляющим актором, который владеет этими медиа-ресурсами. То есть развивается технология, но сущностно эта система выстраивания, которая была определена как директивная, диктаторская, не меняется.

Вторая позиция заключается в том, что есть агрегированная модель осуществления властных полномочий, то есть государство учитывает интересы многих, значит, и агрегирует их. Есть другая модель, которая исходит из осуществления интересов одной позиции либо одного лица и так далее.

Значит, первая позиция – агрегированная, вторую позицию связывают с диктаторской позицией. Но вот здесь я и апеллирую к работам и Ленина, и Маркса, которые показывали, что недиктаторских государств, по сути, не бывает. Весь вопрос заключается в том, кто этот актор. В марксизме эту категорию раскрывали через классовые интересы, значит, весь вопрос заключается в том, какой класс, какая социальная группа осуществляет эти властные полномочия.

Когда мы говорим о классовых интересах, задается модель человека экономического, что классовое сознание, имущественное положение доминируют, детерминируют. Но давайте посмотрим на это с идеологической позиции, используя эту методологию.

Большинство населения выступает за суверенитет, меньшинство против этого суверенитета. Есть определенные ценностные позиции, в которых есть какая-то консолидация. Если государство исходит из ценностных позиций, то эти ценностные позиции всегда связаны с какой-то группой, и всегда оказывается, что, ввиду гетерогенной природы самого общества, меньшинство эту ценностную позицию не осуществляет. Значит, это будет диктатура большинства.

Когда Маркс, а впоследствии и Ленин, раскрывали категорию «диктатура пролетариата», они об этом говорили. В традиционной методологии вроде бы этот термин негативный – вот есть демократия, а есть диктатура, но в марксисткой традиции диктатура большинства – это и есть истинная демократия. Этим снимаются изначально заложенные в это понятие негативизм и манипулятивность.

И действительно, в первых конституциях – в Конституции РСФСР 1918 года, в советской Конституции 1924 года категории «диктатура», «диктатура пролетариата» присутствовали, но эта диктатура пролетариата раскрывалась именно как демократическая система.

Процитирую положение Конституции 1924 года: «Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов».

Сегодня часто ссылаются на опыт Китая. В Китайской Народной Республике, когда принималась новая Конституция во времена Дэн Сяопина, категория «диктатура пролетариата» звучит как «демократическая диктатура народа».

Категория «демократическая диктатура народа» отражена в первой статье Конституции Китая. Китайская Конституция начинается со слов: «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян».

Итак, главное – что нет недиктаторских государств, важно только, исходит ли эта диктатура из интересов и позиций большинства или из интересов и позиций меньшинства.

Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

Владимир Лексин : Чаще всего понятие «диктатура» связывают с понятием «диктатор». Это наиболее частое обиходное понимание этого термина. Действительно, диктатор – это человек, который диктует, то есть изрекает нечто такое, чему должны следовать все.

Диктатура в более широком плане – это политологическое, очень удобное для объяснения многих процессов понятие. И если оно не академичное, то все же как бы оторванное в обыденном сознании от того, что, если есть диктатура, есть и диктатор.

Все-таки чаще всего под диктатурой понимают аномально высокую персонификацию власти, когда создается такой тип политической системы и политического общества, что происходит гипертрофия власти и поглощение всех институтов гражданского общества одним лицом. Причем это одно лицо – очень любопытная тема.

Сейчас реальная власть одного лица, диктаторская линия существует, каким бы ни было государство, по крайней мере, на уровне представительств. И, естественно, на празднование 70-летия Победы в Москву приехали первые лица этих государств, которые в обыденном сознании, да и в реальной жизни воплощают всю полноту власти в этом государстве, будь там сенат, парламент, конгресс, какое-то общественное собрание и так далее.

В любом случае один человек представляет всю энергию, всю суть и идеологию того или иного государства, и он с этой точки зрения вполне может считаться диктатором. Мы знаем, что руководители, скажем, крупнейших корпораций – это диктаторы в полном смысле этого слова.

В любой организации эта диктаторная система реально существует, только уже не политической организации общества, а просто управления. Это то, что в русском языке называется единоначалием. Вот это единоначалие – это такой прагматический, что ли, управленческий вид диктатуры и диктаторства.

Сейчас более чем когда-либо видно, что понятие диктатуры и диктатора как персонифицированной формы власти имеет три ипостаси. Первая ипостась – реальная. Это реальные диктаторы, которых действительно можно назвать «отцом нации», «фюрером», «вождем» и так далее.

Одним из последних реально действующих диктаторов был Муаммар Каддафи. Очень многие называли диктатором Фиделя Кастро, который был совершенно удивительным диктатором, потому что, в отличие, скажем, от нашей страны, ни в одном учреждении не висел его портрет, и не было его скульптурного изображения.

Тем не менее, эти люди максимально выражали собой суть власти и, самое главное, реально управляли этой властью. Это реальные диктаторы, реальная делегированная диктатура, делегированное диктаторство, и это очень любопытная вещь.

Когда есть некая фигура, которой практически вбрасываются разные политические, экономические, международные и так далее интенции, она лишь выражает это, обретая либо любовь, либо нелюбовь народа, но этот человек является номинальным лицом, выражающим суть власти. Таких диктаторов сейчас большинство. Думаю, что и в нашей истории много таких лиц.

Ну, и третья ипостась – это диктатура наследственная. Это монархические диктатуры прежних лет, это диктатуры недавнего прошлого, которые существовали в Латинской Америке, и так далее. Вот эти три разных типа, но у них есть одно общее.

Кстати, этот признак очень четко выражен в нашей стране. Это то, что можно назвать «ручным управлением». Наряду с тем, что существует легитимный ход принятия законов, которому подчиняются все, в том числе и диктатор, который всегда говорит, что он действует либо от лица Конституции – основного закона, либо в соответствии с законами, он стимулирует большинство этих законов, а иногда реально их создает, и они потом становятся легитимными с юридической точки зрения.

Но вот первое, ручное управление – это очень четкий индикатор диктатуры и деятельности диктатора, когда выдаются массовые поручения всем и вся, и они обязательно должны быть выполнены. Это в основном несколько запоздалая рефлексия на самые острые события, которые происходят, и так далее.

Так чем же все-таки является диктатура в наше время – нормой или пережитком? Еще в древние времена Гераклит говорил, что, обладая совершенным знанием, можно практически одному управлять решительно всем. То есть, имея в руках всю информацию, действуя в рамках закона, наверное, действительно можно было бы управлять всем, если бы не одно «но».

Внутри страны очень сложная структура общественных и международных отношений. Все завязаны со всеми, все связаны друг с другом, но ведь кто-то устанавливает эту связь, и кто-то, несомненно, в этой связи важнее других.

В свое время по этому поводу очень четкую формулу произнес один из явных диктаторов Муссолини. Он сказал, что, чем более усложняется цивилизация, тем более ограничивается свобода личности. Это очень разумное его наблюдение, и оно в какой-то степени оправдывает сейчас деятельность так называемых диктатур и диктаторов, которые считают, что во всем разнообразии интересов, мотиваций, акторов, которые существуют сейчас на поле внутренней политики, должно быть то, что называется «жесткой, твердой рукой». Это еще одно из оснований диктатуры. Спасибо.

Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Интересный термин мы сегодня разбираем. Это классический термин, позволяющий увидеть и отработать все этапы методики обнаружения этих смыслов. Мы ведь не только разбираемся с отдельными терминами, но еще и оттачиваем саму методологию, саму технику обнаружения смыслов в дальнейшем. Категорий слов очень много, и в практике каждого человека, в его творческой жизни они будут возникать многократно.

Что бы я здесь хотел отметить? Что, как правило, смысл находится через человеческий опыт, то есть через перебор всех проявлений этой категории в самых разных контекстах. И тут есть ловушки, например, ловушка бесконечного перечисления, что это такое, потом не сворачивается в формулу, ловушка, которая связана, говоря образно, с тем, что «кипит наш разум возмущенный».

То есть существуют какие-то категории, настолько яркие, драматичные или трагичные в некоторых своих определенных довольно узких проявлениях, что это перекашивает всю картину. И за этими яркими, очень важными для человека своей трагедийностью проявлениями утрачиваются иные проявления этой категории, и затрудняется переход к обобщению, синтезированию смысловой формулы, определению дефиниций этой категории.

Какие ассоциации вызывает в нашей голове слово «диктатура», например, диктатура пролетариата, красный террор, гражданская война, сталинизм и прочие яркие как бы смысловые проекции, пятна, которые на самом деле затеняют смысловую суть, иногда даже логико-техническую суть этого самого понятия?

Попробуем пройти по дороге, освобождая свой разум от того, чтобы он кипел такими искажениями. Итак, к какому смысловому пространству деятельности человека относится эта категория? Конечно, к власти и управлению. И, опять-таки, может быть диктатор – глава семейства, может быть диктатор на какой-нибудь фирме, но это второстепенные проявления, которые не относятся к главному смысловому содержанию этой категории.

Все-таки это власть и управление. И генезис этой категории указывает именно на подобный подход. Во власти и управлении как в очень сложном пространстве есть множество смысловых ячеек, мозаика которых в этом пространстве полезна для того или иного термина, который мы хотим определить.

В данном случае наиважнейшее – это три элемента, три звена цепочки. Если это власть и управление, то управление – обязательно выработка решения ­– раз, принятие решения – два, и исполнение решения – три. И вот эта троеручица позволяет, например, построить ряд, увидеть соотношение и точные смысловые определения таких категорий как демократия, автократия и диктатура, увидеть то, что их объединяет, и нечто специфическое, разъединяющее их, что как раз и дает оригинальный, уникальный и абсолютно специфичный смысловой профиль того или иного термина.

Итак, выработка решения может осуществляться единолично, коллегиально или массово. Мы имеем перебор от демократии до автократии и диктатуры. Решение тоже может приниматься единолично, коллегиально и массово.

Наконец, исполнение решения может осуществляться на добровольном основании, на основании стимулирования или мотивации, а может на основании принуждения, причем принуждения вплоть до угрозы насилия и репрессий. И вот в этих спектральных переливах, диапазонах как раз и находят свои ячейки смысловой жизни указанные термины.

Итак, что роднит диктатуру с автократией? Это монополия власти на этапах выработки решения – единоличное, монопольное, и принятия решения – единоличное, монопольное. И автократия, и демократия в этом не различаются. Отличие находится на третьем этапе – на этапе исполнения решения.

Даже если я решил для себя, что я есть государство, я есть президент, и присвоил себе ручное управление, то все равно исполнять его мне одному не под силу. И вот здесь отличие диктатуры, делающее уникальным эту смысловую позицию, это крайне выраженное насилие – насилие с угрозой массовых потенциальных репрессий, атмосферы страха, подавления альтернативной мысли, альтернативных идей и так далее.

И вот на этом логическом поисковом пути мы теперь можем дать смысловую формулу определения. Итак, диктатура – это тип властного правления, управления, имеющий вид монополизации власти в руках одного (он и есть диктатор) или нескольких людей (диктаторская хунта), и доминирующего в исполнительном механизме института насилия и репрессий.

Должен сказать, что все время хочется путать это понятие, как и понятие автократии, с понятием тоталитаризма. Но путать не нужно. Та схема смысловых ячеек, которую я предложил, позволяет понять, в чем совершенно разное поле жизни этих терминов.

Тоталитаризм характеризует степень этатизма, то есть вхождения государства во все сферы жизни, вопросы и дела общества и человека. Это может быть и при демократии, и при тоталитаризме, и при автократии, и так далее. Просто это другое измерение качества жизни общества и власти в своем симбиозе.

Может ли диктатура быть целесообразной? Является ли она абсолютно предосудительной категорией? Опять возвращаюсь к эмоциональному сопровождению поиска смысла этой категории. Да, может в условиях форс-мажора, в военных условиях, в особых режимах, в мобилизационных обстоятельствах.

И понятно, почему. Потому что там встает вопрос жизни и смерти. Вопрос промедления, вопрос парламентских дебатов по поводу того, отступать этому фронту или наступать – понятно, что это вещи несовместимые. Но ведь форс-мажоры, войны, потрясения, мобилизации – это исключение из нормальной мирной человеческой жизни. А в нормальной мирной человеческой жизни диктатура – не самый эффективный тип управления и властного правления, так же, как и автократия.

Монополизация власти – неизбежный путь к загниванию. И каким бы жестким ни был принцип управления, скажем, в Советском Союзе, где механизм идеологического насилия, монополии власти КПСС привел таки к загниванию страны, к ее историческому провалу, точно так же диктатура отсекает в симбиозе общества и власти большой объем человеческого интеллекта, инициативы, творчества, достоинства, альтернатив, и это ведет к неэффективности.

Страх, скованность и несправедливость тоже лишают человеческое сообщество творческого потенциала и эффективности, поэтому в определенных обстоятельствах это, к сожалению, неизбежность со своими издержками, но там сами обстоятельства дают в 100 раз большие издержки. Например, война – гибель людей, разрушения, несправедливость, преступления. В мирной жизни, конечно же, должны быть другие способы, дающие наивысшую эффективность управления.

Спасибо. В следующий раз мы будем разбираться с термином «кризис». Всего доброго.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать