Какого числа отмечают крещенский сочельник. Крещение Господне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

18 января православные отмечают праздник Крещенский Сочельник. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами.

С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

Крещенский сочельник - это ещё и строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

Календарь праздников в январе

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона... Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. ...Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. ...Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Волгоград. 1 час 19 января 2014 года. Знаменательно, что олимпийский огонь, зажженный 29 сентября в Греции по дохристианскому ритуалу Бога Солнца, завтра в православный праздник Богоявления Сына Бога Отца (Солнца Мира) вносится в Волгоградскую область через общепризнанную «сельскую столицу России» - Урюпинск – город, с которого многие грехи сняты явлением здесь Урюпинской чудотворной иконы Богоматери (лично я убедился в её чудодейственности на положительном примере - А.З.) А в Волгоград, находящийся в тяжелом психическом состоянии после терактов, огонь Бога Солнца прибывает в понедельник - день тяжелый, как, видимо, и положено для «города греха». Не помог ему и недавний облёт на вертолете с другой чудотворной иконой Богоматери - «Семистрельной», которая в разные годы дважды возле моего дома подолгу пребывала, и в чудодейственности которой я тоже убедился, но уже на отрицательном примере. Главная суть нынешнего темного состояния Волгограда в том, что у нас нет массового антитеррористического сознания людей. Это сознание может появиться только на определенной нравственной основе, например, христианской. Нет такого сознания и в России в целом. 29 декабря на железнодорожном вокзале Волгограда постовые первыми приняли смерть от бомбы неизвестного пока террориста, а через пять дней в городе Железнодорожном под Москвой уже всем там известный пожилой житель Фролов взорвал гранатой других постовых. А после Рождества православного один молодой волгоградец поехал на Солдатское поле и запросто украл там национальную святыню для сдачи в металлоприемку. Это однорядные примеры нашего массового темного сознания, порождающего «террор среды» и его крайние проявления в нынешней молодежи, как, например, поголовную матерщину. Доматерились до того, что всех демонов в Волгоград притянули! Включая московский байк-клуб «Ночные волки». Его мотоциклисты, «украшенные» оскаленными волчьими пастями, скелетами с косами (символы Смерти), вампирами и вурдулаками в одном ряду с портретами Сталина и иконами Христа, открыли здесь на железнодорожном вокзале 23 августа 2013 года фонтан со скульптурой «Детский хоровод», всемирно известной по историям Сталинградской битвы. И вся планета это открытие видела. Но игра с демонами дорого обходится людям. Через четыре месяца страны ООН увидели в том же ракурсе и на том же месте взрыв, потрясший и ж.д.вокзал, и весь Волгоград. И связь между этими событиями, хотя и метафизическая, но прямая. Агрессивная психическая среда порождает ответную агрессию. Тот тихий марийский юноша, который не то на вокзале, не то потом в троллейбусе №15 себя взорвал, судя по материалам Интернета, почему ислам принял? Потому что не хотел жить в нашем «терроре среды» с его обязательными выпивками и матерщиной. Но по молодости своей этот юноша не понял, что к Богу Единому его повели не люди, а демоны в приветливом человечьем обличии. Потому что Бог Истины людей не убивает, чтобы их просветить, а, напротив, Себя Самого дал людям убить в Сыне Человеческом, чтобы людям Истину высветить смертью Своей и воскрешением. Разница диаметрально противоположная! Но откуда её было знать родителям юноши, простым советским людям, выросшим, как и все мы, в советском богоборчестве. В России массовое сознание народа - почитайте, хотя бы, отклики в Интернете - до сих пор наследует большевистское сознание диктатуры пролетариата.
Что это такое, приведу цитату об одном молодом русском рабочем: «Он был куском динамита, готовым взорваться, но до взрыва не проявлять никакой жизни. Если ему сказать, что надо надеть динамитные пояса и самому взорваться, взорвав собой кучу офицеров, он, не задумываясь, сделает это. Это был мститель народный, заряженный на всю жизнь ненавистью к эксплуататорам».
Цитата взята из воспоминаний о своем «подельнике» уральского рабочего Г.И.Мясникова «Философия убийства, или почему и как я убил Михаила Романова» о террористическом похищении из гостиницы и расправе над последним русским царем и его английским верным слугою Джонсоном, совершенными пятью русскими рабочими в Перми в июне 1918 года. (стр. 160. «Скорбный путь Михаила Романова: от престола до Голгофы», Пермь, Из-во «Пушка», 1996)
Разве покаялась Пермь в массе своей за это чудовищное преступление, за тех террористов, которых взрастила в своей народной среде, хотя бы сейчас – через 95 лет? И не думает каяться, она олимпийский огонь Сочи-2014 встречала, как ни в чем не бывало, когда в Волгограде всё население впало в мрачный траур. Теперь поставьте в воспоминания пермского героя вместо слова «офицеры» - «милиционеры» и вот вам идеология нынешнего российского террориста-«мстителя».
Повторяется петербургско-урало-кавказская террористическая эстафета рубежа прошлых веков: Перовская, Желябов, Засулич, Ульянов, Джугашвили-Коба, Камо, Маяковский, Землячка, Дыбенко и многое множество вплоть до «героев гражданской войны». Взять волгоградскую площадь Павших Борцов! С кем борцов? Со своими соотечественниками борцов! И ведь почти 70 лет весь гигантский СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию, в школах учил, что это – народные мстители, герои, настоящие люди! Вот за что три поколения «диктатуры пролетариата» боролись, на то и снова напоролись, когда в России снова дикими - необольшевистскими - способами началась борьба за передел и захват гигантской общинно-государственной собственности.
Не покаемся в своих большевистских грехах, которые от поколения к поколению переходят - не изменим своего массового народного сознания – не создадим той духовной среды, в которой только и сгинет бактерия терроризма как плесень на свету. Об этом я уже много писал в Волгограде. Но до сих пор не видно, ни в управляющей элите Волгоградской области, ни в многоконфессиональной её среде каких-либо подвижек в эту сторону. Поэтому вся сакральная благодать, которая добавиться огню Бога Солнца Отца от праздника Бога Сына в Урюпинске – вся не только исчезнет по мере приближения к Террограду (новое название города в местной газете) мимо Солдатского поля с порушенной на нем недавно национальной святыней, но ещё обрастет у Мамаева кургана демоническими энергиями околокремлевских пиарщиков, которые из всех ими организованных массовых действ извлекают только личную прибыль. Но, все равно, братцы, унывать не будем! С Богоявлением вас всех!

Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский Сочельник .

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

Отмечается 18 января всем православным (и не только!) миром. По иному называется еще Навечерие Крещения Господня. Относится к числу наиболее почитаемых церковью и народом двунадесятых праздников. О них верующим надо знать. И мы их называем.

Двунадесятые праздники

Их ровно двенадцать после Праздника из Праздников Пасхи или Светлого Христова Воскресения. Первый - Рождество Богородицы - 8 (21 сентября). Воздвижение Креста Господня -14 (27 сентября). Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря).Рождество Христово -25 декабря (7 января). Крещение Господне - 6 (19 января). Сретение Господне - 2 (15 февраля). Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля). Вход Господень в Иерусалим - воскресенье перед Пасхой, переходящее торжество. Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, всегда отмечается в четверг. День Светлой Троицы - 50-й после Пасхи, всегда отмечается в воскресение, переходящее торжество. Преображение Господне - 6 (19 августа). Успение Богородицы - 15 (28 августа). Еще раз подчеркнем - из названных двунадесятых праздников главным является Пасха - Светлое Христово Воскресение.

Навечерия перед Крещением

Так уж сложилось в православии, что Крещенский сочельник самым тесным образом связан с другим наиважнейшим двунадесятым праздником - Богоявлением Господним или широко распространенным под иным названием - Крещением Господним, выпадающим на 6 (19 января). Образно говоря первый перетекает во второй. А Крещенский сочельник - это есть вечер приготовления перед Светлым днем Богоявления Господня, то есть перед Крещением, которое Иисус Христос принял в реке Иордан, а совершал таинство Крещения Спасителя Иоанн Предтеча.

Иоанн Предтеча

Другое имя - Иоанн Креститель. Известен, в частности, из упоминаний о нем гностика Гераклиона (Ираклеона - философа), чьи отрывки из толкований на Евангелия от Луки и Иоанна, датируемые вторым веком, дошли до наших дней. Согласно Евангелиям, Иоанн является ближайшим предшественником Иисуса Христа. И именно он предсказал пришествие Мессии. Вел аскетический образ жизни и пребывал в пустыне. совершал омовения иудеев, окуная их в воды для очищения от грехов и покаяния. Несколько позже омовения стали называться таинством Крещения. Иоанн Предтеча окунул в священные воды реки Иордан и Иисуса Христа, иными словами крестил его. Судьба Иоанна Предтечи была печальной: по воле царицы иудейской Иродиады и ее дочери Соломеи он был обезглавлен. По своему статусу является личностью исторической. Его имя упоминается практически во всех рукописях "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, нарекшим его Крестителем, Предтечей Спасителя.

Крещение с греческого переводится, как погружение в воду, окунание, очистительное омовение от грехов и нарушений норм морали. У христиан - как взятие на себя Креста. Крещение Иоанном Предтечей иудеев имело смысл духовно очищаемого действия. Когда Спаситель прошел таинство Крещение, Иоанн стал его удерживать словами: "Мне надобно креститься от Тебя!". Как мы уже сказали выше Крещение Господне называют еще праздником Богоявления: Бог явил себя миру в трех лицах - Своего Божества (Бог-сын Иисус Христос принимал Крещение в реке Иордан), и Дух Святой снизошел на него в виде голубя. Бог - отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Что касается слова "Навечерия", то оно в буквальном смысле означает преддверие церковного торжества, а второе его название - Сочельник (Сочевник) и связанное с традицией варить сочиво - пшеничный отвар с медом и изюмом. В виду важности отмечаемого события церковь на этот день установила строгий пост. Равно, как и в Рождественский сочельник не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Рецепт сочиво

Он широко известен среди православных и прост. Стакан зерна пшеницы. Столько же растительного масла, столько же грецких орехов, 50 грамм мака, столько же изюма без косточек (кишмиша), две-три ложечки меда, сахара. При этом очищенные зерна пшеницы старательно промывают, варят до полной готовности, охлаждают, добавляют мед, сахар. Мак заливается кипятком на 10 минут Затем воду сливают. Запаренный мак толчется в ступке до мягкости. Изюм тоже заливается кипятком, ему дается разбухнуть, вода сливается. Ингредиенты перемешиваются. Очищенные грецкие орехи слегка поджариваются и добавляются в сочиво, все снова тщательно перемешивается и подается к столу. Вкусно и питательно необыкновенно!

Великое водоосвящение

Имея его в виду, следует сказать, что Святая Церковь освящает словом Божиим, молитвами, и священнодействиями не только самого человека, но и все, чем он пользуется - воду, воздух, саму землю, предметы, вещи, осеняя их благословением Небесным - для сообщения через них благодати и благословения человеку. Наряду с великим есть малое водоосвящение. Оно проводится в начале каждого месяца. И верующие, приходя в храмы, набирают из специальных емкостей святой воды. Великое же водоосвящение совершается исключительно в Навечерие, в самый день праздника Богоявления. То есть в день Крещенского сочельника. При этом вода в храмах освящается по особому чину - Великим иорданским освещением и называется крещенской. Вкушается освященная вода натощак и по ложечке, по чуть - чуть. Встал поутру человек, перекрестился, испросил благословения у Господа, помолился и принял великую агиасму - с греческого "святыня". Святая вода по своей чудодейственности является наилучшим лекарством от всех хворей на Земле. Ею можно омывать больных, и постель окроплять. Но женщинам в критические дни принимать крещенную воду не благословляется. Однако вполне возможна, если она в основном здорова. Если больна - да будет ей крещенская вода в помощь! Считается, что освященная вода не портится. Потому нет надобности ставить ее, к примеру, в холодильник. Истинные православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Общеизвестно - капля святой воды освящает и целое море и любой земной водоем. Но в день Великого водоосвящения ни в коем случае нельзя ссориться, ругаться, совершать неблаговидные поступки, допускать неблагочестивые мысли. О т этого вода теряет свою святость или чаще всего разливается. Церковью рекомендуется кропить святой водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Спасает от бед, от нечистой силы! И надо знать, что с 19 января после ноль часов пятнадцать минут в качестве источников святой воды могут служить водопровод, озеро, река, родник, даже обыкновенная бутилированная вода. Лечебные свойства святой воды подтверждены наукой.

Молитва при принятии святой воды

Ее произносят так: "Господи Боже мой, да будет Дар Твой святый и святая твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоея матери и всех святых Твоих! Аминь!"

Крещенский сочельник тесно переплетается с языческими и православными обрядами

Отсюда и разные приметы и поверья. В старину, к примеру, ставили на стол чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говаривали:" Вода сама всколыхнется!", и это будет добрым знаком. Если в полночь вода действительно колыхнулась, бежали смотреть разверстые Небеса, чтобы открытому Небу помолиться, и тогда исполнялись все желания. В деревнях на Крещение Господне старушки и девушки собирали снег со стогов. Он делал белой холстину. Отбеливал кожу девиц от чего они становились еще краше. Снег, как и святая вода, в Крещение Господне обладает целебными свойствами. И даже в глубоких колодцах в засуху сохраняет воду в течение всего года. И еще раз напомним - в Крещенский сочельник православным надлежит соблюдать строгий пост, в пищу разрешается вкушать только постную кашу, овощные блины или сочиво. Не возбраняются и медовые оладьи, сочни с яйцами.

В иордань с молитвой!

Принять иордань - понятие много значимое. Дабы снять духовные и душевные грехи вовсе не обязательно ехать к месту Крещения Спасителя. Кстати, река Иордан упоминается в летописях уже с тринадцатого столетия до новой эры. Протекает она на Ближнем Востоке. Длинна 252 километра. Впадает в Мертвое море. Место крещения Иисуса Христа называется Ярденит (евр.) - от уменьшительного слова Иордан. И находится у выхода реки из Тивериадского озера. Более двух тысяч лет сюда устремляются люди со всего света не только для того, чтобы увидеть библейское место крещения Спасителя, но и самими окунуться в Иордан, принять крещение и освободиться от своих грехов. Окунаться положено семь раз, с головой и с молитвами. Кстати, в месте крещения Христа вода всегда остается чистой. В ней даже водятся сомы и ондатры, не выносящие загрязнений.

На счет необязательности дальнего путешествия можно сказать так - не все имеют материальные возможности побывать в легендарном месте. Да и по возрасту некоторым добрым православным дальние пути-дороги не совсем подходят. Потому принять иордань можно в каждом водоеме непосредственно в местах, где вы живете. Море ли, озеро, река - суть не важно. В полночь, когда вода становится святой, можно окунуться даже в прорубь. Христиане придают ей форму креста. Присутствуют священнослужители, медики, и народ от мала до велика. В Иордане окунаются семь раз. В России можно три, но каждый раз, осеняя себя крестом, и с молитвою. Удивительно, но даже при сильной стуже при принятии иордани все остаются здоровыми и невредимыми. Даже малые дети. А набранная святая вода стоит себе в Красном углу, и не портится! Счастливого Крещенского сочельника!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать