Изготовление барельефа из гипса. Как сделать своими руками барельеф из декоративной штукатурки? Барельеф на стене что это такое

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

При оформлении интерьера акцент все чаще ставится на оригинальность и уникальность дизайнерского стиля. В таком случае отдают предпочтение барельефу. Эта техника создания объемных изображений достаточно кропотлива и трудоемка. Однако, однажды освоив технологию, как ​сделать​ ​барельеф​ ​на​ ​стене​ ​своими​ ​руками, можно воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.

Виды​ барельефов

Данный стиль оформления интерьера выполняется с помощью различных техник:

  • Барельеф с низким рельефом . Изображение слегка выступает над плоскостью стены, имеет привлекательный вид при любых видах освещения, исключая совсем тусклое.
  • Барельеф с высоким рельефом (горельеф) . Фигуры выступают над поверхностью, но при этом не более чем на половину своего настоящего объема. Хорошо смотрится при рассеянном освещении.
  • Барельеф, выполненный с помощью смешанной техники . Представляет собой средний вариант между низким и высоким рельефом. Изображение имеет умеренную степень объемности фигур. Выигрышно смотрится при обычном домашнем освещении (равномерном и довольно ярком).
  • Обратный барельеф (контррельеф) . Создается с помощью прорезания контуров внутрь. Представляет собой резьбу по каменной поверхности, а не лепнину. Контррельефу необходимо резкое косое и яркое освещение, поскольку рисунок создает тень.
  • Теневой барельеф . Изображение формируется тенями от малых впадин, прорезей, выступов различной формы. Крайне сложный вид барельефа, способный меняться в течение суток при смене направления и угла освещения. Со временем впадины, прорези, выступы изменяют форму (например, после чистки от пыли), и изображение теряет первоначальный образ.

Виды барельефов для дизайна интерьера разнообразны. Исходя из созданного изображения, они бывают:

  • орнаментальные, на которых присутствуют узоры;
  • сюжетно-изобразительные, представленные картиной.

Самостоятельно созданный барельеф всегда уникален и неповторим.

Техники​ ​создания

  • Свободное гипсование отдельных (незакрепленных на поверхности стены) неудаляемых моделей. Способ отлично подходит для начинающих, поскольку это наиболее простая техника, которая позволяет многократно редактировать изображение, не переделывая всю работу по новой. С применением этого метода можно создать разные виды барельефов.
  • Гипсование непосредственно на стене неудаляемых моделей. Подходит для новичков, отличается от предыдущего способа тем, что работа происходит сразу на опорной плоскости.
  • Обратное литье из гипса по модели. Модель создается с помощью сформированной изложницы. Это более сложный способ, однако, он позволяет длительно работать с моделью, доводя ее до совершенства. С помощью данной техники возможно создать достаточно большое количество идентичных изделий.
  • Гипсовая лепнина непосредственно на стене. Этот художественный способ для опытных мастеров, поскольку требует определенных навыков. Он позволяет создавать картины, панно во всю стену, сложные узоры с заходом на потолок и огибающие углы.

При изготовлении целого или сборного барельефа, рисунок или его отдельные фрагменты можно создавать на листе гипсокартона.

Гипсокартон крепится на выровненную стену. Работа с ним может осуществляться, как непосредственно на опорной поверхности, так и отдельно от нее. Стыки частей шпаклюют базовым составом.

Нельзя крепить гипсокартон с барельефом на слабые стены, несущая основа должна быть крепкой.

Материалы

Для самостоятельного создания барельефа можно использовать гипс, гипсовую штукатурку, папье-маше, алебастр, глину и прочее. Для начинающих выбирать материалы предпочтительнее, ориентируясь еще и на технику нанесения.

Гипс

Основной материал при создании лепнины. Он хорошо поддается обработке, при этом обладает прочностью и легкостью, поэтому подойдет даже новичкам. Гипс имеет благородный чистый белый цвет, на него хорошо ложатся краски и лаки.

Штукатурка

Она рекомендована для создания толстых слоев, при этом необходимо дожидаться высыхания каждого из них перед нанесением следующего. Во влажном состоянии штукатурка податлива, хорошо корректируется, при необходимости ее возможно ошкурить. Приобретать следует материал, рассчитанный на слой от 5 и более сантиметров.

Смесь

Это состав из архитектурного гипса, штукатурки и клея ПВА в соотношении 1:1:0,5. Сухие гипс и штукатурку заливают водой, исходя из требуемой густоты, и добавляют ПВА.

Шпатлевка

Для новичков рекомендуется создание барельефа из шпаклевки, поскольку можно выполнить всю работу только этим материалом. Ее также возможно применять для тонких слоев. В этом случае используется финишная шпаклевка или готовая в ведрах.

Папье-маше

Барельеф из папье-маше имеет большую крепость, чем из гипса. При этом материал отлично формирует объем, податлив, быстро сохнет.

Пенопласт

Сложные фигуры для барельефа можно вырезать из пенопласта. Этот материал может стать основой изделия благодаря малому весу, особенно в сравнении с гипсом.

Инструменты

Для создания барельефа потребуется обширный список приспособлений и инструментов:


Важно правильно ухаживать за приспособлениями для создания барельефа. Инструменты следует хранить в чистом виде, остатков состава на них быть не должно. После работы мастихины, кисти и шприц в разобранном виде помещают в воду. После отмокания инструменты тщательно отмывают. В процессе работы мастихины и кисти каждый раз нужно обмакивать в воду перед очередным набором состава.

Этапы​ ​выполнения

В первую очередь при создании барельефа необходимо определиться со стеной, на которой будет располагаться объемное изображение. Нужно выбрать надежную опорную поверхность. Не менее важно оценить освещение данного участка. Рисунок и порядок его создания также нужно продумать заранее.

Новичкам лучше отказаться от выполнения сложных фигур и живописных картин, рекомендуется начинать с изображения ягод, фруктов, листьев. Создание барельефа происходит постепенно по следующим этапам.

​​​Подготовка

Выбранную стену необходимо подготовить, очистив от старых покрытий. Поверхность требуется выровнять (не хуже 2 миллиметра на метр), прогрунтовать. При этом предпочтительнее применять грунтовку глубокого проникновения. После высыхания на выбор наносится материал: базовая смесь, декоративная штукатурка и прочее.

В случае сборного барельефа, гипсокартон выравнивания не требует. Далее по базовому покрытию валиком наносится фоновая фактура и выполняется тонирование основы. Для декоративной штукатурки эти шаги не выполняются.

​Лепка​ ​и​ ​установка​ ​рельефа

Данный этап - наиболее трудоемкий и, исходя из навыков мастера и выбранного изображения, может быть выполнен различными способами.

Гипсование отдельных моделей

Рассмотрим этот способ на примере гипсования искусственных цветов.

Для этого готовится жидкий раствор архитектурного гипса. Каждый цветок-модель обмакивают в смесь и выкладывают на поверхность, покрытую пластиковой пленкой. Важно, чтобы их положение было таким, каким будет непосредственно на стене.

Когда состав схватится, модель окунают в раствор повторно и так до тех пор, пока слой гипса на ней не составит 1-1,5 миллиметра. Устанавливают такой барельеф путем приклеивания к стене с помощью акрилового клея или ПВА.

Гипсование отдельных моделей на стене

Этот способ отличается от предыдущего тем, что модели формируются на стене или клеятся на нее, а только потом обрабатываются гипсом. Раствор в данном случае имеет консистенцию сметаны.

При работе важно обратить внимание на материал модели. Мягкий пластик по прошествии времени (спустя 3-7 лет) разлагается, что проявляется возникновением пятен на барельефе. Рекомендуется использовать соленое поделочное тесто.

Рецепт его изготовления прост: стакан муки и соли смешать с половиной стакана воды. Такие модели способны сохранять первоначальный вид до полувека. Их установка на стену осуществляется с помощью монтажного или акрилового клея. Гипсовую смесь наносят постепенно тонкими слоями до 15 раз.

Обратное литье из гипса

Данный способ подразумевает изготовление изложницы, с помощью которой формируется модель. Этот метод подходит для изображения виноградной грозди с идентичными ягодами.

Для создания силиконовой изложницы из пластилина изготавливают виноградину и небольшую емкость, куда заливают силиконовый герметик, и сразу же наполовину вставляют ягоду.

После высыхания силиконовая изложница готова. В нее наливают гипсовый раствор (консистенции сметаны) и после схватывания получают готовую модель винограда.

Использовать такую форму можно многократно. Установить модель на стене можно с помощью клея (акрилового или монтажного).

Плоская лепка

Это кропотливый и трудоемкий способ. В первую очередь требует нанесения контура изображения на основную поверхность. Если работа происходит на отдельном материале, а потом крепится на стену, делают плиту для рельефа.

Для этого из 4 реек и фанеры сбивают ящик с невысокими бортами, иногда можно обойтись даже коробкой из-под конфет. Форму застилают пленкой и, расправив складки, заливают раствор, приготовленный по инструкции производителя. После высыхания перенесят контур нужного рисунка.

Для этого изображение накрывают прозрачной пленкой и обводят ручкой или маркером. Затем пленка прикладывается к плите или непосредственно к стене и карандашом выводится контур, на базовой поверхности остается его след.

Для этой же цели применяют трафареты для барельефа​, которые можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Трафареты - это шаблоны из прозрачного пластика с отверстиями в форме различных фигур.

После нанесения контуров изображения выполняют постепенное наращивание объема. Смесь в данном случае имеет консистенцию теста и наносится послойно. Каждый следующий слой наносят на схватившийся, но еще влажный, предыдущий. Работа начинается с самых мелких деталей и постепенно переходит к крупным. Заглубить рисунок можно, используя стамеску.

При установке барельефа, который выполнен на отдельной плите, применяют плиточный клей. При большом весе (более 2 килограмм изделия на 1 квадратный дециметр стены) используют саморезы или рифленые гвозди. После швы между плитами и крепления замазывают затиркой (шпаклевкой или алебастром).

Также используется способ углубления в стену, при котором в ней предварительно создается ниша для барельефа. При создании изображения сразу на стене, рельеф ошкуривают, убирают пыль и покрывают грунтовкой.

Лепка по месту

Данный способ требует художественных навыков. Он применяется для создания лозы на стене. Для этого на опорной поверхности карандашом рисуют изображение. При этом центр композиции должен быть более выпуклым, постепенно уменьшаясь к краям.

Барельеф, изображающий ветви или лозы, можно сделать из веревок или кусочков ткани. Для этого нужно порвать ткань на полосы по 4 сантиметра. Для самой выпуклой части изображения использовать проволоку, обматав ее веревкой или тряпками, смоченными в гипсовом растворе.

Проволочный каркас составляет «скелет» выступающих фигур, обеспечивая их прочность. При меньшей выпуклости веток ткань сворачивается в виде веревок и после смачивания гипсовым составом помещается по контуру рисунка.

Далее с помощью шпателя и гипса неровности рисунка сглаживаются на поверхности стены. Мелкие ветки формируются с использованием кондитерского и медицинского шприцев. Готовый барельеф требуется тщательно отшлифовать, при необходимости корректируя изображение. Далее поверхность нужно прогрунтовать и покрасить для придания декоративного и водоотталкивающего эффектов.

​​Тонирование

Его можно провести еще на стадии формирования основы под барельеф или при создании его отдельных деталей. При этом накладываются тонкие слои, каждый из которых подкрашивается колером для гипса: чем глубже, тем темнее оттенок.

После создания барельефа и полного высыхания можно его окрасить сверху, используя акриловые краски или специальные для гипсовой лепнины. При этом первые более насыщенные, а вторые можно растушевать в полутона с помощью влажной губки. Кисти при росписи барельефа применять не рекомендуется, чтобы избежать проявления полос.

Финальная​ ​обработка

Для сохранения первоначального вида высохший барельеф покрывают бутадиен-стирольным латексом. Это обеспечивает насыщенность цвета, поскольку без подобной обработки краски тускнеют и блекнут.

Через 1-2 недели после нанесения латекса барельеф рекомендуется залакировать акриловым лаком.

Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.

Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.

Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
  2. Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
  3. Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
  4. Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
  5. Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
  6. Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
  7. Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
  8. Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
  9. Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.

Работа закончена.

Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.

У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:

  • Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
  • Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
  • Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
  • Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.

Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.

Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.

Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.

Внимание!!! Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.

Подготовка рисунка

Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.

Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.

Формирование основных рельефов

Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.

Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.

Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.

Формирование мелких деталей

Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.

Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.

Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.

На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.

Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

  • Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.

Время чтения ≈ 3 минут

Листая журналы и просматривая телевизионные передачи, касающиеся ремонта и дизайна помещений, замечаешь, что мастера своего дела все реже используют при декорировании стен жилых помещений обои и краски. Это понятно: любой отделочный материал или элемент, приобретенный в магазине, вы рискуете встретить у своих знакомых или родственников. Рукотворное чудо в принципе не воспроизводимо и может служить гарантией полной оригинальности. Но что делать, если услуги высококлассных и творческих отделочников-декораторов не по карману. В этом случае всегда, вооружившись энтузиазмом и терпением, можно попытаться выполнить работы самому.

Как сделать в комнате барельеф на стене своими руками ? Материалы, которые для этого понадобятся, не относятся к разряду дешевых: необходимы очень качественные грунтовки, шпаклевки (неплохо подойдет Ветонит ЛР+), и обойный клей. Прежде всего эти затраты предотвращают скорую утрату результатов нелегкого труда, который предстоит.

Нанесение рисунка

Стена, предназначенная для нанесения барельефа, тщательно очищается от всех старых покрытий, грунтуется и просушивается. Предварительно выбранное изображение, которое будет размещено в комнате, надо в карандаше набросать на стене. Не стоит с первого раза пытаться изобразить сложный барельеф на стене своими руками. Цветы, стилизованные райские птицы, тропическая растительность больше подойдут для отработки навыков. Если художественные способности, не ахти какие, вполне подойдет знакомая с детства техника увеличения рисунка при помощи клеток. Рисунок и участок стены расчерчиваются на квадраты, в которые по очереди переносятся все лини с изображения на бумаге. Перерисовывая мелкие детали, следует помнить о выбранном масштабе.

Создание рельефа

Стена зачищается при помощи металлических и резиновых шпателей поверхность рисунка покрывается полимерной шпатлевкой. Для работы вам, кроме инструментов понадобятся терпение и чувство меры. Заполнить необходимые участки пластичной массой не так уж трудно, значительно сложнее придать материалу необходимую выпуклость и рельеф. После чернового нанесения шпатлевки и придание ей нужной формы необходимо дать будущему барельефу просохнуть. Прилагаемые промежуточные этапы работы по изготовлению барельефа на стене своими руками (см. видео) помогут составить представление о том, как формируются округлости и впадины. После просыхания шпаклевочной массы, формы корректируются и сглаживаются этим же материалом.

После окончательного затвердевания барельеф необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Для этого подойдут средняя фракция (№200) и самая мелкая. Понятно, что крупная наждачка используется для совершенствования формы нанесенного барельефа на стене своими руками, а мелкая для шлифовки и придания барельефу гладкости и лоска.

Завершение обработки барельефа

После того, как вы достигли требуемого изображения, барельеф тщательно очищается от пыли и обрабатывается грунтовкой с помощью подходящей кисти. Далее предстоит окраска. Если не предполагается использование нескольких цветов, то желательно взять белую водоэмульсионную краску двух оттенков и более светлой покрыть выступающие элементы, требующие выделения и несущие главную стилистическую нагрузку.

Разобраться в тонкостях процесса, как сделать барельеф на стене своими руками на свободном пространстве, можно, соединив знание основных приемов его изготовления с практической отработкой по нанесению жидкого материала и монтажа готовых панелей на стену. Размеры рабочей поверхности не имеют большого значения - художественные изображения можно размещать мелкими деталями на свободных для обзора участках стены, потолка, в нишах и углах. Преимущества самостоятельного исполнения этой части интерьера в том, что после детальной прорисовки стандартного трафарета получается уникальный рисунок.

Подробности и отличия

Декоративная отделка в виде барельефа на стене, сделанная своими руками, придаст комнате художественный объем, оригинальный утонченный вид интерьера. Место расположения, освещенность, выбранная цветовая гамма наполнят самый простой рисунок индивидуальностью и очаруют зрителя. Именно поэтому такой вид оформления частных владений все больше набирает популярность в сравнении с финишными покрытиями массового производства.

Простота и стиль

Создание больших и сложных по наполнению деталями картин внушает новичкам неуверенность в способности выполнить столь кропотливую работу. Начинать осваивать технологию нужно с простых элементов, а при получении уверенного результата, увеличивать масштаб и тонкость линий. При творческом подходе несколькими простыми штрихами и игрой оттенков можно создать целую картину.

Поражающие воображение монументальные картины кропотливо создаются и доводятся до законченного вида мастерами вручную даже, если основные составляющие заранее отлиты в формах. Начинающему оформителю можно приобретать навыки работы с пластичным материалом, используя приемы комбинации перепадов уровня плоскостей и грубую текстуру обработки, применять разделение одинаковых по технике исполнения деталей их контрастным окрашиванием. Своеобразным методом контррельефа вписывают в современные урбанистические стили дизайна изображения на пустых стенах.

Часто импровизированные барельефы применяют для украшения отдельных домашних предметов обстановки: камина, колонны, балки, ниши или проема. Размещение выпуклого рисунка в неожиданном месте оживляет давно привычные стены.

Функции такого рисунка могут быть не только декоративными. Пространственное решение позволяет скрывать неровность одной или смежных поверхностей, придавать привлекательный вид строгим инженерным коммуникациям, получать заданные зрительные эффекты, создавать тематический переход между различными по стилю и назначению зонами и помещениями.

Если проявить немного фантазии, используя подручный материал, то даже для начинающих импровизированный по теме окружающей обстановки сюжет может послужить интересным решением восстановления участков, нуждающихся в ремонте.


Комбинирование с различными материалами

Во многих случаях изготовления барельефа на стене окрашивание получившейся поверхности не становится основным элементом декорирования. Рельефообразующий материал больше нуждается в защите от перепадов влажности воздуха, впитывания жирных паров и пыли.

Текстурный рисунок четко просматривается под различными углами, меняет свой вид с изменением естественной освещенности и умелым размещением искусственной подсветки. Включением или выключением точечных источников света достигается акцентирование или сглаживание восприятия барельефа в интерьере в нужный момент времени.


Выбор объемного изображения на стену начинается с оценки его места расположения по площади, освещенности и функционального назначения помещения.

Барельефу не должно быть «тесно» между соседними углами, расстояние до противоположной стены должно позволять зрителю видеть рисунок целиком. В узких пространствах допустимо использовать мелкие детали, своим размещением на ограничивающих конструкциях не создающие условий для их механических повреждений или травм проходящих людей.

Детали изготовления своими руками

Оформившееся желание — украсить свой интерьер неповторимой композицией на свободных участках комнаты, начинают реализовывать с выбора рисунка. Он определит дальнейшие шаги воплощения идеи в жизнь. Необходимые для барельефа операции:

  1. Составление эскизов художественных элементов. Узор может состоять из повторяющихся одинаковых фигур (1 или нескольких видов). Можно комбинировать на отведенной площади много различных по размеру готовых панелей из гипса, располагая их в заданном порядке. Макет общего плана разбивается на отдельные эскизы каждой детали, нарисованные в масштабе 1:1 для переноса на оформляемую поверхность.
  2. Определить технологические особенности исполнения (панели, трафарет, ручная лепка). Для завершенности картины в любом случае будет нужно выполнять ручную отделку швов наклеенных деталей, прорисовку черт лепнины, зачистку неровностей, придание всей поверхности заданной шероховатости.
  3. Выбрать основной материал, которым будут проводиться работы (гипс, декоративная штукатурка, алебастр, шпаклевка). Компоненты для работы по устройству барельефов не относятся к дешевым разновидностям такого сырья - шпатлевки, грунтовки, клеящие составы для установки отлитых в форме частей должны иметь высокое качество. Прочность изделия не должна подвергаться риску применением сырья с сомнительными характеристиками. Исполнение в цвете требует подбора марок красок, добавочных колеров, лаков для блеска и защиты.
  4. Исходя из расположения панно, целей его установки и нужного эффекта, определить необходимость установки дополнительных источников освещения, количество точек, необходимые для этого работы и материалы.
  5. Заготовить инструменты и приспособления. Они включают в себя как стандартный набор для нанесения и выравнивания шпатлевки, приготовления раствора, измерения и разметки, так и специальные инструменты, которыми создают объемные элементы из густых строительных масс.

Множество доступных шаблонов в сети

Самым трудным, иногда, бывает выбрать что-то одно из всего многообразия возможных вариантов будущего декоративной составляющей интерьера. Все последующие этапы уже зависят от этого решения. Рассмотреть образцы и скачать трафарет для воплощения понравившегося барельефа можно на специализирующихся по этому направлению сайтах:

Выбирать в качестве своей первой попытки художественного оформления квартиры жанровые картины, батальные сцены, сложные изображения людей, диких животных и панорамных видов не рекомендуется.

Повторяющийся орнамент

Подходящим изображением для приобретения навыков получения заданного результата начинающему мастеру станут объемные композиции из плодов, листьев, цветов. Они могут располагаться как отдельными элементами, так и переплетающимися узорами, составлять причудливое дерево или укрывать весь массив.

Для начала следует посмотреть обучающий мастер класс опытного специалиста, который посвятит в тонкости профессионального изготовления, нанесения и обработки лепных деталей рельефа непосредственно на стене.

Пример обучающего видео по изготовлению несложного декора:

Простоту изображения понравившегося элемента не желательно сводить к примитивной выпуклости на стене - обозначение фона или подобия багетной рамки придаст ему завершенный и уместный вид.

Перед началом работ поверхность стены тщательно очищают от старых покрытий, просушивают, обрабатывают грунтовкой и выравнивают шпаклевкой.

Отливки

Отдельный гипсовый элемент изготавливают в приготовленной форме, а затем уже приклеивают в выбранном месте. Для этого нужно следующее:

  • изготовить жесткий ящик (коробку) с низким бортом по габаритам будущей детали;
  • на дно укладывается объемная форма, которую укрывают пленкой (без складок и морщин);
  • изделия, имеющие значительную толщину, армируют, укладывая в форму проволочный каркас;
  • по инструкции изготовителя вымешивают раствор, заливаю его в форму;
  • выдерживают смесь по времени, установленным производителем, до полного засыхания;
  • извлекают отливку, шлифуют, при необходимости, тыльную сторону и торцы для плотного прилегания к основанию;
  • если барельеф состоит из плотно прилегающих отлитых панелей, то обработку лицевой поверхности проводят после заделывания с помощью шпаклёвки всех стыков, чтобы загипсованные части представляли собой на вид единое целое.

Готовые детали, располагающиеся друг от друга на определенном расстоянии, можно соединять методом лепки произвольными линиями, изображающими ветви или лозу.

Контррельеф

Технология углубленного барельефа из декоративной штукатурки состоит в применении 1 из 2 методов исполнения:

  • прорезки нанесенного на стену массива густой смеси по рисунку, перенесенному с полиэтиленовой пленки М 1:1;
  • последовательному наращиванию слоев вокруг заданных участков.

Выравнивание граней делают при помощи стамески, после проводят общее ошкуривание.

Трафарет

Такой способ представляет собой вариант формы, которая устанавливается непосредственно на основе. Берут плотный материал и вырезают в нем участки рисунка, которые будут заполняться штукатуркой или другим составом.


Трафаретным способом можно создавать как основу для выпуклых изображений, так и наращивать борта тонких участков углубленных (контррельеф) композиций.

Лепка

Самый распространенный способ сделать мелкие детали в любом другом виде изображений, а также при изготовлении барельефа из шпаклевки и алебастра.

Рисунок наносят карандашом прямо на стену, большую площадь можно разбить на квадраты для облегчения компоновки и соблюдения масштаба.

Не обязательно тщательно прорисовывать нюансы всей картинки, достаточно обозначить контур предмета и основные линии фрагментов, изображаемых на данном участке.

По завершению барельефа его линии доводят до совершенства остро отточенным инструментом и покрывают цветными либо белыми (отточенто) составами.

Изучая различные материалы, связанные с ремонтом и дизайном помещений, можно заметить тот факт, что краски и обои все реже используются мастерами для декорирования стен в жилых помещениях. И это не удивительно, так как любой материал для отделки не может гарантировать уникальность дизайна, так как его аналоги можно встретить и у владельцев других домов и квартир. А оформление стен, выполненное вручную практически невозможно воспроизвести с точностью, что может гарантировать оригинальность дизайна.

Однако, зачастую услуги отделочников-декораторов высокого класса бывают не по карману. Тогда можно поступить иначе, попытавшись выполнить декоративное оформление стен своими руками. Для создания оригинального стиля прекрасно подходит барельеф.

Итак, как же он выполняется? Необходимые для этого материалы не являются самыми дешевыми, так как здесь требуются грунтовки и шпаклевки очень высокого качества и обойный клей. Такие затраты прежде всего нужны для предотвращения скорой утраты результатов выполненного труда.

Зачастую в целях украшения стен используют готовые плиты, которые изготавливаются самостоятельно либо заказываются у художников. Такие готовые плиты монтируют сразу. Но иногда барельеф выполняется непосредственно на стене, технически представляя собой элемент декоративной штукатурки, а конкретнее, монолитную с ней лепнину. Он, в отличие от других видов оформления, например, декоративной росписи, не требует дополнительного выделения цвета. И без выделения цветом объемный рисунок проявляется за счет игры света корректно обустроенного искусственного освещения. Это дает владельцу дома возможность создания акцентов на декорирующих элементах в нужное ему конкретное время, всего лишь включая освещение.

Наряду с декоративными функциями, барельефы также отлично могут справится с функциональными задачами различного рода. Например, они позволяют замаскировать неровности поверхности, украшать инженерные коммуникации, искажать зрительно пространство по желанию владельцев, а также создавать между разными зонами помещения плавные переходы.

При грамотном сочетании декоративной росписи и объемного рельефа можно создать поистине невероятные и оригинальные эффекты декора. Но, тем не менее, не смотря на многочисленные преимущества, описанная техника не является достаточно популярным способом декорирования. Это связано с высокой стоимостью такого объемного декорирования.

Часто незнающие люди ошибаются, считая, что барельеф – это сборная конструкция, отлитая из гипса, но в действительности данный вид декорирования обустраивают вручную, поэтому он является оригинальным и эксклюзивным. Таким образом, обустройство красивых изображений требует приложения немалых усилий. Так или иначе, если есть желание, то всеми работами можно справиться и самому.

Необходимые материалы и инструменты

Приблизительный перечень необходимых инструментов и материалов для создания объемных изображений следующий:

  • шпаклевка;
  • шпатель;
  • клей;
  • акриловые краски;
  • карандаш; кисти разных размеров;
  • резак;
  • рейки;
  • акриловый контур для витража и другие.

Подготовка к выполнению

Перед тем как приступить к самостоятельному созданию, необходимо первым делом выбрать удобную для этого стену, которую требуется подготовить. Ее необходимо тщательно очистить от старых покрытий, прогрунтовать и просушить.

После того как стена будет выбрана и очищена, а поверхность покрыта шпаклевкой, которая уже высохла, на ней рисуется изображение, планируемое выполнить в барельефной технике.

Предварительно выбирается изображение, которое планируется разместить на стене. Карандашом делается набросок. Не стоит пытаться выполнять сложные рисунки с первого же раза. Лучше отрабатывать навыки, делая изображения растительности, стилизованных птиц и других не слишком сложных фигур. Если нет способностей к художественному изображению, тогда можно применить знакомую всем технику нанесения изображения с помощью клеток. При этом участок на стене и рисунок расчерчивают на квадраты, в которые переносят по очереди все линии с рисунка на эскизе. Перерисовывая детали, нужно помнить о соблюдении масштабов изображения.

Не обязательно сразу рисовать всю картинку полностью, а достаточно только нанести контуры и очертания предметов и личностей, изображаемых на стене.

Технология выполнения

Барельеф возможно создать из различных материалов, например, из камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и т.д. Однако проще в домашних условиях работать со штукатуркой или гипсом.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Из четырех фанерных реек собирают ящик, который скорее напоминает поднос. Размер и высота его должны соответствовать плите будущего рельефа, так как именно в ней и будет производиться изготовление.
  2. Форму застилают полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо так расправить, чтобы было как можно меньше складок.
  3. Затворяют состав из гипса, штукатурки или цементно-песчаной смеси в соответствии с инструкцией и заливают в форму. Смесь можно залить также в картонную коробку, например, коробку от конфет, выстланную пленкой либо в рамку, которую укладывают на стекло и приклеивают скотчем.
  4. Если планируется делать высокий рельеф, то можно в плиту вставить арматуру из проволоки, которая в дальнейшем будет находиться внутри фигур рельефа, прочно связывая их и основу.
  5. Далее следует дождаться, пока смесь первично схватится. Из цемента необходимо не более 10-12 часов, в обратном случае следующие бетонные слои не схватятся с основой. При использовании алебастра данный момент наступает при отвердевании и нагревании отвердевшей поверхности, что свидетельствует о процессе химической реакции внутри плиты. Ее допускается вытащить из формы на данной стадии. Поверхность со стороны уложенной пленки будет лощеной, а противоположная, наоборот, шероховатая.
  6. Затем приступают к созданию изображения путем лепки, нанося на плиту контур планируемого объемного изображения для барельефа. После начинают наращивание объема внутри контура заново затворенной смесью. Делать это желательно несколькими приемами, чтобы каждый следующий слой смог слегка схватиться и затвердеть. Работать с алебастром достаточно просто, так как его излишки легко срезать простым ножом, пока он влажный, корректируя материал с помощью стамесок и резцов, предназначенных для резьбы по дереву. Плюс ко всему, его легко выравнивать при помощи наждачной бумаги. Когда алебастр или гипс высохнут, будет намного труднее резать и обрабатывать шкуркой их поверхность.
  7. При необходимости выполнения углубленных изображений поступают двумя методами: углубить рисунок, выбрав при этом определенное количество материала с помощью стамесок и резцов, либо наращивать фоновый слой вокруг изображений, после чего они будут в углублении, а затем зашлифовать фон до ровной поверхности. Можно при работе плиту смачивать. Метод лепки обходится экономичнее резьбы.
  8. Еще одним способом для создания изображения является наклеивание на плиту-основу либо на стену заранее отлитых деталей, замазывая швы между ними при помощи гипса и зачищая в дальнейшем наждачной бумагой.

Самый эффективный и одновременно сложный метод – это метод обратного литья, изобретенный мастерами майолики, которые продавали «морские» тарелки в XVII веке. При этом брали природные элементы декора, к примеру, ракушки, морские звезды, панцири раков, сушеные рыбы, замазывали все щели и трещинки между фоном и украшением, смазывали это все маслом, заливая сверху алебастр. После того, как плита застывала, она вынималась из форм ы, и на поверхности ее лицевой стороны отпечатывалось углубленное изображение (контррельеф), который полностью отражал особенности декора. Такую плиту впоследствии могли применять как украшение либо форму, отливая в ней новые плитки. При этом изображения всех плиток были одинаковые и выглядели «как живые».

Установка декора

В принципе установка на стену аналогична монтажу стандартной керамической плитки. Установку производят на плиточный клей. Процедура крепления гипсовых, каменных, пластиковых или керамических барельефов практически не имеет больших различий. При работе используются плиточный клей, емкость для клея, зубчатый шпатель, наждак, шпатель, отвес и уровень (иногда возникает необходимость использования также дрели, шуруповерта, метизов).

Установка производится следующим образом:

  1. Выравнивается стена и подготавливается место для установки плиты. Для этого можно применить рейки-маячки, прикрепленные на стену.
  2. По отвесам на клей устанавливается плита. Можно наносить клей и на плиту, и на стену. Если плита тяжелая, то снизу под плитой желательно дополнительно для опоры установить в отверстия штифты небольшого размера, которые должны выступать на поверхности стены максимум на 2/3 от толщины плиты.
  3. Если плита имеет большую толщину, то под нее иногда необходимо выбирать «гнездо» в стене, которое оштукатуривается, выравнивая поверхность места склеивания плиты и стены. Затем на нужно высоте устанавливается барельеф, и при помощи штукатурки закрывается шов между поверхностью и декором.
  4. В случае больших и тяжелых облицовочных плит и крупного рисунка приходится наклеивать плиты толстые плиты непосредственно на стену, жертвуя площадью комнаты. В подобных случая могут быть предусмотрены дополнительные отверстия в плитах для анкеров, установленных с шайбами, которые крепят плиту к стене, либо вмурованные в плиту арматурные элементы, монтирующиеся с помощью клея в отверстия, заранее просверленные под них.
  5. Далее швы между плитами и отверстия в плитах и на изображениях замазывают соответствующей затиркой, например, шпаклевкой или алебастром, и зачищают.
  6. Готовый барельеф шлифуется, корректируя рисунок, поверхность пропитывается грунтовкой либо покрывается лаком. После этого поверхность красится для укрепления поверхности и придания ей водоотталкивающих свойств, а также усиления декоративного эффекта.

Барельефы могут быть цвета материала, создавая рисунок за счет игры светотени, или же бывают раскрашенными. Они могут закрывать всю стену полностью или частично либо выступать декоративной вставкой-картиной.

Такая разновидность, как контррельеф, как правило, применяется на поверхностях с большой площадью. При это технике рисунок переносится на стену, а затем делается резьба различной глубины непосредственно на штукатурке стены.

Углубления линий и пятна рисунка барельефа иногда выполняются на мельчайшие доли миллиметра. Тогда при стандартном освещении стена выглядит плоской, однако, при использовании боковой подсветки на ней становится четко видно изображение.

Использование шнура

Еще один довольно простой способ выполнения барельефа стен в помещении своими руками – использование обычной бельевой веревки и гипсового раствора. На кусок ДВП или пенопласта наносят изображение, далее соответственно нанесенным линиям укладывают смоченную в растворе гипса веревку. После того как изделие высохнет, вся поверхность и ее выпуклости обрабатывают гипсовым раствором с помощью кисти. Такой готовый декор можно применить для отделки, приклеив его на стену. Таким же методом можно производить декорирование мебели, к примеру, садовой скамейки. При этом нет необходимости в отделке предмета плитками, а достаточно положить скамью удобным образом, выполнив барельеф сначала с одной стороны, а после его высыхания произвести те же действия с другой стороны. После скамейку необходимо окрасить под металл или под камень.

Применение трафаретов

При выполнении декорирования из трафаретов изображение будущего барельефа переводят на пенофол и вырезают. Гипсоволокнистый лист необходимого размера покрывается грунтовкой, поверх которой накладывают вырезанную из пенофола фигуру. Если барельеф делает на основе трафарета прямо на стене, то используется тот же алгоритм, но трафарет, то есть фигура из пенофола, приклеивается прямо на стену, затерев неровности и пустоты при помощи шпаклевки. На трафарете можно вылепить и более мелкие элементы, например, используя соленое тесто, которое прекрасно держит форму и не быстро сохнет, давая время на поправку.

Завершение процесса обработки

Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать