Золотая орда, улус джучи. Золотая орда Распад Золотой Орды

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 2

«Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки историка Ильнура Миргалеева, посвященные формированию международной политики Золотой Орды в период ее становления. Во второй статье цикла автор рассказывает о расширении территории Улуса Джучи и курултае 1235 года.

«Национальные историографии окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя»

Курултай 1235 года, созванный сыновьями и внуками Чингиз-хана - фактическими строителями обширной Монгольской империи - по многим позициям отличается не только от других подобных курултаев, но и не совсем вписывается в политическую действительность Монголии периода первых чингизидов. И главный интригующий вопрос здесь, конечно же, - цели нового западного похода. При этом отметим и неразработанность в историографии данного вопроса. В общих трудах по Монгольской империи и по начальному периоду истории Улуса Джучи давно утвердилось мнение, что целью похода было расширение территории Улуса Джучи и якобы тем самым выполнение «завещания» Чингиcхана. А национальные историографии (русская и европейская) окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя».

Ни один поход монголов не был проведен с целью расширения какого бы то ни было улуса чингизидов. Ни завоевания Чингисхана, ни завоевания в Китае Угедея, ни завоевания Хулагу и Хубилая не преследовали создание или расширение отдельно взятого улуса. Все они были только главнокомандующими в действующем войске Монгольской империи. По крайней мере, курултаи не принимали, например, решения о создании улуса Хулагуидов, государства Хубилая. Центральная власть Великого кагана делала все для того, чтобы полностью контролировать всю территорию империи. А Хулагу и Хубилай создали свои государства благодаря сепаратизму. Совсем по-другому обстояло дело с улусом Джучидов.

Статуя Джучи. Фото wikipedia.org

Несомненно, Джучи был активным строителем нового государства. Он - один из главных завоевателей на западе и участник завоевания Средней Азии в 1219-1224 годах. Он входит в малый совет при Чингисхане и, как его старший сын, имеет огромное влияние в Монгольском государстве, чем вызывает неприязненное отношение в семье Чингисхана. После получения в 1207 году отдельного улуса, который он сам и завоевывает, Джучи в дальнейшем устанавливает связь с Багдадским халифом, а также с Джелал-ад-дином Манкбурны. И, самое главное, он смог создать многочисленную семью, которая будет очень активна в деле создания уже независимого Улуса Джучи.

И здесь уместен вопрос, что стало бы с Еке Монгол Улусом, если бы Джучи пережил отца. Ведь, несмотря на свою молодость, его сыновья смогли добиться организации в масштабах всего государства похода на запад с целью расширения именно Джучиева улуса. Это серьезное мероприятие носило панмонгольский характер от начала до конца, но при этом серьезно усиливало именно джучидов. После окончания похода появился сильнейший улус во главе с сыновьями Джучи, который, как известно, в вопросах престолонаследия был отодвинут самим Чингисханом и его братьями Угедеем и Чагатаем, а создававшийся улус Джучи после его смерти практически потерял не только самостоятельность, но и основные свои территории, став частью улуса самого Угедея.

Бату добился не только расширения Улуса Джучи, он добился реанимирования улуса своего отца и, самое главное, права возглавить армию всей империи. Что сразу изменило его статус и статус джучидов.

«В том, что Джучи начинает отдаляться от Чингисхана была, наверное, и личная причина»

Джучи имел свою, отличную от Чингисхана, идеологию построения государства и взаимоотношений с другими странами. При анализе информации из источников о деятельности Джучи, можно утверждать, что он был сторонником идеологии мирного объединения тюрко-монгольских племен. Подтверждением тому служат мирное подчинение им кыргызов и северных лесных племен, когда Джучи не стал развязывать войну против туматов, которые отказались подчиниться. Он - один из создателей монгольского государства и глава собственного улуса. Поэтому он не хотел разрушать города и уничтожать людей. Такое отношение к строительству государства будет характерно и для его потомков.

Безусловно, у Джучи была широкая поддержка, прежде всего среди немонгольской элиты. Джучи пытается обосновать то, что они правят такими разными народами. Именно в этом мы и видим причину воспитания его сына Берке в исламе уже в младенчестве - тем самым покоренным мусульманам давали понять, что в правящей семье есть их единоверец, который при необходимости защитит их. Вообще, слухи о том, что и сам Джучи и Бату тайно приняли ислам, должно быть, были пущены именно с этой целью, а поддержка ими мусульман это только подтверждает. Джучи берет в жены Хан Султан, дочь Ала ад-дина Мухаммада, тогда как мать последнего Теркен-хатун в плену была вынуждена существовать в нищете и позоре, подбирая объедки от трапезы Чингисхана.

Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Илл. wikipedia.org

В том, что Джучи в 1226-1227 гг. начинает отдаляться от Чингисхана, была, наверное, и личная причина, а именно конфликт во время семейного совета с Чагатаем, открытое унижение последним Джучи полумеркитским происхождением старшего сына Чингисхана и странное поведение в этом конфликте самого Чингисхана, который не останавливает Чагатая (как говорится в «Сокровенном сказании монголов»: «А Чингисхан - ни слова»), а вместо него вынужден отвечать Коко-Цос: «Распря шла всенародная. На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися».

Как следует из «Сокровенного сказания монголов», Чингисхан сам не стремился создавать единое государство. Своим сыновьям и женам он говорит, что в мире много стран, и сам делит государство между своими сыновьями. Но все же, по настоянию семьи, он называет преемника. Создается впечатление, что Чингисхан не хотел называть своим преемником Джучи. Естественно, если бы Чингисхан захотел назвать его преемником, он бы так и поступил. В итоге Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Эти внутрисемейные взаимоотношения чингизидов важны в плане всей истории монгольских улусов. Ведь они определили подход чингизидов к созданию новых государственных образований, взаимоотношениям с покоренными народами и налаживанию связей с другими странами.

Как таковая Монгольская империя создается сыновьями и внуками Чингисхана. Период Угедея характеризуется масштабными завоеваниями, и пока сторонники и противники построения сильного государства с городами не сталкиваются открыто, хотя отдельные споры о сохранении или полном уничтожении городов иногда возникают. В этот период джучиды еще не начинают играть важную роль во всемонгольских делах, прежде всего из-за своего малолетства и из-за удаленности их улуса от метрополии. Странно, но факт: сыновья Джучи предпочитают жить в уделе своего отца, нежели в ставке Чингисхана, а потом и в построенном Каракоруме, в отличие от, например, многих чагатаидов и угедеидов, не говоря уже о тулуйидах. До 1236 года джучиды вели военные действия в западном направлении, в незавоеванных землях, которые якобы завещал Чингисхан. Все военные действия велись собственными силами Джучиева улуса.

И, конечно, неизвестно, не будь такой многочисленной семья Джучи и не заложи он серьезную государственную основу своему улусу, смогли бы джучиды в 1235 году провести через курултай решение о начале западного похода и возглавлении основной имперской армии? Это, конечно, можно рассматривать и как своеобразную благодарность Угедея потомкам Джучи: ведь место преемника Чингисхана, место старшего сына занял он.

Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее. Фото wikipedia.org

«Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца»

После гибели Джучи его сыновья не участвуют в походах монгол ни против тангутов, ни против Цзинь, а занимаются постепенным расширением своих владений.

Среди чингизидов только джучиды и тулуйиды Хубилай и Хулагу будут активно строить свое государство на новой земле, при этом абсолютно не стремясь в метрополию. Остальные чингизиды, наоборот, будут стараться жить в Монголии. Причина такого поведения Хубилая и Хулагу понятна - они выступали как сепаратисты, а в метрополии хотели сохранить завоеванные территории под централизованным управлением. В случае же с Джучи и его потомками все сложнее, так как подобное стремление Джучи началось уже при жизни самого Чингисхана. Хотя Чингиз и говорит: «Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше - будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья», - все же Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца. Да и складывается такое впечатление, что все сказанное Чингисханом будто бы касалось именно Джучи.

Конечно, сыновья Джучи были прекрасно осведомлены об отношениях их отца с дедом и о взаимоотношениях между чингизидами. После того как Джучи не сделали преемником Чингиза, его семья была вытолкнута из метрополии, еще полвека являвшейся политическим центром империи. И когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков Угедея и приведя к власти тулуйидов, они сами отказались от власти в «коренном юрте», так как уже владели огромными территориями и создали функционирующую государственную систему. Свое влияние в столице они использовали только в целях укрепления своего улуса. Джучиды пытались развивать Монгольскую империю под своим контролем, добиваясь принятия решений на курултаях сообразно своей политике. Но так как они сами не жили в столице империи, а тулуйиды смогли возглавить два панмонгольские войска, все это постепенно привело к разрушению договоренностей между джучидами и тулуйидами.

Завоевания джучидов до западного похода происходят всецело на основе собственных возможностей. Не имея крупных сил, джучиды практиковали мирное покорение. Это оставило большой отпечаток на подходе к завоеванию. Даже возглавив всемонгольскую армию, полностью контролировать поведение которой они были не в состоянии, и в необходимости проведения быстрых операций против крупных сил противника, когда для полной победы необходимо разгромить все его возможности, все же возглавляемый джучидами западный поход отличался от завоеваний в Хорезме, Китае и Хулагу. В отличие от других аналогичных ситуаций, джучиды изначально знали свою цель - они завоевывают новые земли для своего улуса, а не для империи. Этот уникальный случай будет характерен только для джучидов. Все остальные монгольские походы не имели таких целей и воспринимались как дело всей империи, всех чингизидов.

Битва между монголами и китайцами (1211). Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

«Расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом»

Война Еке Монгол Улус с чжурчженьским государством Цзинь, начатая еще самим Чингисханом в 1211 году, закончилась к 1234 году. Во время этой войны монголы завоевали и корейское государство. То есть война продолжалось безостановочно, и в это время джучиды практически не участвовали в южных походах, в основном заботясь об усилении своего улуса. Почему они не участвуют? Ответ может быть только один: значит, этого не хотели остальные чингизиды. Но после 1234 года они сумели утвердить на курултае план западного похода под своим руководством, где должны были участвовать и другие чингизиды. То есть расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом. Кстати, это первый поход, который возглавили внуки Чингисхана, а не его сыновья.

После распада Монгольской империи можно назвать два главных государства чингизидов: это Улус Джучи и империя Юань. Улус Хулагу первоначально подчинялся Хубилаю и определенное время действовал в фарватере его внешней политики, плюс, весь период своего существования его правители именовали себя только в качестве ильханов, что означало только правителя области, а отнюдь не суверенного государства. Улус Чагатая, коренной юрт Тулуя, улус Угедея и родственников Чингисхана не представляли собой государства. Эти территории находились под влиянием Улуса Джучи и империи Юань и представляли собой некие аристократические владения, где действовали такие чингизиды, как потомок Угедея Хайду - приверженцы традиционно-кочевнических подходов к построению государства.

Именно они в период Угедея имели наивысшее влияние в империи. Поэтому после окончания завоевания северного Китая начало нового похода ознаменовало для них получение новых военных трофеев и пленных. Думается, что джучиды воспользовались именно таким отношением других чингизидов и смогли провести решение о западном походе через курултай. Война шла на общих основаниях, однако завоеванные земли переходили в улус джучидов.

Несомненно, до курултая между чингизидами велись активные переговоры. То, что западный поход возглавил Бату, а не сыновья Угедея, это, безусловно, победа пока что семейной дипломатии джучидов. Ведь к руководству южных походов джучиды не были допущены. Скорее всего, джучиды апеллировали к «завещанию» Чингисхана. Но уступки со стороны сыновей Джучи тоже были. Например, участие других чингизидов в походе и соответственно, получение ими права и в дальнейшем получать налоги с покоренных земель.

Но взамен джучиды смогли расширить свои владения настолько, что их уровень взаимоотношений с центральной властью и другими чингизидами сразу же приобрел иной характер. Улус Джучи стал правым крылом империи, то есть государством в государстве. Он уже владел не только южно-сибирскими землями, а огромной территорией, куда входила Западная Сибирь, Восточная Европа, Причерноморье и прикаспийские земли.

Если посмотреть на состав чингизидов, то становится ясно, что это была победа джучидов: в поход были отправлены многие чингизиды, а общее руководство принадлежало Бату.

Тяжеловооруженные монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

Непосредственно военные действия начались в 1236 году и закончились в 1242-м. Шесть лет для такого масштабного завоевания - это не так много. Следует признать, что поход был проведен блестяще и продуманно. Джучиды до западного похода, несомненно, вели и разведывательные сражения, собирали информацию об уграх (так называемых «восточных венграх») Западной Сибири и Урала, о кыпчаках, Волжской Булгарии, русских княжествах, Кавказе.

То, что среди чингизовичей во время западного похода имелись внутренние разборки, нужно рассматривать и как продолжение того отношения к джучидам, которое царило среди некоторых чингизидов в составе политической элиты Каракорума. Открыто пренебрежительное отношение Чагатая к Джучи, несомненно, перешло и к некоторой части чингизидов.

После смерти умеренного и более-менее нормально относящегося к джучидам Угедея в Каракоруме усилились их противники. Это, конечно же, насторожило джучидов. При такой ситуации, как нам кажется, ни в Каракоруме, ни сам Бату не думали о продолжении похода. Джучидам важно было как можно быстрее укрепиться на новых землях, создать институт власти и наладить отношения с завоеванными народами. Им было необходимо быстрее укрепить свои новые владения, ведь, придя к власти, их противники могли бы лишить их и новых земель, и жизни, и улуса. А центральной власти в Каракоруме было важно не допустить усиления джучидов, которые командовали в это время основной армией империи. Другие чингизиды поэтому и покинули действующую армию и отправились в Монголию и свои улусы. Данное обстоятельство тоже имеет прямое отношение к прекращению западного похода. Но благодаря этому они не смогли закрепить за своими домами новые территории.

Итак, роль Бату как главы семьи Джучи на курултае 1235 года была огромна. Именно он смог на совершенно ином уровне, нежели его отец, наладить отношения с другими чингизидами и, самое главное, с Великим каганом Угедеем. Думается, что после 1227 года Бату мог находиться в свите Угедея и периодически жить во дворе кагана. По крайней мере, он должен был поддерживать связь с каганом. Западный поход должен был принести новую добычу и территории другим чингизидам, однако новые завоеванные территории уже считались территорией Улуса Джучи.

Ильнур Миргалеев

При образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между сыновьями Джучи в виде наследственных владений. Каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Тем не менее, в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса.

Отсчет политической истории Улуса Джучи можно начинать с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату "воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Но в начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строительство новой столицы Улуса Джучи - города Сарая на Нижней Волге.

Таким образом, при правлении Батыя (1242 - 1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме. 3, с.61 - 62

После смерти Батыя, на престол вступил Берке в 1258 г. Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государство способствовало перенесение Хубилаем столицы монгольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки - наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Юридическим и фактическим оформлением независимости Золотой Орды от великих ханов стала чеканка собственной монеты с титулом "правосудный великий хан" при Менгу-Тимуре (1266 - 1282 гг.). В это время он начинает выдавать ярлыки (повеления), в честности в 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии "пути" немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.

Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.

"Царевичи", стоявшие во главе отдельных улусов - орд, при хане Узбеке сделались послушным оружием хана и ханской администрации. Исторические источники больше не сообщают о созыве курултаев. Вместо них созываются совещания при хане, в которых участвовали его ближайшие родственники, жены и влиятельные темники. 4, с.70

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Период правления хана Узбека - расцвет Золотой Орды, за которым следует период упадка при хане Джанибеке (1342 - 1357 гг.) и Бердибеке, который погиб в 1359 г. в результате заговора. С момента гибели Бердибека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол. Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы стали образовывать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. А после кровопролитных междоусобных войн 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство и на ее территории возникли независимые орды. 8, с.81

Однако, это еще не конец истории Улуса Джучи. Так как наиболее влиятельными на территории Улуса Джучи были позиции полководца Тимура-Кутлука, то именно его земли в этот период стали последним оплотом "умерающего" государства. После его смерти Идегей, зять Тохтамыша, сумел в последний раз объединить все улусы Золотой Орды в одно государство, сажая на трон ханов из рода Джучидов.

Последующая история Золотой Орды - это сплошные междоусобицы и нескончаемая борьба за власть, которые, в конечном счете, привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую Орду и Большую Орду. Так к середине XV века завершился окончательный распад Золотой Орды. 6, с.88

В нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства прошли через период экономической раздробленности и распада. Золотая Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого огромного по территории государства, включавшего в себя множество различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом принуждении.

Улус Джучи как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

ЗОЛОТА`Я ОРДА` (Алтын Урда) государство в северо-восточной Евразии (1269–1502 годы). В татарских источниках - Олуг Улус (Великая держава) или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи , в арабских - Дешт-и-Кипчак, в русских - Орда, Царство татар, в латинских - Тартария.

Золотая Орда образовалась в 1207–1208 годах на основе Джучи Улуса - земель, выделенных Чингизханом сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае. После смерти Джучи (1227 год) решением всемонгольских курултаев (1229 и 1235 годов) правителем улуса был провозглашён хан Бату (сын Джучи). В ходе монгольских войн к 1243 году в составе Улуса Джучи находились территории Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии , а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского княжеств. К середине XIII века в зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Бату разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на левое и правое крыло. Они были поделены на улусы, тумены (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой - ямской службой, состоявшей из ямов (станций). Бату правителем Кок Орды назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан) и представители аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы - иль) на правах суйургалов. Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбеки), во главе более мелких уделов - туменбаши, минбаши, йозбаши, унбаши. Они осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

В конце 1250-х годов правители добились определённой независимости от великого кагана Монгольской империи, что выразилось в появлении тамги рода Джучи на монетах хана Берке. Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 году, разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи. В конце XIII века в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье - хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII-XIV веков победой Токты над Ногаем. Верховная власть в Золотой Орде принадлежала Джучидам: до 1360 года ханами были потомки Бату, затем - Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 года) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии. С 1313 года ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах (хутбе), они скрепляли своей печатью законы. Исполнительным органом власти был диван , состоявший из представителей высшей знати четырёх правящих родов - Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. Главой дивана являлся везир - олуг карачибек, он руководил фискальной системой в стране, ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, был главнокомандующим войсками страны. На курултае (съезде) решались важнейшие государственные вопросы представителями 70 знатных эмиров.

Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана - огланы, султаны, далее - эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) - бахадуры (батыры) и казаки. На местах налоги собирали чиновники - даругабеки. Основное население состояло из податного сословия - кара халык, платившего государству или феодалу налоги: ясак (главный налог), различные виды поземельных и подоходных сборов, пошлин, а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы), ямская (ильчи-кунак). Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства - гошер и закят, а также дань и налоги на покорённые народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).

Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тысяч человек). Знать составляла кадры военачальников и профессиональных воинов - тяжеловооружённых кавалеристов (до 50 тысяч человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота. При обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. Основой тактики полевого боя являлось массированное применение тяжеловооружённой конницы. Её атаки чередовались с действиями конных лучников, которые поражали противника на расстоянии. Применялись стратегические и оперативные манёвры, охваты, фланговые удары и засады. Воины были неприхотливы, войско отличалось манёвренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.

Наиболее крупные сражения:

  • битва близ города Переяславль эмира Неврюя с владимирским князем Андреем Ярославичем (1252 год);
  • взятие войсками бахадура Бурундая города Сандомир (1259 год);
  • битва Берке на реке Терек с войсками правителя-ильхана Ирана Хулагу (1263 год);
  • битва Токты на реке Куканлык с Ногаем (1300 год);
  • взятие города Тебриз войсками хана Джанибека (1358 год);
  • осада города Болгар войсками беклярибека Мамая и московского князя Дмитрия Донского (1376 год);
  • Куликовская битва (1380 год);
  • взятие Москвы ханом Токтамышем, беклярибеком Идегеем (1382, 1408 годы);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Кондурча (1391 год);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Терек (1395 год);
  • битва Идегея с Токтамышем и князем литовским Витовтом на реке Ворскла (1399 год);
  • битва хана Улуг-Мухаммада.

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов, (в том числе Среднем Поволжье - Болгар , Джукетау , Иски-Казань, Казань , Кашан, Мухша). Свыше 150 больших и малых городов были центрами административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни. Управление городами осуществляли эмиры и хакимы. Города были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего), расцвет переживали стеклоделие, гончарное, ювелирное производства и торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шёлком, пряностями из Китая и Индии. Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот. Ввозились предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности. Во многих городах существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке).

Столицей Золотой Орды до 1-й трети XIV века был Сарай аль-Махруса , построенный при хане Бату. Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы. С 1-й трети XIV века столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Основным занятием населения было земледелие, садоводство и стойловое скотоводство, бортничество, рыболовство. Население снабжало продовольствием не только себя, но и поставляло его на экспорт.

Основная территория Золотой Орды - степи. Степное население продолжало вести полукочевую жизнь, занимаясь скотоводством (овцеводство и коневодство).

Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык - поволжский тюрки. На нём созданы произведения старотатарской литературы: «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари. В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX века. Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во 2-й половине XIV века был вытеснен тюркским. В городах были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты. Первым ханом, принявшим ислам , стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения. К тому времени население в булгарских княжествах уже исповедовало мусульманство.

С принятием ислама произошла консолидация аристократии и становление новой этнополитической общности - татар, объединявшей мусульманизированную знать. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом «татары». К концу XIV века он широко распространился среди населения всей страны. После распада Золотой Орды (1-я половины XV века) термин «татары» обозначал военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.

Ислам в Золотой Орде стал в 1313 году государственной религией. Главой духовенства мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али). Мусульманское духовенство состояло из муфтиев, мухтасибов, кадиев, шейхов, шейх-машейхов (шейхи над шейхами), мулл, имамов, хафизов, осуществлявших богослужение и судопроизводство по гражданским делам во всей стране. В ведении духовенства находились также школы (мектебы и медресе). Всего на территории Золотой Орды известно более 10 остатков мечетей и минаретов (в том числе в Болгарском, Елабужском городищах), а также медресе, больницы и ханака (обиталища) при них. Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака. Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их всех видов податей и налогов. Также строились взаимоотношения с армянскими христианами, католиками и иудаистами.

Золотая Орда была страной развитой культуры. Благодаря разветвлённой системе мектебов и медресе, население страны обучалось грамоте и канонам ислама. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов, переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют предметы с надписями, эпитафии. Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях правителей и фольклорной традиции. Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню.

В 1243 году ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Походы Ногая (1275, 1277, 1280, 1286, 1287 годы) преследовали цель наложить на балканские страны и Польшу дань и военную контрибуцию. Поход Ногая на Византию окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением её в сферу влияния Золотой Орды (1269 год). Война, разгоревшаяся в 1262 году в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х годов. Период расцвета Золотой Орды пришёлся на время правления ханов Узбека и Джанибека. Ислам был провозглашён официальной религией (1313 год). В этот период, на гребне экономического подъёма сложилась единая система управления империей, огромная армия, стабилизировались границы.

В середине XIV века, после 20-летней междоусобной войны («Великой замятни »), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы начался распад единого государства. В 1380 году Токтамыш завоевал ханский престол, разгромил Мамая. Поражения Токтамыша в войнах с Тимуром (1388–89, 1391, 1395 годы) привели к разорению. Правление Идегея ознаменовалось успехами (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реке Ворскла в 1399 году, поход на Мавераннахр в 1405 году, осада Москвы в 1408 году). После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419 год) единая империя распалась, и на территории Золотой Орды возникли татарские государства: Сибирское ханство (1420 год), Крымское ханство (1428 год), Казанское ханство (1438 год). Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 году в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея.

Золотая Орда сыграла большую роль в формировании татарской нации, а также в развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра). Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военнном деле.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды:

  • Джучи (1208–1227 годы)
  • Бату (1227–1256 годы)
  • Сартак (1256 год)
  • Улакчи (1256 год)
  • Берке (1256–1266 годы)
  • Менгу-Тимур (1266–1282 годы)
  • Туда-Менгу (1282–1287 годы)
  • Тула-Буга (1287–1291 годы)
  • Токта (1291–1313 годы)
  • Узбек (1313–1342 годы)
  • Тинибек (1342 год)
  • Джанибек (1342–1357 годы)
  • Бердибек (1357–1339 годы).

Ханы периода «Великой замятни».

7 488

Результатом монгольских завоеваний стало создание огромной империи, простиравшейся от Китая и до границ Западной Европы, от Сибири и до стран Ближнего Востока Естественно, что такое государство, построенное к тому же на крови, долго существовать не могло, оно распадается на так называемые улусы (народ, данный в удел, владение).

Нас больше всего интересует улус Джучи - старшего сына Чингисхана. Это было одно из крупнейших государств Средневековья: граница его простиралась от Дуная по территории Северного Причерноморья, по пограничью с русскими землями, по среднему Поволжью переваливала за Урал, затем охватывала значительную часть Западной Сибири, поворачивала на запад где-то в районе Приаралья. Затем через Каспий и по Кавказскому хребту граница через Крым возвращалась к Дунаю. Все государство делилось на правое крыло - Ак-Орду (Белую Орду) и левое - Кок-Орду (Синюю). Во главе первой был сам Бату, а вторую возглавлял его брат Орда. Ханы Кок-Орды сохраняли по отношению к ханам Ак-Орды определенную политическую зависимость. С конца XIII в. за государством в целом закрепилось название «Орда». Лишь в XVI в. в письменных источниках появляется понятие «Золотая Орда», хотя, по мнению В. Л. Егорова, в разговорной речи оно могло бытовать уже в XIV в.

Со временем вместо членения территории на два крыла появились четыре «усложненных» улуса во главе с улусбеками. При Бату была заложена столица государства - Сарай в низовьях Волги, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности. «Изумительную власть над всеми» имели ханы, которые большую часть года проводили в кочевой ставке в окружении своих жен и огромного числа придворных. Делами правления занимались многочисленные чиновники, высшими среди которых были беклярибек (бек над беками) и везир. В руках везира была сосредоточена высшая исполнительная власть, центральный орган которой назывался диваном (перс. - канцелярия, присутственное место), состоявшим из нескольких палат во главе с секретарями, ведавшими определенными сферами финансовой, налоговой, торговой и внутриполитической жизни.

В государстве были города, возникавшие, прежде всего, в силу административных потребностей и не имевшие укреплений, так как монголы были уверены в своей «неприкосновенности». Некоторые города существовали до прихода монголов, а затем были восстановлены ими после разгрома; другие были основаны самими монголами. Крупнейшим городом не только Орды, но и Европы был Сарай, расположенный на Волге, неподалеку от современной Астрахани. Это был центр ремесленного производства и транзитной торговли на пути из Китая в Европу.

На территории Орды находились итальянские колонии, принадлежавшие Генуе и Венеции, разбросанные по восточному побережью Азовского и Черного морей. Административным центром их был город Кафа (Феодосия) на Южном берегу Крыма.

Орда отличалась сложным этническим составом (здесь жили потомки многих народов, завоеванных в свое время монголами: половцы, аланы, славяне и т. д.). Надо отметить достаточно высокую культуру, ставшую своего рода симбиозом культур завоеванных народов.

Первые ордынские ханы были язычниками и отличались веротерпимостью. В первой половине XIV в. начинает распространяться ислам, ставший официальной государственной религией. Это способствовало усилению контактов с мусульманским миром и увеличивало число «восточных» черт в облике государства и его культуре.

Ханство кипчаков, знакомое нам, как Золотая Орда, являлось лишь частью более крупного политического организма, известного как Улус Джучи. Следует вспомнить, что незадолго до смерти Чингисхан сделал каждого из своих сыновей властителем отдельной части империи, улуса, под верховной властью великого хана. Поскольку Казахстан и «западные земли», которые предполагалось завоевать, были дарованы старшему сыну Чингисхана Джучи, эта часть Монгольской империи стала называться Улусом Джучи, или западным ханством; Марко Поло говорил о Джучидах, как о «татарах Запада».

После смерти Джучи правителем этого улуса был признан его второй сын Бату. После завоевания Руси Бату, как мы знаем, основал свою столицу в Сарае на нижней Волге. Первоначальный Улус Джучи стал удельным владением старшего брата Бату Орды. Оно включало в себя обширную территорию, в состав которой входили Западная Сибирь, Казахстан и нижний бассейн реки Сырдарья. [+1] Два других сына Джучи, Шибан и Тука-Тимур, также получили свою долю владений на этой территории. Хотя братья Бату, правившие в восточной части Улуса Джучи, вначале находилась под его сюзеренитетом, позднее восточное ханство обрело фактическую независимость.

Поскольку Улус Джучи являлся крайней западной частью империи, мы можем допустить, что в соответствии с системой соотношения между определенным цветом и стороной света, он был обозначен белым. Согласно Иоанну де Плано Карпини, во время каждого из четырех дней, на протяжении которых шли церемонии избрания Гуюка, монголы, присутствовавшие на курултае, были одеты в платья определенного цвета. В первый день цвет был белым. [+2] По мнению Хара-Давана, этот день символизировал участие Улуса Джучи в выборах. [+3] Прием в этот день проводился в большом шатре из белого бархата. Таким образом, Улус Джучи, по всей видимости, был известен как Белая Орда. После его разделения на два подулуса - восточный и западный - проблема цветов принадлежности стала более запутанной. В источниках упоминаются два названия подулусов - Белая и Синяя Орда, но неясно, какой цвет относится к какому ханству.

Большинство исследователей соглашаются сейчас с тем, что восточное ханство называлось Белой Ордой (по-тюркски - Ак-Орду), а западное - Синей Ордой (по-тюркски - Кек-Орду). [+4] По моему мнению, такое толкование вызывает сомнения. В первую очередь, мы должны принять во внимание свидетельства русских летописей. В них западное ханство (которому Русь была непосредственно подчинена) называется Большой Ордой, или просто Ордой, а о восточном ханстве говорится как о Синей Орде. Русские в использовании названия «Синяя», несомненно, следовали своим татарским информаторам. Кроме того, это название представляется логичным применительно именно к восточному ханству, поскольку синий - цвет востока. В восточных источниках нет единства по поводу названий Синяя Орда и Белая Орда. Верно, что в некоторых персидских источниках, таких, как хроника Искандера Анонима XV века, о восточной Орде говорится как о Белой, а о западной - как о синей. [+5] Однако в другом персидском источнике, поэме Кутбы «Хосров и Ширин», говорится о Тинибеге, хане кипчаков середины XIV века, как о правителе Белой Орды. [+6] Немецкий путешественник Иоганн Шильтбергер, который посетил ханство кипчаков в начале XV века, называл его «Большие Татары» (что соотносится с Большой Ордой русских летописей) или «Белые Татары» (что соотносится с Белой Ордой). [+7] Можно прибавить, что в рассказе об убийстве Ахмата, одного из последних ханов Золотой Орды, ханом Ибаком из Тюмени в 1481 г говорится, что Ахмат был убит в его «белом шатре». [+8]

Таким образом выясняется, что Улус Джучи в целом, а затем его западная часть - ханство кипчаков - были известны как Белая Орда. И тем не менее, в современной историографии Белая Орда называется Золотой Ордой. Откуда такое название? Как мы видели, золото, представляющее желтый цвет, было символом монгольской императорской власти. В то же время, желтый географически был цветом среднего, то есть центрального государства.

Название «Золотая Орда» впервые появляется в наших источниках для обозначения императорского шатра великого хана Гуюка. И, как мы знаем, потомки Чингисхана были известны, как Золотой род. Правители Белой Орды принадлежали к Золотому роду, и по крайней мере один из них, мусульманский хан Узбек (годы правления: 1313 - 1341) восседал во время придворных приемов в так называемом «золотом шатре» (pavillon d’or, согласно французскому переводу «Путешествий» Ибн-Батуты). [+9] Трон хана в этом шатре был покрыт пластинами позолоченного серебра. И все же ни Ибн-Батута, который в подробностях описал и шатер, и трон, ни какой-либо другой восточный писатель XIV-XV веков не называли ханство кипчаков Золотой Ордой.

Первое упоминание названия «Золотая Орда» в русских источниках появляется в «Истории о Казанском царстве» (написанной около 1564 г.). Автор этого труда, который был детально знаком с историей возникновения Казанского ханства, получил свои сведения, по крайней мере - частично, от казанских татар. [+10] Представляется вполне вероятным, что после отделения Крымского и Казанского ханств от Белой Орды эта последняя могла считаться центральным государством в группе из трех государств-преемников, и со временем стала называться Золотой Ордой в значении: «Центральная Орда».

Поскольку название «Золотая Орда» стало традиционным в исторической литературе, замена его формально более соответствующим названием «Белая Орда» привела бы только к путанице и могла бы вызывать недоразумения. В связи с этим для удобства о ханстве кипчаков, или Белой Орде, далее будет говориться, как о Золотой Орде.

Вернадский Г. В. Монголы и Русь

Http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv303.htm#vgv303para01

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что несут в себе символы? Что несут в себе символы? Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга