Св лазарь четверодневный. Святой праведный лазарь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

) наткнулся на житие св. Лазаря Четверодневного - того самого, о котором повествуется в Евангелии от Иоанна. Оказывается, друг Господень Лазарь не только прожил свою жизнь после своего чудесного воскресения в святости, но и сподобился епископского сана. Впрочем, обо всём по порядку. Оригинал .

Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин. 11:3, 5, 11) .

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин. 11:17-45) . Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин. 12:9-11) , где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру.


(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, фото 1893 года)

Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон! » Еще пять ступеней вниз — и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин. 11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, — тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.


(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, современный вид)

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX-Х вв., построенной над могилой Лазаря.

Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35 х 17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря.Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6 х 12 м.


(гробница правелного Лазаря на Кипре под храмом, Ларнака)

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий ».

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного
глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного
глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11:3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12:3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11:31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11:18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11:53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16:31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего » (Ин. 15:24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул ». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен » (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга ”».

Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен » (Ин. 11:3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его » (Ин. 11:11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет » (Ин. 11:12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном » (Ин. 11:13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер » (Ин. 11:14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11:4).

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную » (Ин. 3:36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет » (Ин. 11:25).

Сретенская Духовная Семинария

Просмотрено (1113) раз

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Иоан. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Иоан. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе 1 . После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Иоан.12:1-2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Иоан.12:9-11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре 2 , где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии 3 , где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: "Лазарь четверодневный, друг Христов". Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

________________________________________________________________________

1 Иоан.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.

Лазарь был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11 :3, 5, 11).

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11 :17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12 :9-11), где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз – и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11 :1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, – тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35х17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру – большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера – гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь – друг Божий ». Рака – как стол, как бы ванна большая, каменная – 1,3х0,8х0,7 м. Храм – с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5-3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада – большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.

Очень странная эта земная жизнь среди людей, когда стремишься служить окружающим, а они ждут только чего-то яркого, феерического, ждут примитивных чудес: дай нам богатства, удовольствий; а вот тех их — накажи, унизь, а то и уничтожь.

Даже явление наивысшей земной — неземной славы должно происходить под покровом ночи только в присутствии трёх учеников-свидетелей на горе. Это помазание от Отца делает Царем Славы. Но чьим Царем? Где тот народ, который пожелает над собой иметь Преданного, Униженного, Избитого, Казненного?

Такого и сами Ученики Его не сразу принимают. Он им говорит о Своих страданиях, смерти, а они пытаются выпросить себе места славные у Его престола…

Слышать не слыша — это мы умеем. Слышим, но как умело все в свою пользу переворачиваем, перекручиваем! Священное Писание сегодня для многих уже не Церковь своими устами излагает. Враг человеческого рода его трактует. И мир склоняет свои уши к убаюкивающему шепоту лукавого.

Лазарь умер! — без обиняков сообщает Господь, говоря, что возвращается в Иерусалим. И Фома единый от двенадцати восклицает: Так пойдем же и мы с Ним и умрем!
Красивая решительность в лозунге прозвучала, но мы-то помним, что случилось все тогда иначе…

Дорога в Иерусалим лежит через Виффанию. Тогда уже Виффания положила в тайную глубину тления друга Христова- Лазаря. Смерть горем потрясла сестер Марфу и Марию. Она своей безысходностью кружила в доме неутешных свой танец торжества над всеми ныне живущими. Смерть оставалась единственной земной правдой, через которую невозможно было переступить. Ей не получится изменить.

Все человечество настолько верно ЕЙ, что и Соломон восклицает: любовь крепка как смерть! О, Соломон, вкусивший смерть, тебе еще не ведомо было, что Бог есть Любовь! Сам Жизнодавец идет, чтобы разрушить стереотип победы смерти. Идет переступить через нее, чтобы затем добровольно впасть в ее жадные объятия истощанием человеческой природы.

Из цветущей Галилеи, от величественной копны посреди Эздрелонской долины- Фавор, шествует кавалькада паломников в Иерусалим через безжизненные холмы Иудейской пустыни. И эта пустынность обдавала лицо путников жаром смертельной дани: все ТАМ будем!
Чего спешить к гробной пещере умершего? Что теперь там искать? — там тлен, там смрад, там торжество плодов Адамова падения.

Но Учитель шествует по, с детства знакомому, пути поклонников и за Ним его Ученики, видевшие множество различных чудес Господа. Видели.
А что это видение без ведания дает? В лучах народной славы, которой время от времени окружали Сына Человеческого, люди, они купались, получали усладу и надежду. Они гордились своим Учителем.

Помните как Лука и Клеопа в беседе по дороге в Эммаус горько упрекали Его: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.»?

Они надеялись, а Он их так горько разочаровал. Разочаровал, что позволил измываться над Собой. Они ведь, в этом видели Его слабость. Видели только измождение.
В их глазах Он должен был оставаться Чудотворцем, грозным Царем, карающим направо и налево и в Его сиянии они должны были быть выше всех…

Христиане, горе тем, кто и ныне в Христе ищет своей славы, своего земного благополучия, богатства! Господь –утешитель, но не устроитель земного удовольствия и покоя.
И Лазаря Он пришел извести из недр земли, из гноя, оторвать от снедения червей, не ради земного счастья: уже сразу по воскресению своему из мертвых, друг Христов вынужден был бежать на неведомый Кипр, спасая воскрешенную Господом жизнь.

У гробной пещеры в Виффании стоит Владыка жизни. Еще камнем завален узкий, низкий вход в место, где лежит разлагающееся тело. Он один знает, что намерен совершить. Но не делает это без Отца. Потому молится, призывая Творческую Силу от Отца- Духа, чтобы вспомнили все потом Его слова об общем Воскрешении из мертвых всех.

Как было это давно. И сегодня звучит словно сказка. Но как же радостно сердцу, которое верит . Потому что невозможно не верить Ему, Тому, Который сначала по-человечески восплакал над гробом, а потом воззвал: «Лазаре гряди вон!!!»

И ты сам, всей своей, связанной по рукам и ногам, душою выходишь с завязанными глазами наружу, из этой своей вони, из этого тленного разложения страстями. Выходишь, выползаешь, извиваешься по-змеиному, но идешь к Свету Жизни. Потому как Он позвал. И Лазарь (Елеазар) – это ты! Твоя душа.

Вместе с Раскольниковым, вместе с блудницей Соней Мармеладовой, стоишь пораженный до неизведанных глубин сердца над этой пропастью гроба безбожия, от куда был позван. И понимаешь жить со Христом – это творить новое! Это – Пасха! Сначала Крестная. В ней очищение. Но ведь по ней Пасха Света! Пасха радости!

Елиазар — в переводе — тому, кому помогает Бог. А кому не помогает? Всем помогает. Мы все — Лазари. Просто надо дать повод, возможность такую, чтобы Бог помогал. Нужен труд. Над собой, над душой. Трудящемуся поспешит помощь и не оставит в одиночестве гробной тьмы.

Дни памяти:

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Лазарь Четверодневный

Константин Икономос, преподаватель

Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος

рака с мощами св. праведного Лазаря в Ларнаке

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И РАЦИОНАЛИСТЫ: Лазарь вырос в Вифании и был братом Марфы и Марии. Он был другом Иисуса Христа () Ин. 11,5, 36; Мф. 21, 17; Мк. 11, 11) и был воскрешен из мертвых Господом. Воскресение Лазаря с самыми подробными деталями описано в 11 главе Евангелия Иоанном Богословом. Многие рационалисты смотрят на повествование об этом воскрешении просто как на некий «символ духовного восстановления грешника » и ничего более.

Однако эти взгляды противоречат некоторым деталям при описании этого события в Евангелии, которые собственно говоря не оставляют никакого сомнения в авторитетности и несомненности его слов. Так город Вифания (15 стадий от Иерусалима), время (четырехдневный умерший), страх зловония, описание гроба, гробных пелен, эмоциональная реакция Господа, наличие саддукеев (которые не верят в воскресение) , а также и врагов Господа, которые хотели убить самого Господа Иисуса, представляют собой живое доказательство того, что Иоанн Богослов говорит о реальном и потрясающем событии.

ЛАЗАРЬ НА КИПРЕ: Лазарь после своего воскресения, около 30-33 г. по Р. Х. покинул Вифанию и пришел в Ларнаку на о. Кипр. Здесь он встретил апостолов Павла и Варнаву, когда он шел из Саламина в Пафос, и его рукоположили во епископа Церкви, которую он же сам и основал. Тридцать лет было святому Лазарю после его воскрешения Господом в Вифании, сообща об этом свт. Епифаний Кипрский говорит: «В предании мы находим, что тридцати лет был тогда Лазарь, когда его воскресил (Господь) и еще другие тридцать лет он прожил после воскрешения а затем преставился ко Господу».
За тридцать лет своего пребывания святого на епископской кафедре в Китии сообщает и прп. Феодор Студит в своем «Катехизисе». Народное предание гласит о том, что святой Лазарь все тридцать лет, которые он прожил после своего воскрешения, был серьезен и не смеялся, вовсе не потому что не имел благодати Божией, потому что среди тех благ, которые он подавал верующим Всесвятым Духом пребывают «радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22), но потому что его глаза во время четырехдневного пребывания в аду узрели нескончаемое, вечное осуждение грешников. Также говориться, что он улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину которая украла глиняный сосуд и это событие прокомментировал так: «Глина крадет пилон», то есть земляной человек крадет что-то сделанное из земли, не ведая того, что «день Господень, как тать приидет»(I Фес. 5, 2). Западное предание о том, что Лазарь был активным миссионером в Провансе и стал епископом Марселя датируется 12 веком.

КОНЧИНА СВЯТОГО: После своей второй смерти, которая наступила 16 октября, согласно Кавсокаливийскому кодексу, святой Лазарь был погребен в мраморной гробнице, которая согласно Константинопольскому синаксарию имела надпись: Лазарь четверодневный и друг Христа». В Кавсокаливийском кодексе под 16 октября соответственно сообщается, что необходимо особ праздновать столь великого святого, поскольку он был воскрешен Господом (точно также как и вложение перст апостолом Фомы в ребра Христа), поскольку они не являются просто праздниками святых, но господскими праздниками. 16 октября связано также с памятью обретения его честных мощей, которое произошло в царствование императора Льва VI Мудрого, в 890 г. по Р. Х. Это событие празднуется 17 октября. Воскресение же Лазаря празднуется как «Лазарева Суббота». С необыкновенной ревностью и любовью управлял святой Кипрской Церковью плоть до конца своей земной жизни.

Тропарь: Общее воскресение прежде твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе яко победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка - туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.









Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.


В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.




Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

перевод «Православного Апологета»2013 год

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что несут в себе символы? Что несут в себе символы? Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга