Спряжение 5. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сколько можно получать "3" или, не дай Бог, "2" только из-за того, что вы до сих пор не поняли, как определить спряжение глаголов? В русском языке много таких "банановых шкурок", на которых легко поскользнуться. Тема "Спряжение глаголов" в русском языке - одна из самых сложных. Разберёмся же с ней раз и навсегда. В дебри науки мы лезть не будем, и много книг нам тоже не понадобится, но некоторые термины будут нужны.

Или неопределённая форма - это форма, которую принято считать начальной, исходной для всех остальных форм этого слова. Неопределённая она потому, что по ней нельзя узнать - ни кто производит действие, ни когда производит, ни сколько субъектов его производят, но она очень полезна для определения спряжения глаголов. "Что делать?", "что сделать?" - вопросы инфинитива.

Лицо глагола - указание на того, кто производит действие. Например, окончание -у (-ю) указывает на то, что действие произвожу я, то есть на 1 лицо. А вот окончание -ишь (-ешь) - на то, что действие производишь ты, то есть на 2 лицо.

Личные окончания - окончания глаголов во всех трёх лицах.

Эти маячки помогут разобраться с основными вопросами.

Заучивать это определение необязательно, важно понять следующее.

Как глаголы в русском языке распределяются по спряжениям? Основанием для такого распределения служит общность личных окончаний. Посмотрим на таблицу, чтобы в этом убедиться.

Система личных окончаний

I спряжение

II спряжение

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Теперь нетрудно сделать вывод: окончания с гласной - е в начале указывают на глагол I спр., а с гласной -и - на глагол II спр. Выбивается лишь 3 лицо множественного числа, но и тут запомнить легко: I спр -у/-ю -, II спр - а/-я.

Сделаем памятку, хорошенько посмотрим на неё и запомним.

I спр. - е, у/ю, II спр. - и, а/я

Теперь ответим на последний вопрос, самый главный.

Как определить спряжение глаголов в русском языке? Это очень легко сделать, если ударное. В этом случае достаточно воспроизвести внутренним зрением нашу памятку. А вот если оно безударное, возникают сложности с правописанием. Мы никогда не напишем "летем" вместо "летим", а "клеет" вместо "клеит" - запросто. Вот тут-то и пригодится следующий пошаговый алгоритм определения спряжения. Итак, у вас, например, такое задание - "ветер колыш..т ветки деревьев"

Шаг 1. Ставим глагол в инфинитив:

колыхать

Шаг 2. Смотрим на (это гласная перед -ть):

колыхать

Шаг 3. Спрашиваем себя: "Это гласная -и?"

Шаг 4. Отвечаем: "нет" или "да".

колыхать - не - и

Шаг 5. Если ответили "нет", то глагол I спр.

колыхать - I спр.

Если ответили "да", то глагол II спр.

Шаг 6. Выбираем окончание: I спр. - е, я, II спр. - и, а/я(см.памятку)

"Ветер колышет ветки деревьев"

Вот и всё: вы теперь знаете.

Но в русском языке ничто не обходится без подводных камней, в данном случае это глаголы-исключения. Это очень вредные глаголы, которые в инфинитиве (только в инфинитиве!) выглядят как глаголы I спр, а все личные окончания у них II спр. А 2 глагола - брить и стелить - наоборот, в инфинитиве притворяются глаголами II спр, а на самом деле - I спр. Их можно обезвредить, выучив стихотворение:

Видеть, слышать и обидеть,

Держать, гнать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, терпеть,

И зависеть, и вертеть

Брить, стелить.

В принципе, этой информации достаточно, чтобы смело поднимать руку на уроке.

Этим, конечно, спряжение в русском языке не исчерпывается.

Научить учащихся 5 класса определять спряжение глаголов через проблемную ситуацию. Способствовать формированию у детей орфографической зоркости, активизации познавательной деятельности через решение логических задач. Формировать умение сравнивать, анализировать, работатать в группе и самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Спряжение глаголов»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая:

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является; совершенный, несовершенный вид глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го спряжения.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимый урок, поэтому стараюсь привить эту любовь вам. Ребята, поделитесь своей улыбкой.с товарищем по парте Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол !)

Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. Ч тобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация знаний учащихся. Восстановите “слепой” текст с пропущенными словами.

1. Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1 )Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … …….. .

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

2. Работа со словарем.

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

Рассказать нам об этом может “ Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля : “ ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке ”.

III. Новый материал.

Проблемный вопрос урока : « Как определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола?»

  1. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

Ребята, что такое спряжение глагола?

А для чего нужно определять спряжение глагола?

А вы знаете, какие глаголы относятся к I спр?

А ко II спр?

Какое окончание пишется в безударном положение в ед. ч, и во

Мн. ч у глаголов I и II спр?

2.Работа с учебником (сопоставление ответов учащихся с теорией,

Данной в учебнике, работа с опознавательным признаком

Орфограммы параграф № 118, стр.121-122). Записываем правило в стихотворной форме для запоминания:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

IV. Этап первичного закрепления. Учитель читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием . Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или на мониторе),дети проверяют и ставят оценку себе сами, используя цветные кружочки

Нап ри мер: 1 .Ничего ты не получ…шь.Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м,какова у тебя сила,вид…шь, там сивая кобыла?

3.Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка: « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т,лошадь запряжет,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч.ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове гоняешь ,т.к начальная форма –гонять,а не гнать)

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

VI. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап применения изученного материала. Работа с учебником.
1. Работа по определению спряжения.
Выполним упр.674, стр. 123
Как определили спряжение? (по окончанию).

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

-у (-ю)

-ем (-ём )

-у (-ю)

-ешь (-ёшь )

-ете (-ёте )

-ет (-ёт)

-ут (-ют )

-ат (-ят)

Образцы 1-ого спряжения:

Образцы 2-ого спряжения:

говоришь

говорите

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола . Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями -ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями -ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-л. спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву: ко II спряжению относятся:

1) все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

2) 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать и слышать;

3) 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми . Приведем их парадигмы:

Ед. ч.

Мн. ч.

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Особоспрягаемыми (относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

Ед. ч

Мн. ч.

дам, создам, ем, надоем

дадим, создадим, едим, надоедим

дашь, создашь, ешь, надоешь

дадите, создадите, едите, надоедите

даст, создаст, ест, надоест

дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными .

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. наст. и буд. прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1. В каком варианте пишется Ь?

1) делает...ся

2) мне не нравит...ся

3) будет строит...ся

4) крапива жалит...ся

2.

1) не могу взят...ся

2) будет старат...ся

3) не хочу злит...ся

4) прут гнет...ся

3. В каком варианте пишется Ь?

1) болт закрепит...ся

2) больной лечит...ся

3) вопрос выяснит...ся

4) надо распорядит...ся

4. В каком варианте не пишется Ь?

1) Мечта может осуществит...ся.

2) Дождь должен прекратит...ся.

3) Он ни к кому не обратит...ся.

4) Ученик не может сосредоточит...ся.

5.

1) ты бор...шься

2) мы накол...м дров

3) лицо пыш...т здоровьем

4) мы высп...мся

6. В каком слове пишется буква Е?

1) белье полощ...тся

2) терп...шь боль

3) никого не обид...т

4) вы все предвид...те

7. В каком слове пишется буква И?

1) куст вян...т

2) все забуд...тся

3) увид...л друга

4) калачом не заман...шь

8. В каком слове пишется буква И?

1) тяжело дыш...т

2) проща...мся молча

3) стел...т постель

4) ничего не увид...ли

9. В каком слове пишется буква Ю?

1) они мел...т кофе

2) крупы порт...тся

3) они справ...тся

4) занятия оконч...тся

10. B каком слове пишется буква Я?

1) они распор...т швы

2) родители хлопоч...т

3) они ма...тся без дела

4) дети стро...т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?

1) ты скоро выздорове...шь

2) собака ла...т

3) ночь дыш...т прохладой

4) ветер ве...т

12. В каком варианте пишется А?

1) они ни на что не наде...тся

3) всей правды тебе не скаж...т

4) колыш...тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?

1) война многих осирот...ла

2) воздух нас опьян...л

3) повесел...л ребят

4) край обезлюд...л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?

1) поместье обедн...ло

2) я обессил...л от тяжкого труда

3) солдат обескров...л от раны

4) голод ослаб...л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1) завед...вать отделом

2) оправд...вать друга

3) исповед...вать христианство

4) завид...вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1) испыт...вать печаль

2) приз...вать к примирению

3) задум...ваться над своей судьбой

4) попроб...вать заглянуть в будущее

Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренировочных упражнений. Урок с традиционной методикой с применением разнообразных приёмов организации деятельности для организации познавательного интереса с использованием информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
  2. Развивающая цель : активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
  3. Воспитательная цель : создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический настрой).

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Нам пора начать урок.

Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м , целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м . Меркн (и,е)т день, а море злей и злей бурл ит . Волны стон ут и плач ут .

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?

Да.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.


Подписи к слайдам:

Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок - Нам пора начать урок.

Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ (и,е)т ветер. На палубу не выход (и,е)м, целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м. Меркн (и,е)т день, а море бурл ит всё злей и злей. Ваш Незнайка.

Спряжение глаголов. Спряжение глаголов.

Чита ю чита ешь чита ет чита ем чита ете чита ют нес у нес ёшь нес ёт нес ём нес ёте нес ут ворч у ворч ишь ворч ит ворч им ворч ите ворч ат свеч у свет ишь свет ит свет им свет ите свет ят

Глаголы I спряжения имеют окончания - у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) , -ем (-ём) , -ете (-ёте) , ут (-ют) . Ид ёт, ид ут - 1спряжение

Глаголы II спряжения имеют окончания - у (-ю) , -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Лет ит, лет ят - II спряжение

I спряжение II спряжение Пишем – Чертим – рисуем – чиним – полем – маним – пляшем – просим Напиши неопределённую форму данных глаголов

I спряжение II спряжение Пишем – писать Чертим – черт ить рисуем – рисовать чиним – чин ить колем – колоть маним – ман ить пляшем – плясать просим - прос ить Проверь себя

Запомни! Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.

Платить ужинать сеять ловить играть спешить рыть учить

Сегодня с рассвета Бесну.. тся море, Вороча.. т камни, Встаёт на дыбы. И пен.. тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош.. т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос.. тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. Шторм Вставь пропущенные буквы

Шторм Сегодня с рассвета Бесну ет ся море, Вороча ет камни, Встаёт на дыбы. И пен ят ся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош ит И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос ят ся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол.

«Четвёртое лишнее» Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т Ла..т, се..т, чита..т, кле..т Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся

«Четвёртое лишнее» Смотр и т, дыш и т, тревож и тся, та е т Ла е т, се е т, чита е т, кле и т Вид и т, пиш е т, завис и т, держ и тся

Творческое задание Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «В море». Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ ет (I спр.) ветер. На палубу не выход им (II спр.) , целый день сидим в каюте, скуча ем (I спр.) . Меркн ет (I спр.) , день, а море злей и злей бурлит. Ваш Незнайка.

Прозвенел звонок, Закончился урок! ! -До свидания! -До следующего путешествия


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что несут в себе символы? Что несут в себе символы? Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга