Подключение стиральной машины самостоятельно. Как подключить стиральную машину к водопроводу, канализации и электросети

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перед покупкой стиральной машины многие задаются вопросом, как правильно ее подключить к коммуникациям. Есть два варианта развития событий: вызвать профессионального мастера или выполнить всю работу своими руками. Самостоятельная установка – ответственное дело, вам потребуется соблюсти все тонкости, правильно подсоединить наливной шланг с водопроводом, а слив вывести в канализацию. Немаловажно выбрать место для установки и правильно провести электропитание для прибора. Не запутаться во всех этапах монтажа вам поможет инструкция и полезные советы.

Выбор места для установки

В стандартной квартире есть несколько мест, где можно расположить стиральную машину – ванна, туалет или кухня. В туалете обычно размещают узкие приборы с горизонтальной загрузкой белья. В исключительных случаях машинку устанавливают в коридоре или кладовой, если позволяют возможности.

Стиральную машинку нужно устанавливать строго по уровню пола

Главное условие выбора места для стиральной машинки – это идеально ровная поверхность пола.

Совет. Лучше всего определить машинку на пол из бетона. Таким образом, можно снизить вибрации во время работы. А выкручивающиеся ножки помогут обеспечить правильное положение прибора.

Распаковка машинки

Производители заботятся о транспортировке своего товара очень тщательно. Стиральная машина аккуратно упаковывается. Делают это для того, чтобы исключить поломки в процессе транспортировки.

Внимание! Перед установкой изучите инструкцию и выполните все необходимые действия.

Машину нужно освободить от заводской упаковки и удалить транспортировочные болты, которые фиксируют бак прибора. Они легко выкручиваются, а вместо них крепятся заглушки.

Внимание! Эксплуатировать стиральную машину с транспортировочными болтами нельзя, это может привести к поломке. Гарантия на такую неполадку не распространяется.

Необходимые инструменты

Подключение стиральной машинки потребует от вас не только изучения инструкции или собственных знаний, но и наличия некоторых инструментов. Итак, подготовьте:

  • разводной и газовый ключ;
  • шаровой кран;
  • фитинг, тройник или обжимная муфта (в зависимости от вида труб);
  • переходник резьбовой;
  • отвод – по необходимости;
  • гибкий шланг.

Инструменты для установки стиральной машины

Подключение прибора к водопроводной системе

Подключить машинку к водопроводу можно несколькими способами:

  1. Подключение без применения водопровода. Этот вариант больше подходит для применения на даче. Ведь загородная жизнь тоже должна проходить с комфортом. А отсутствие водопровода не должно стать причиной отказа от благ цивилизации. Итак, вам понадобится большой бак, который необходимо установить на высоте не менее 3 м. Шланг от машинки подсоединить к нему. Таким образом, будет создаваться необходимое давление. Если вы не желаете проводить высотные работы с баком, то можно приобрести насосную станцию, но этот способ будет очень дорогостоящим.

    Подключение стиральной машины через бак

  2. Подключение посредством тройника. Несложный способ подключения. Для этого используют гибкий шланг. Его подсоединяют к водопроводному крану или подводу унитазного бачка. Подсоединяемый шланг должен иметь достаточную длину, а для его соединения нужно использовать тройник. Перед каждой стиркой шланг крана придется отвинчивать. Это не совсем удобно и этот способ можно использовать как временный вариант. Подключение стиральной машинки к водопроводному подводу унитазного бачка – неплохая идея, но только лишь в том случае, если они расположены рядом.

    Подключение посредством тройника

  3. Подключение через металлопластиковые трубы посредством фитинга. Отличный способ для обладателей . В холодной трубе вырезают часть, а в проем врезают фитинг (соединительный тройник), к которому фиксируют шаровой кран. Соединительные участки нужно уплотнить резиновыми манжетками.

    Подключение через металлопластиковые трубы

  4. Подключение посредством обжимной муфты. Для этого способа вам понадобится гибкий шланг ¾ дм. Его нужно подсоединить к машинке и специальному крану, который врезается в водопровод посредством обжимной муфты. Это делают только в том случае, если труба является металлической. Муфта включает в себя несколько половинок, которые надевают на трубу и затягивают болтами. А также в нее входит резьбовой отвод, на который надевается кран (предпочтительнее всего шаровой). Для поступления воды в трубе делают отверстие через муфту.

    Подключение посредством обжимной муфты

Особенности монтажа машинки к системе канализации

Когда работы по подключению стиральной машины к водопроводным коммуникациям завершены, пора задуматься, куда будет уходить грязная отработанная вода. Прибор необходимо подключить к канализационной системе. Это можно осуществить несколькими способами.

  • Слив воды в ванну или раковину. Очень простой вариант, но, пожалуй, не самый надежный. Некоторые производители учитывают в комплектации стиральной машины шланг-«крюк», который фиксируется на стенке ванны или раковины. Преимущество его в том, что не нужно утруждать себя монтажом машинки к канализации. Но недостатков гораздо больше. Грязная вода будет пачкать эмаль ванны, особенно акриловой. А небольшой засор в раковине во время слива машинки может стать причиной затопления соседей. Нередко из-за вибраций во время слива воды «крюк» падает на пол, что тоже может стать причиной серьезного потопа.

Слив воды в ванну или раковину

  • Подсоединение через сифон. Чтобы слив из машинки был стационарным, вам нужно будет приобрести . Он имеет отвод для стиральных аппаратов, который должен располагаться над коленом сифона. Иначе произойдет засасывание грязной воды в стиральный прибор. В результате чего в приборе может появиться нежелательный посторонний запах.
  • Подключение к трубе канализации. Это способ подключения стиральной машины прямо к канализационной трубе. Она должна иметь толщину 4 или 5 см. Для этого используют уплотнитель и сливной S-образный шланг. Шланг вводят в трубу, чтобы он не соприкасался со сточными водами. Верхнюю часть шланга располагают на высоте 55 см от пола.

Подключение к трубе канализации

Электросеть для стиральной машины

Работы по подключению машины, казалось бы, завершены, но осталась одна важная деталь – электропитание.

Совет. Эксплуатируйте желательно трехпроводную розетку. Обезопасьте себя и заземлите щит распределения.

Если вам понадобится удлинитель, применяйте исключительно тот, у которого имеется заземление.

Схема подключения стиральной машины

Неплохим вариантом станет подключение прибора отдельным проводом от электросчетчика. На нем установлена автоматическая защита. Если такой провод не был проведен, то можно использовать портативное УЗО.

Подключение стиральной машины к коммуникациям – несложное дело, но требующее внимания. Безусловно, его лучше предоставить профессионалам, которые позаботятся обо всех моментах, чтобы в дальнейшем обезопасить эксплуатацию прибора. Самостоятельная установка связана со многими рисками, но если вы к ним готовы, то принимайтесь за работу.

Установка и подключение стиральной машины: видео

Как подключить стиральную машину: фото







7

Итак, вы купили стиральную машину, и собираетесь подключить ее самостоятельно. Решение похвальное – вы сэкономите на услугах мастера, но нужно представлять себе последовательность действий по установке стиральной машины.

Основные условия для обеспечения нормальной работы агрегата – это демонтаж транспортировочных элементов, правильное подключение стиральной машины своими руками к сети, водопроводу и канализации, и правильная установка на полу.

Первое, что нужно сделать, чтобы самостоятельно установить стиральную машину – снять весь транспортировочный крепеж.

Они нужны только для перевозки-переноски машины, а в стационарной работе будут не только мешать, но и вредить.

Чаще всего эти загадочные элементы выглядят как болты, бруски и стальные скобы.

Если вы подключите машину с установленными транспортировочными деталями, то через некоторое время (1-6 месяцев) она просто сломается.

Все снятые транспортные элементы постарайтесь сохранить на случай возможной транспортировки машинки в другое место.

По крайней мере, бак точно нужно будет закрепить болтами.

Подробно и с картинками демонтаж транспортировочных деталей описан в инструкции по эксплуатации.

Место для установки

Если машинка будет устанавливаться на кухне, или в комнате (не в ванной), то под ней должен быть железобетонный пол. Устанавливать стиральную машину на деревянный пол, линолеум или ламинат не рекомендуется – машинка будет постоянно вибрировать – и при стирке, и при отжиме.

В любом случае у вас под деревянным настилом есть ж/б плиты перекрытия пб , поэтому нужно снять деревянный пол и залить бетонным раствором место под машинку до уровня старого пола.

Впоследствии вы сможете отрегулировать плотность прилегания ножек машинки ко всем четырем точкам на полу – для этого ножки снабжаются резьбой.

Если пол под машинкой идеально ровный (проверьте уровнем), то вкручиваете ножки до конца – чем короче высота ножек, тем меньше условий для вибрации.

Если машинка будет устанавливаться в ванной комнате, то там пол уже бетонный, и вам ничего делать не нужно. Единственное препятствие – кафельная плитка на полу. По ней машинка может скользить при работе, поэтому нужно под нее просто подложить резиновый коврик.

Если этого не сделать, то через время вы увидите, что кафель под машинкой начнет трескаться и разбиваться на мелкие кусочки.

Установка

Как подключить стиральную машину к коммуникациям?

Нужно, прежде всего, подключить стиральную машину к холодному водопроводу, и проложить трубопровод для слива грязной воды.

Большинство существующих моделей имеют ограниченную максимальную и минимальную высоту выпускного патрубка.

Поэтому, чтобы подсоединить машину к канализационной системе, нужно устанавливать еще один сифон.

Также слив можно организовать и проще – просто закрепить конец сливного шланга на краю раковины или ванной. Крепление идет в комплекте.

Но белее безопасно стационарное подключение сливного шланга к системе канализации.

Имейте в виду – максимальная длина сливного шланга указана в инструкции и рассчитана на тот насос, который установлен в машине, поэтому наращивать его не рекомендуется.

Соединяется сливной шланг с канализацией через специальный сифон, который препятствует проникновению неприятного запаха застоявшейся воды из машинки и канализации в квартиру. Или же можно согнуть конец шланга таким образом, чтобы образовалась водяная пробка.

В некоторых инструкциях рекомендуется делать неплотное соединение в месте слива. Для чего это делается? Чтобы избежать засасывания воды из стиральной машины в систему канализации и предотвратить зависание программы, выполняемой машинкой.

Если вы будете делать неплотное соединение, то место воздушного зазора должно быть на несколько сантиметров выше, чем возможный подъем воды в ванной при засоре канализации.

Как отрегулировать положение

Установить стиральную машину самому достаточно просто. Однако очень часто пол в ванной комнате выполняется с наклоном, поэтому стиральную машину необходимо выровнять при помощи ножек, которые имеют резьбу и вкручиваются.

Желательно, чтобы высота ножек после регулировки была минимальной. Регулируется горизонтальное положение просто – покачайте машинку по диагонали, и вкрутите соответствующую ножку до устойчивого положения корпуса машинки. Нужно вращать ножку в нужном направлении, чтобы добиться устойчивого положения машинки на полу.

Есть также стиральные машины, которые можно устанавливать в кухонную мебель. Стиральную машину, не предназначенную для встраивания в мебель, нельзя устанавливать внутри нее, так как малейшая вибрация при работе приведет мебель в негодность.

Как подключить к водопроводу

Стационарно машинка подключается специальным гибким шлангом диаметром ¾ дюйма.

После стирки воду желательно перекрывать, поэтому вам нужно будет смонтировать дополнительный вентиль на холодном водопроводе.

Он нужен для защиты машинки от крупного мусора, который может быть в воде.

Часто такие включения появляются после ремонтных или профилактических работ водопровода. Это могут быть куски ржавчины, песок, грязь, и т.д. Периодически фильтр нужно чистить. Промышленность выпускает краны для отвода от тройников и муфт, и для отвода и подключения к бачкам унитазов и смесителям, установленным на стене.

Поэтому, в зависимости от расположения стиральной машинки, всегда можно выбрать соответствующую запорную арматуру. Такими кранами можно красиво подключить и смесители в новом скрытом водопроводе.

Для подключения сливного шланга к ванне понадобится шланг подлиннее, чем имеющийся. Это не очень удобное подключение, так как перед каждой стиркой нужно будет снимать гусак на шланге и наращивать шланг другим отрезком.

Преимущества такого способа слива воды – ваша стиральная машина никогда не протечет при простое, потому что наливной шланг не подключен.

Многие модели машин-автоматов оснащаются системой Аква-Стоп. Это наливной шланг, оборудованный на конце специальными электромагнитными клапанами. Подключается такой блок к сети 220 Вольт. И провода, и шланг находятся в гибком защитном кожухе.

Если стиральная машина не работает, то этот электромагнитный клапан подачу воды перекрывает, и вода не может поступать в машинку.

Чтобы машина работала правильно и долго, необходимо соблюдать горизонтальное расположение верхней крышки. Допускается горизонтальное отклонение не больше 2°, которое можно проверить обычным уровнем.

Также для некоторых помещений предусматривается жесткое крепление ножек к полу, например, на неустойчивом деревянном полу, на скользком и наклонном полу, и т.д. Для такого монтажа некоторые модели имеют специальные крепления – скобы для передних ножек.

Подключение к электрической сети

Техника безопасности при работе со стиральной машиной – непременное условие.

Как подключить стиральную машину к электричеству?

Для соблюдения правил ТБ необходимо подключать машину от распределительного щита с нулевым или заземляющим проводом сечением 3 мм.

Розетка тоже должна быть рассчитана на три провода.

Уделите внимание следующему моменту – заземление должно быть отдельным, его нельзя подключать к радиаторам отопления, к водопроводу или газоснабжению.

Если рядом с машинкой есть другие мощные потребители (посудомоечная машина, электрическая плита или кондиционер), то можно подключиться к ним.

В противном случае единственный безопасный выход – укладка трехпроводного мощного кабеля.

Такие работы нужно проводить, имея соответствующую подготовку. Поэтому лучше воспользоваться услугами специалистов. Они проблему подключения и подвода кабеля решат комплексно и по всем правилам ТБ.

Как альтернативный вариант, можно использовать двухпроводное подключение с использованием переносного УЗО, которое управляется дифференциальным током. Для этого рядом со счетчиком на отдельном распределительном щите устанавливается автомат и УЗО (устройство автоматического отключения).

Переносные устройства защитного отключения (УЗО)

УЗО предназначено для отключения напряжения сети, если вы прикоснетесь к токоведущим частям или к металлической части неисправной стиральной машины.

Установка переносных УЗО также преследует цель защитить помещение от возможного возгорания машинки с поврежденной электрической изоляцией.

Что вы выигрываете установке УЗО:

  1. Подключение может быть проведено самостоятельно, без вызова специалиста.
  2. Работа в широком температурном диапазоне.
  3. Диапазон рабочих напряжений – от 115 до 265 V.
  4. Установлен индикатор напряжения.
  5. Небольшие габариты и вес устройства позволяют монтировать его в любом удобном месте и в любом положении.
  6. Защита подключенного устройства при обрыве заземляющего провода, защита от импульсных и грозовых перегрузок.
  7. Универсальное использование УЗО – устройство может работать с любыми электроприборами мощностью до 3 кВт.

Технические характеристики переносных УЗО

Это общий список работ и устройств, необходимых для правильного подключения стиральной машины. Если соблюдать правильность их выполнения, то вам не придется изучать информацию о ремонте стиральных машин.

Нет смысла рисковать новой дорогостоящей машинкой просто потому, что у вас не было желания ознакомиться с инструкцией или обучающей информацией.

Стиральная машина – хороший помощник в хозяйстве.

Стоит она немало.

Чтобы сэкономить, можно попробовать установить и подключить ее своими руками.

Для этого требуется:

  • найти подходящее место;
  • подключить к сети;
  • подвести воду;
  • присоединить к канализации.

Машину-автомат устанавливают так, чтобы было поменьше проводов и труб. Когда их много, они выглядят некрасиво. О них легко споткнуться и получить травму или повредить их самих. Это значит, что рядом с машинкой должны находиться водопроводные, канализационные трубы и розетка.

Обычно стиральный автомат ставят в ванной, на кухне или в коридоре. При выборе места следует учесть шум, производимый машинкой, и то, что она может подпрыгивать и сдвигаться во время отжима.

Подсоединение к электросети

Подключиться к электросети можно через розетку. Чем она ближе к стиральному автомату, тем лучше.

Для современной техники нужна евророзетка с заземлением.

Лучше выбрать специальную розетку с крышечкой, защищающей от влаги.

Стоит отметить: если вы хотите установить машинку под раковину, то нужно выбрать раковину, у которой сифон находится не по центру, а сзади.

Если дом старый, проверьте, чтобы ее мощность соответствовала мощности машинки, указанной в инструкции (2000 Ватт или больше).

Если не соответствует, можно проложить в стенке провод до счетчика и установить отдельный автомат на 16 Ампер.

Этот провод должен состоять из трех жил. Подключение стирального автомата через удлинитель очень нежелательно. В инструкциях к некоторым моделям это прямо запрещается.

Совет специалиста: чтобы не было поражения током, можно постелить резиновый коврик под машину и рядом с ней, заодно он уменьшит вибрацию во время отжима.

К водопроводу

Выберите место подключения. Это может быть:

  • место соединения трубы с гибким шлангом, ведущим к смесителю;
  • место соединения со шлангом, ведущим к бачку унитаза;
  • любое место на металлопластиковой трубе;
  • смеситель.

В первом и втором случаях нужно снять гибкий шланг, в третьем – разрезать трубу в выбранном месте. В последнем – смеситель снимают с трубы, подводящей холодную воду из водопровода.

Дальше все делается одинаково. Устанавливается тройник с краном. Два отверстия используются для труб и смесителя, которые уже были тут до подключения. Третье отверстие предназначено для шланга машинки, подающего воду.

На резьбе любого соединения делается три-четыре витка фум-ленты (это тоненькая ленточка белого цвета, которая продается в любом магазине сантехники специально для водопроводных работ).

Накручивание на такую резьбу идет туже, зато с соединения не будет капать вода.

Все соединения с резьбой нужно затянуть как можно туже гаечным или разводным ключом (тот же гаечный ключ, только его «челюсти» можно свести-развести для разных диаметров).

Замечание мастера: все краны и соединения продаются с необходимыми прокладками и кольцами. Следите, чтобы они не соскочили и не потерялись.

Без водопровода

Как быть, если нет водопровода:

  1. Носить воду и заливать ее в машинку вручную. (О том, как подключить стиральную машину, если нет водопровода, и как подобрать стиральную машинку для сельской местности, Вы можете прочитать ).
  2. Поставить бак для воды на высоте 2-3 метра и подключить его к машине-автомату. За счет большой высоты вода поступает в машину под достаточным напором.
  3. Сделать самодельную насосную станцию.
  4. Купить заводской вариант .

Ниже представлено подробное описание установки насосной станции своего производства:

К канализации

В автомате есть сливной шланг. Сзади, в верхней части машины имеется скобка для его закрепления.

Если шланг не поднять таким образом, то вода будет выливаться сразу же после поступления в машинку.

Свободный конец шланга можно опустить в унитаз, ванну или раковину. Это не самый лучший вариант, потому что это неудобно и конец может соскочить. Тогда вода зальет пол, а может попадет и к соседям снизу.

Под раковиной имеется сифон. Старый сифон снять и поставить специальный сифон с дополнительным отверстием для шланга.

В это отверстие вставляется сливной шланг и надежно закрепляется. Это более удобно и безопасно.

  1. Следите за тем, чтобы сливной шланг не перегибался. Это затрудняет выход воды. Поскольку вода грязная, в месте перегиба может скапливаться мусор и грязь.
  2. Шланг нельзя натягивать. Он должен образовывать изгиб радиусом от 50 до 85 см.

Выравнивание

Для нормальной работы машина-автомат должна стоять вертикально, без какого-либо наклона.

Для этого ее выставляют по уровню (строительный уровень похож на линейку с пузырьком жидкости).

Его ставят на крышку машины параллельно одной из его сторон (спереди, сзади, справа, слева).

Теперь нужно регулировать высоту ножек, пока пузырек жидкости не окажется по центру. Высота ножки увеличивается, когда на ней раскручивают гайку, и уменьшается, когда эту гайку закручивают.

Если нет строительного уровня, на крышку машины ставят стакан с водой.

Можно эту воду подкрасить, чтоб было виднее.

Если машина стоит ровно, то вода находится на одинаковом расстоянии от ободка стакана.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем этим этапам установки стиральной машины, то избежите проблем с протеканием соединений, замыканием и затоплением и сможете долго радоваться своей покупке.

Предлагаем Вашему вниманию видео о том, как установить стиральную машину самостоятельно:

Если у вас остался двигатель от старой стиральной машинки, то его не стоит выбрасывать. Этот электрический прибор еще послужит вам не один год. Главное, найти ему применение. К примеру, из него можно сделать неплохую точильную установку для заточки ножей, ножниц и топоров. Однако очень важным в этом деле является вопрос, как подключать двигатель стиральной машины к сети напряжением 220 вольт?

Необходимо сразу же отметить, что этот движок имеет несколько чисто конструкционных особенностей, которые дают возможность обойтись без дополнительных электрических схем и деталей. К примеру, нет необходимости в установке пусковой обмотки и пускового конденсатора.

Здесь важно правильно подсоединить провода, которые отличаются друг от друга цветом:

  • Два белых провода. Они установлены лишь для того, чтобы измерять обороты движка. Их использовать для подключения не надо.
  • Красный провод. Он соединяется с первой обмоткой статора.
  • Коричневый идет на вторую обмотку.
  • Зеленый провод и серый подключаются к щеткам электродвигателя.

Схема подключения двигателя стиральной машины

Итак, будут задействованы четыре провода. Что и к чему подключать?

Подключение нового двигателя

Вот так производится подключение двигателя стиральной машины нового образца. Но есть еще и очень старые электродвигатели. Их схема подключения отличается от вышеописанной:

Подключение двигателя старого образца

Вот два способа, как можно подключить двигатель от стиральной машины.

Небольшое предисловие.


Почему я об этом говорю?



Теперь к делу!

активатора использовался двигатель 180 Вт, 1350 - 1420 об/мин .

4 раздельных вывода пуско-защитное

Фото 1 Пусковая кнопка.

получить возможность реверса

в средине корпуса

Фото 2 Три вывода обмотки.

Второй тип центрифуги

конденсатор.

только 3 провода.

Часто у таких двигателей обмотки одинаковы

Но они довольно редки, мне такие двигатели на стиральных машинах не попадались.

Это можно определить как замером сопротивления обмоток, так и визуально - пусковая обмотка имеет провод меньшего сечения и ее сопротивление - выше ,

Она может перегореть ,


должна быть отключена

Но если перепутать двигатель также запустится

Но в этом случае он также будет гудеть, греться



замыкание на корпус

не должна гореть.

греться крышки горячим будет корпус (магнитопровод).

рабочей и на пусковой обмотке.


Подключив питание к рабочей обмотке , нужно коснуться третьим проводом поочередно коснуться одного и другого вывода двигателя.

Лучшим вариантом конечно будет определить тип (марку) двигателя и параметры его обмоток и найти в интернете схему подключения.

Пишите комменты. Задавайте вопросы, и подписывайтесь на обновление блога:).

Стиральные машины, как и любой другой вид техники со временем устаревают и выходят из строя. Мы, конечно же, можем куда-нибудь деть старую стиральную машину, или же разобрать на запчасти. Если вы пошли по последнему пути, то у вас мог остаться двигатель от стиральной машины, который может сослужить вам добрую службу.

Мотор от старой стиральной машины можно приспособить в гараже и соорудить из него электрический наждак . Для этого нужно на вал двигателя будет прикрепить наждачный камень, который будет вращаться. А вы сможете точить об него разные предметы, начиная с ножей, заканчивая топорами и лопатами. Согласитесь, вещь довольно нужная в хозяйстве. Также из двигателя можно соорудить другие устройства, которые требуют вращения, например, промышленный миксер или еще что.

Напишите в комментариях, что вы решили сделать из старого двигателя для стиральной машины, думаем многим будет это очень интересно и полезно прочитать.

Если вы придумали, что сделать со старым мотором, то первый вопрос, который вас может тревожить, это как подключить электродвигатель от стиральной машины в сеть 220 в. И как раз на этот вопрос мы вам и поможем найти ответ в этой инструкции.

Перед тем как приступить непосредственно к подключению мотора, нужно сначала ознакомиться с электрической схемой, на которой будет все понятно.

Подключение двигателя от стиральной машины к сети 220 Вольт не должно занять у вас много времени. Для начала посмотрите на провода, которые идут от двигателя, сначала может показаться, что их достаточно много, но на самом деле, если посмотреть на вышеприведенную схему, то далеко не все нам нужны. Конкретно нас интересуют провода только ротора и статора.

Разбираемся с проводами

Если посмотреть на колодку с проводами спереди, то обычно первые два левых провода - это провода таходатчика, через них регулируются обороты двигателя стиральной машины. Они нам не нужны. На изображении они белые и перечеркнуты оранжевым крестом.

Дальше идет провода статора красный и коричневый. Мы их пометили красными стрелочками чтобы было более понятно. Следующие за ними идут два провода на щетки ротора – серый и зеленый, которые помечены синими стрелками. Все провода, на которые указаны стрелки нам понадобятся для подключения.

Для подключения мотора от стиральной машины к сети 220 В нам не потребуется пускового конденсатора, а также сам двигатель не нуждается в пусковой обмотке.

В разных моделях стиральных машин провода будут отличаться по цветам, но принцип подключения остается тот же. Вам просто нужно найти необходимые провода прозвонив их мультиметром.

Для этого переключите мультиметр на измерение сопротивления. Одним щупом касайтесь первого провода, а вторым ищите его пару.

У работающего тахогенератора в спокойном состоянии обычно сопротивление составляет 70 Ом. Эти провода вы найдете сразу и уберете их в сторону.

Остальные провода просто прозванивайте и находите им пары.

Подключаем двигатель от стиральной машины автомат

После того как мы нашли нужные нам провода осталось их соединить. Для этого делаем следующее.

Согласно схеме нужно соединить один конец обмотки статора со щеткой ротора. Для этого удобнее всего сделать перемычку и заизолировать ее.



На изображении перемычка выделена зеленым цветом.

После этого у нас остаются два провода: один конец обмотки ротора и провод, идущий на щетку. Они-то нам и нужны. Эти два конца и соединяем с сетью 220 в.

Как только вы подадите напряжение на эти провода, мотор сразу же начнет вращение. Двигатели стиральных машин довольно мощные, поэтому будьте внимательны, чтобы не возникло травм. Лучше всего мотор предварительно закрепить на ровной поверхности.

Если вы хотите сменить вращение двигателя в другую сторону, то нужно просто перекинуть перемычку на другие контакты, поменять провода щеток ротора местами. Посмотрите на схеме, как это выглядит.



Если вы все сделали правильно, то мотор начнет вращаться. Если же этого не случилось, то проверьте двигатель на работоспособность и уже после этого делайте выводы.
Подключить мотор современной стиральной машинки достаточно просто, что не скажешь о старых машинках. Здесь схема немного другая.

Подключение мотора старой стиральной машины

Подключение двигателя старой стиралки немного сложнее и потребует от вас найти нужные обмотки самим с помощью мультиметра. Для того, чтобы найти провода, прозвоните обмотки двигателя и найдите пару.



Для этого переключите мультиметр на измерение сопротивления, одним концом коснитесь первого провода, а вторым по очереди найдите его пару. Запишите или запомните сопротивление обмотки - нам это понадобится.

Дальше аналогично отыщите вторую пару проводов и зафиксируйте сопротивление. У нас получилось две обмотки с разным сопротивлением. Теперь нужно определить какая из них рабочая, а какая пусковая. Тут все просто, у рабочей обмотки сопротивление должно быть меньше чем у пусковой.

Для запуска двигателя подобного плана вам понадобится кнопка или пусковое реле. Кнопка нужна с не фиксируемым контактом и подойдет, допустим, кнопка от дверного звонка.

Теперь подключаем двигатель и кнопку по схеме: Но обмотку возбуждения (ОВ) напрямую подается 220 В. На пусковую же обмотку (ПО) нужно подать это же напряжение, только для запуска двигателя на короткий срок, и отключить ее - для этого и нужна кнопка (SB).

ОВ соединяем напрямую с сетью 220В, а ПО соединим с сетью 220 В через кнопку SB.

  • ПО – пусковая обмотка. Предназначается только для запуска двигателя и задействована в самом начале, пока двигатель не начнет вращаться.
  • ОВ – обмотка возбуждения. Это рабочая обмотка, которая постоянно находится в работе, она и вращает двигатель все время.
  • SB – кнопка с помощью которой подается напряжение на пусковую обмотку и после запуска мотора отключает ее.

После того, как вы произвели все подключение, достаточно запустить двигатель от стиральной машины. Для этого нажмите на кнопку SB и, как только двигатель начнет вращаться, отпустите ее.

Для того чтобы сделать реверс (вращения двигателя в противоположную сторону), вам нужно поменять местами контакты обмотки ПО. Тем самым мотор начнет вращение в другую сторону.

Все, теперь мотор от старой стиралки может сослужить вам в качестве нового устройства.

Перед запуском двигателя обязательно закрепите его на ровной поверхности, т. к. обороты вращения его достаточно большие.

1. Применение коллекторных двигателей в стиральных машинах

Коллекторные двигатели получили широкое применение не только в электроинструменте (дрели, шуруповёрты, болгарки и т.д), мелких бытовых приборах (миксеры, блендеры, соковыжималки и т.п), но и в стиральных машинах в качестве двигателя привода барабана. Коллекторными двигателями оснащено большинство (примерно 85%) всех бытовых стиральных машин. Эти двигатели применялись уже во многих стиральных машинах ещё с середины 90-х годов и со временем полностью вытеснили однофазные конденсаторные асинхронные двигатели .

Коллекторные моторы более компактные, мощные и простые в управлении. Этим и объясняется их столь массовое применение. В стиральных машинах применяются коллекторные двигатели таких марок производителей как: INDESCO, WELLING, C.E.S.E.T., SELNI, SOLE, FHP, ACC . Внешне они немного отличаются друг от друга, могут иметь разную мощность, тип крепления, но принцип работы их совершенно одинаковый.

2. Устройство коллекторного двигателя для стиральной машины


1. Статор
2. Коллектор ротора
3. Щётка (применяются всегда две щётки,
вторую на рисунке не видно)
4. Магнитный ротор тахогенератора
5. Катушка (обмотка) тахогенератора
6. Стопорная крышка тахогенератора
7. Клеммная колодка двигателя
8. Шкив
9. Алюминиевый корпус

Рис.2

Коллекторный двигатель - это однофазный двигатель с последовательным возбуждением обмоток, предназначенный для работы от сети переменного или постоянного тока. Поэтому его называют ещё универсальный коллекторный двигатель (УКД).

Большинство коллекторных двигателей применяемых в стиральных машинах имеют конструкцию и внешний вид представленный на (рис.2)
Данный двигатель имеет ряд таких основных частей как: статор (с обмоткой возбуждения), ротор, щетка (скользящий контакт, всегда применяются две щётки), тахогенератор (магнитный ротор которого крепится к торцевой части вала ротора, а катушка тахогенератора фиксируется стопорной крышкой или кольцом). Все составные части скрепляются в единую конструкцию двумя алюминиевыми крышками, которые образуют корпус двигателя. На клеммную колодку выводятся контакты обмоток статора, щёток, тахогенератора необходимые для подключения к электрической схеме. На вал ротора запрессован шкив, через который посредством ременной передачи приводится в движение барабан стиральной машины.

Чтобы в дальнейшем лучше понять как работает коллекторный двигатель, давайте рассмотрим устройство каждого из его основных узлов.

2.1 Ротор (якорь)


Рис.3
Ротор (якорь) - вращающаяся (подвижная) часть двигателя (Рис.3) . На стальной вал устанавливается сердечник, который для уменьшения вихревых токов изготавливают из наборных пластин электротехнической стали . В пазы сердечника укладываются одинаковые ветви обмотки, выводы которых прикреплены к контактным медным пластинам (ламелям), образующие коллектор ротора. На коллекторе ротора в среднем может быть 36 ламелей располагающихся на изоляторе и разделённые между собой зазором.
Для обеспечения скольжения ротора, на его вал запрессовываются подшипники, опорами которых служат крышки корпуса двигателя. Так же, на вал ротора запрессован шкив с проточенными канавками для ремня, а на противоположной торцевой стороне вала есть отверстие с резьбой в которое прикручивается магнитный ротор тахогенератора.

2.2 Статор

Статор - неподвижная часть двигателя (Рис.4) . Для уменьшения вихревых токов, сердечник статора выполнен из наборных пластин электротехнической стали образующих каркас, на котором уложены две равные секции обмотки соединённые последовательно. У статора почти всегда есть только два вывода обеих секций обмотки. Но в некоторых двигателях применяется так называемое секционирование обмотки статора и дополнительно имеется третий вывод между секциями. Обычно это делается из-за того, что при работе двигателя на постоянном токе , индуктивное сопротивление обмоток оказывает меньшее сопротивление постоянному току и ток в обмотках выше, поэтому задействуются обе секции обмотки, а при работе на переменном токе включается лишь одна секция, так как переменному току индуктивное сопротивление обмотки оказывает большее сопротивление и ток в обмотке меньше. В универсальных коллекторных двигателях стиральных машин применяется тот же принцип, только секционирование обмотки статора необходимо для увеличения количества оборотов вращения ротора двигателя. При достижении определённой скорости вращения ротора, электрическая схема двигателя коммутируется таким образом, чтобы включалась одна секция обмотки статора. В результате индуктивное сопротивление снижается и двигатель набирает ещё большие обороты. Это необходимо на стадии режима отжима (центрифугирования) в стиральной машине. Средний вывод секций обмотки статора применяется не во всех коллекторных двигателях.
Рис.4 Статор коллекторного двигателя (вид с торца)

Для защиты двигателя от перегрева и токовых перегрузок, последовательно через обмотку статора включают тепловую защиту с самовосстанавливающимися биметаллическими контактами (на рисунке тепловая защита не показана). Иногда контакты тепловой защиты выводят на клеммную колодку двигателя.


2.3 Щётка

Рис.5

Щётка - это скользящий контакт, является звеном электрической цепи обеспечивающим электрическое соединение цепи ротора с цепью статора. Щётка крепится на корпусе двигателя и под определённым углом примыкает к ламелям коллектора. Применяется всегда как минимум пара щёток, которая образует так называемый щёточно-коллекторный узел.
Рабочая часть щётки - графитовый брусок с низким удельным электрическим сопротивлением и низким коэффициентом трения. Графитовый брусок имеет гибкий медный или стальной жгутик с припаянной контактной клеммой. Для прижима бруска к коллектору применяется пружинка. Вся конструкция заключена в изолятор и крепится к корпусу двигателя. В процессе работы двигателя, щётки из-за трения о коллектор стачиваются, поэтому они считаются расходным материалом.

(от др.-греч. τάχος - быстрота, скорость и генератор) - измерительный генератор постоянного или переменного тока, предназначенный для преобразования мгновенного значения частоты (угловой скорости) вращения вала в пропорциональный электрический сигнал. Тахогенератор предназначен для контроля скорости вращения ротора коллекторного двигателя. Ротор тахогенератора крепится напрямую к ротору двигателя и при вращении в обмотке катушки тахогенератора по закону взаимоиндукции наводится пропорциональная электродвижущая сила (ЭДС). Значение переменного напряжения, считывается с выводов катушки и обрабатывается электронной схемой, а последняя в конечном итоге задаёт и контролирует необходимую, постоянную скорость вращения ротора двигателя.
Такой же принцип работы и конструкцию имеют тахогенераторы применяемые в однофазных и трёхфазных асинхронных двигателях стиральных машин.

Рис.6

В коллекторных двигателях некоторых моделей стиральных машин марки Bosch (Бош) и Siemens (Сименс) вместо тахогенератора применяется датчик Холла . Это очень компактный и недорогой полупроводниковый прибор, который устанавливается на неподвижной части двигателя и взаимодействует с магнитным полем кругового магнита установленным на валу ротора непосредственно рядом с коллектором. У датчика Холла три вывода, сигналы с которого так же считываются и обрабатываются электронной схемой (подробно принцип работы датчика Холла в данной статье мы рассматривать не будем).


Как и в любом электродвигателе, принцип работы коллекторного двигателя основан на взаимодействии магнитных полей статора и ротора, через которые проходит электрический ток. Коллекторный двигатель стиральной машины имеет последовательную схему подключения обмоток. В этом легко убедится рассмотрев его развёрнутую схему подключения к электрической сети (Рис.7) .

У коллекторных двигателей стиральных машин, на контактной колодке может быть от 6 до 10 задействованных контактов. На рисунке представлены все максимальные 10 контактов и всевозможные варианты подключения узлов двигателя.

Зная устройство, принцип работы и стандартную схему подключения коллекторного двигателя, без труда можно запустить любой двигатель напрямую от электросети без применения электронной схемы управления и для этого не надо запоминать особенности расположения выводов обмоток на клеммной колодке каждой марки двигателя. Для этого, достаточно всего лишь определить выводы обмоток статора и щёток и подключить их согласно схеме на приведённом ниже рисунке.

Порядок расположения контактов клеммной колодки коллекторного двигателя стиральной машины выбран произвольно.



Рис.7

На схеме, оранжевыми стрелочками условно показано направление тока по проводникам и обмоткам двигателя. От фазы (L) ток идёт через одну из щёток на коллектор, проходит по виткам обмотки ротора и выходит через другую щётку и через перемычку ток последовательно проходит по обмоткам обеих секций статора доходя до нейтрали (N).

Такой тип двигателя независимо от полярности подаваемого напряжения вращается в одну сторону, так как за счёт последовательного соединения обмоток статора и ротора смена полюсов их магнитных полей происходит одновременно и результирующий момент остаётся направленным в одну сторону.

Для того, чтобы двигатель начал вращаться в другую сторону, необходимо лишь изменить последовательность коммутации обмоток.
Пунктирной линией обозначены элементы и выводы, которые задействованы не во всех двигателях. Например датчик Холла, выводы термозащиты и вывод половины обмотки статора. При запуске коллекторного двигателя напрямую, подключаются только обмотки статора и ротора (через щётки).

Внимание! Представленная схема подключения коллекторного двигателя напрямую, не имеет средств электрической защиты от короткого замыкания и устройств ограничивающих ток. При таком подключении от бытовой сети, двигатель развивает полную мощность, поэтому не следует допускать длительного прямого включения.

4. Управление коллекторным двигателем в стиральной машине

Принцип действия электронных схем, в которых используется симистор, основан на двухполупериодном фазовом управлении. На графике (рис.9) показано как изменяется величина питающего мотор напряжения в зависимости от поступающих на управляющий электрод симистора импульсов с микроконтроллера.


Рис.9 Изменение величины питающего напряжения в зависимости от фазы поступающих импульсов управления

Таким образом можно отметить,что частота вращения ротора двигателя напрямую зависит от напряжения прикладываемого к обмоткам двигателя.

Ниже, на (Рис.10) представлены фрагменты условной электрической схемы подключения коллекторного двигателя с тахогенератором к электронному блоку управления (EC) .
Общий принцип схемы управления коллекторного двигателя таков. Управляющий сигнал с электронной схемы поступает на затвор симистора (TY) ,тем самым открывая его и по обмоткам двигателя начинает протекать ток,что приводит к вращению ротора (M) двигателя. Вместе с тем, тахогенератор (P) передаёт мгновенное значение частоты вращения вала ротора в пропорциональный электрический сигнал. По сигналам с тахогенератора создаётся обратная связь с сигналами управляющих импульсов поступаемых на затвор симистора. Таким образом обеспечивается равномерная работа и частота вращения ротора двигателя при любых режимах нагрузки, вследствие чего барабан в стиральных машинах вращается равномерно. Для осуществления реверсивного вращения двигателя применяются специальные реле R1 и R2 ,коммутирующие обмотки двигателя.
Рис.10 Изменение направления вращения двигателя

В некоторых стиральных машинах, коллекторный двигатель работает на постоянном токе. Для этого, в схеме управления, после симистора, устанавливают выпрямитель переменного тока построенный на диодах ("диодный мост"). Работа коллекторного двигателя на постоянном токе увеличивает его КПД и максимальный крутящий момент.

5. Достоинства и недостатки универсальных коллекторных двигателей

К достоинствам можно отнести: компактные размеры, большой пусковой момент, быстроходность и отсутствие привязки к частоте сети, возможность плавного регулирования оборотов (момента) в очень широком диапазоне - от ноля до номинального значения - изменением питающего напряжения, возможность применения работы как на постоянном,так и на переменном токе.
Недостатки - наличие коллекторно-щёточного узла и в связи с этим: относительно малая надёжность (срок службы), искрение возникающее между щётками и коллектором из-за коммутации, высокий уровень шума, большое число деталей коллектора.

6. Неисправности коллекторных двигателей

Самая уязвимая часть двигателя - коллекторно-щёточный узел. Даже в исправном двигателе, между щётками и коллектором происходит искрение, которое довольно сильно нагревает его ламели. При износе щёток до предела и вследствие их плохого прижима к коллектору, искрение порой достигает кульминационного момента представляющего электрическую дугу. В этом случае ламели коллектора сильно перегреваются и иногда отслаиваются от изолятора, образуя неровность,после чего,даже заменив изношенные щётки, двигатель будет работать с сильным искрением,что приведёт его к выходу из строя.

Иногда происходит межвитковое замыкание обмотки ротора или статора (значительно реже), что так же проявляется в сильном искрении коллекторно-щёточного узла (из-за повышенного тока) или ослаблении магнитного поля двигателя, при котором ротор двигателя не развивает полноценный крутящий момент.
Как мы и говорили выше, щётки в коллекторных двигателях при трении о коллектор со временем стачиваются. Поэтому большая часть всех работ по ремонту двигателей сводится к замене щёток.

Небольшое предисловие.

В моей мастерской работает несколько самодельных станков, построенных на базе асинхронных двигателей от старых советских стиральных машин.

Я использую двигатели как с "конденсаторным" пуском, так и двигатели с пусковой обмоткой и пусковым реле (кнопкой)

Особых трудностей с подключением и запуском у меня не возникало.
При подключении я иногда пользовался омметром (чтобы найти пусковую и рабочую обмотки).

Но чаще использовал свой опыт и метод "научного тыка" %)))

Возможно таким заявлением на навлеку на себя гнев "знающих", которые "все и всегда делают по науке" :))).

Но у меня и такой метод давал положительный результат, двигатели - работали, обмотки не перегорали:).

Конечно, если есть "как и чем" - то нужно делать "как правильно" - это я о наличии тестера и замере сопротивления обмоток.

Но в реальности не всегда так получается, а "кто не рискует... " - ну вы поняли:).

Почему я об этом говорю?
Буквально вчера я получил вопрос от своего зрителя, опущу некоторые моменты переписки, оставив только суть:


У меня из двигателя выходит 3 провода, можете что нибудь подсказать?

Я пытался запускать как вы сказали через пусковое реле,(Кратковременно коснулся провода) но через некоторое время работы он начинает дымить и греться. МУльтиметра у меня нет, поэтому не могу проверить сопротивление обмоток(

Безусловно, тот метод о котором я сейчас расскажу - немного рискованный, особенно для человека, который не имеет дела с подобной работой постоянно.

Поэтому нужно быть предельно внимательным, и при первой же возможности проверить результаты "научного тыка" при помощи тестера.

Теперь к делу!

Сначала вкратце расскажу о типах двигателей, которые использовались в советских стиральных машинках.

Эти двигатели условно можно было разделить на 2 класса по мощности и скорости вращения.

В основной массе активаторных стиральных машин типа "тазик с моторчиком", для привода активатора использовался двигатель 180 Вт, 1350 - 1420 об/мин .

Как правило такой тип двигателя имел 4 раздельных вывода (пусковая и рабочая обмотки) и подключался через пуско-защитное реле или (в совсем старых версиях) через 3-х контактную пусковую кнопку Фото 1.

Фото 1 Пусковая кнопка.

Раздельные выводы пусковой и рабочей обмотки позволяли получить возможность реверса (для разных режимов стирки и предотвращения скручивания белья).

Для этого в машинах поздних моделей был добавлен простой командаппарат, коммутирующий подключение двигателя.

Встречаются двигатели мощностью 180 Вт, у которых пусковая и рабочая обмотка соединялись в средине корпуса , и на верх выходило только три вывода (фото 2)

Фото 2 Три вывода обмотки.

Второй тип двигателей использовался в приводе центрифуги , поэтому он имел большие обороты, но меньшую мощность - 100-120 вт, 2700 - 2850 об/мин.

Двигатели центрифуг обычно имели постоянно включенный, рабочий конденсатор.

Поскольку центрифугу не было необходимости реверсировать, то соединение обмоток как правило делалось в средине двигателя. На верх выходило только 3 провода.

Часто у таких двигателей обмотки одинаковы , поэтому замер сопротивления показывает примерно одинаковые результаты, например между 1 - 2 и 2 - 3 выводом омметр покажет 10 Ом, а между 1 - 3 - 20 Ом.

В этом случае вывод 2 - будет средней точкой в которой сходятся выводы первой и второй обмоток.

Двигатель подключается следующим образом:
выводы 1 и 2 - в сеть, вывод 3 через конденсатор на вывод 1.

По внешнему виду двигатели Активаторов и Центрифуг - очень похожи, так как часто для унификации использовались одинаковые корпуса и магнитопроводы. Двигатели отличались только типом обмоток и количеством полюсов.

Существует и третий вариант запуска, когда конденсатор подключается только на момент пуска , но они довольно редки, мне такие двигатели на стиральных машинах не попадались.

Особняком стоят схемы подключения 3-х фазных двигателей через фазосдвигающий конденсатор, но тут я их рассматривать не буду.

Итак, вернемся к методу, который использовал я, но прежде еще одно небольшое отступление.

Двигатели с пусковой обмоткой обычно имеют разные параметры пусковой и рабочей обмотки.

Это можно определить как замером сопротивления обмоток, так и визуально - пусковая обмотка имеет провод меньшего сечения и ее сопротивление - выше ,

Если оставить пусковую обмотку включенной на несколько минут , она может перегореть ,
так как при нормальной работе она подключается только на несколько секунд.


Например сопротивление пусковой обмотки может быть 25 - 30 Ом, а сопротивление рабочей - 12 - 15 Ом.

Во время работы пусковая обмотка - должна быть отключена иначе двигатель будет гудеть, греться и быстро "пустит дым".

Если обмотки определены правильно, то при работе без нагрузки в течении 10 - 15 минут двигатель может быть слегка теплым.

Но если перепутать пусковую и рабочую обмотки - двигатель также запустится , и при отключении рабочей обмотки - будет продолжать работать.

Но в этом случае он также будет гудеть, греться и не выдавать положенную мощность.

А теперь переходим к практике.

Сначала нужно проверить состояние подшипников и отсутствие перекоса крышек двигателя. Для этого достаточно просто покрутить вал двигателя.
От легкого толчка он должен вращаться свободно, без заеданий, делая несколько оборотов.
Если все нормально - переходим к следующей стадии.

Нам потребуется низковольтный пробник (батарейка с лампочкой), провода, электро вилка и автомат (желательно 2х полюсный) на 4 - 6 Ампер. В идеале - еще и Омметр с пределом 1 мОм.
Прочный шнурок длинной пол-метра - для "стартера", малярный скотч и маркер для маркировки проводов двигателя.

Для начала нужно проверить двигатель на замыкание на корпус поочередно проверив выводы двигателя (подключив омметр или лампочку) между выводами и корпусом.

Омметр должен показывать сопротивление в пределах мОм, лампочка не должна гореть.

Подключаем провода к выводам 1 и 2, наматываем шнурок на вал двигателя, включаем питание и дергаем стартер.
Двигатель - запустился:) Слушаем как он работает секунд 10 - 15 и выключаем вилку из розетки.

Теперь нужно проверить нагрев корпуса и крышек. При "убитых" подшипниках будут греться крышки (и слышен повышенный шум при работе), а при проблемах с подключением - более горячим будет корпус (магнитопровод).

В процессе экспериментов двигатель, скорей всего будет работать на 2х из возможных 3х комбинациях подключения - то есть на рабочей и на пусковой обмотке.

Таким образом находим обмотку, на которой двигатель работает с наименьшим шумом (гулом) и выдает мощность (для этого пытаемся остановить вал двигателя, прижимая к нему деревяшку. Она и будет рабочей.

Теперь можно попытаться запустить двигатель при помощи пусковой обмотки.
Подключив питание к рабочей обмотке, нужно коснуться третьим проводом поочередно коснуться одного и другого вывода двигателя.

Если пусковая обмотка исправна - двигатель должен запуститься. А если нет - то "выбьет автомат" %))).

Конечно этот способ не совершенен, есть риск сжечь двигатель:(и применять его можно только в исключительных случаях. Но меня он выручал много раз.

Лучшим вариантом конечно будет определить тип (марку) двигателя и параметры его обмоток и найти в интернете схему подключения.

Ну вот такая "высшая математика" ;) А за сим - разрешите откланяться.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать