Й праведный халиф: Осман (Усман). Я сказал себе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ - ‘Uthmān ibn ‘Affān ) ( - 20 июня ) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов , наряду с Абу Бакром , Умаром и Али .

Ранние годы

Усман родился в Эт-Таифе. Он был выходцем из влиятельного племени Бану Умайя. Усман был состоятельным человеком. Стал одним из первых сподвижников Мухаммада. Был человеком великого нрава, великодушный и щедрый, делающий добро и милосердный. Будучи состоятельным человеком он тратил огромные средства на пожертвования. Всегда помогал бедным, притесненным и обездоленным, был очень справедливым и очень скромным. Это доказывает следующие достоверные истории из его жизни: Переселившись в Медину мусульмане обнаружили что в ней очень мало пресной воды и единственным источником хорошей воды был колодец «Рума». Он принадлежал одному человеку из племени бану Гифар и жители Медины покупали у него воду, одну бадью за один мудд съестного. Увидев все это Посланник Аллаха пообещал рай тому кто выкупит колодец «Рума» и отдаст его в пользование жителям Медины. Усман тут же сделал это. После долгих уговоров, хозяин согласился продать половину колодца за огромные деньги и Усман выкупил колодец за тридцать пять тысяч дирхамов . И отдал на безвозмездное пользование жителям Медины, и был на столько скромен что потом он так же как и все стоял в очереди за водой. Однажды в год когда люди страдали от голода Усман вернулся с торговым караваном полными еды и питья, по приезду Усман, увидев что люди страдают от голода раздал голодающим все содержимое каравана не взяв с них абсолютно ничего. В разное время был женат на двух дочерях Мухаммад, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Он дважды совершил хиджру.

Правление

Исламские завоевания завоевания при Усмане обозначены цифрой IV

Усман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Правление Усмана прежде всего отличалось дипломатичностью, так же отличалось значительным расширением границ Халифата и укреплением государственных институтов, заложенных его предшественниками. При нём Ислам проник на Кавказ , в Иран и Кипр . Так же в его заслуге то, что он создал первый флот в исламе, выделил отдельное здание для судопроизводство и организовал стражей порядка. Во времена правления Усман ибн Аффана в первые на содержание из государственной казны были включены младенцы до одного года и кормящие матери а также все невольники. Остальная категория осталась та же как и при правлении его предшественников, это - бедняки, инвалиды, сироты, путники и старики. Времена правление Усмана ибн Аффана было одним из лучших в истории Халифата.

Усмана ибн Аффана убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял Ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и конечно же тем самым ослабить Халифат. Их предводителем был Абдулла ибн Саба, в прошлом он был иудеем, затем внешне принял Ислам и начал подделывать печати и подписи. Раздул фитну и на основе подделанных, им же самим, документах восстал против Халифа. Усман ибн Аффан не стал сражаться с ними и не позволил это сподвижникам, так как убийцы Усмана называли себя мусульманами. Они окружили дом Усмана и держали его в заложниках более сорока дней. И убили его когда начался месяц хаджа, и многие мужчины Медины уехали в Мекку для совершения хаджа. Так же им сыграло на руку то, что Усман был обладателем мягкого нрава.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил Усмана ибн Аффана. Он назвал егообладателем двух светил . Дело в том, что супругой Усмана была дочь Пророка Рукайя. После её смерти Усман женился на другой дочери Мухаммада – Умм Кульсум. Они и были двумя светилами Усмана.

Перед смертью Умар (предыдущий халиф) собрал совет из шести мусульман, чтобы они тщательно и вдумчиво избрали будущего лидера уммы. Задача была не из легких. Кто-то предлагал назначить Али ибн Абу Талиба – члена семьи Пророка, другие склонялись к Усману как представителю выдающегося племени Мекки. По версии Ибн Касира, авторитетного исламского ученого 14 века, глава совета Абдурахман ибн Ауф изучил обе кандидатуры и выбрал Усмана.

Абдурахман спросил Али: «Клянешься ли ты править на основе Книги Всевышнего и Сунны Его посланника?» Aли ответил: «Надеюсь править согласно своему лучшему знанию и способностям». Когда тот же вопрос был задан Усману, тот ответил просто: «Клянусь». Было бы примитивно полагать, что выбор пал на Усмана благодаря одному лишь вопросу. Скорее, он был очередным звеном в цепи раздумий. Оба сподвижника были более чем достойны руководить Уммой мусульман. Возможно, краткий ответ Усмана отразил его сущность – скромную, набожную, смиренную, скупую на слова, но щедрую на благие поступки.

Став халифом, Усман сразу обратился к людям с минбара Пророка. Он посмотрел на мусульман, восхвалил Господа, сказал благословения и напомнил людям, что земной мир полон обмана. Он призывал народ не привязываться к мирской жизни, а всеми силами стремиться к благу в Вечности. В Коране сказано:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран 18: 45 — 46).

Будучи благочестивым и набожным человеком, Усман первым делом хотел убедить людей, что поведет их путем Пророка и халифов Абу Бакра и Умара ибн Аль-Хаттаба. Усман приближался к седьмому десятку, когда стал халифом. Всю свою жизнь он стремился к простоте, отрекался от удовольствий мира, лишь бы снискать довольство Всевышнего. Народу он дал понять, что милосердие и забота о мусульманах станут отличительной чертой его правления. Далее Усман сосредоточился на главах мусульманской армии.

Усман хотел, чтобы главы армий служили интересам людей и никогда не поступали им в ущерб. Он делегировал в провинции авторитетнейших сподвижников Пророка, чтобы те оценили обращение правителей с простым народом. Усман напоминал военным о важности соблюдать четкие правила, установленные Умаром ибн Аль-Хаттабом и просил никогда не забывать, что их задача – защищать верующих. Правление Усмана ознаменовалось масштабными завоеваниями. К империи мусульман присоединилась часть Испании, Марокко, и Афганистан. Усман первым из халифов создал военный флот. Он реорганизовал административное деление мусульманского халифата, запустил и расширил несколько общественных проектов. Наиболее значимым вкладом в дело Ислама стал, пожалуй, его труд по собиранию Священного Корана.

Коран Усмана

После кончины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во времена праведных халифов в Ислам пришло невероятное множество неарабов. Соответственно, Коран стали записывать на разных диалектах и скриптах. Один из сподвижников Усмана Хузейфа во время путешествия по халифату обратил внимание на различное прочтение Корана. Он предложил Усману создать одну официальную версию в мединском стиле

Усман знал Коран наизусть, прекрасно разбирался в контексте, точно помнил, к какому событию привязано ниспослание каждого аята. Коран был собран еще во времена Абу Бакра и хранился у его дочери и супруги Пророка Хафсы. Усман взял на время оригинал, собрал самых надежных писцов, а те сделали копии. Далее по приказу Усмана были сожжены или уничтожены все неофициальные копии. Пять официальных книг были разосланы по крупнейшим городам халифата. Первые копии хранятся по сей день в Ташкенте (Узбекистан) и Стамбуле (Турция).

Трагическаякончина

Последние шесть лет правления Усмана были омрачены смутой. Кто-то из назначенных им глав стал проявлять жестокость к народу, кто-то оказался несправедливым. На этом фоне разрослись разногласия, люди забыли о благочестии, аскетизме, о которых постоянно говорил Усман. Стали появляться лицемеры, заговорщики. Усман всё тяжелее мог отличить друга от врага. Ему не хотелось проливать кровь мусульман, какими бы смутьянами они ни были. Усман предпочитал предостерегать по-доброму, как учил Пророк:«Стоит мечу обнажиться среди моих последователей, как он уже не вернется в ножны до самого Последнего Дня».

Бунтовщики хотели, чтобы Усман отказался от правления. Об этом его просили и некоторые сподвижники. Но Усман, ныне пожилой человек более восьмидесяти лет, будто все еще слышал слова Пророка: ««О ‘Усман, Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее до тех пор, пока не встретишь меня» . Усман оставался верным своему слову. Однажды бунтари вломились в его дом и убили его. Прежде чем удар меча прервал благородную жизнь Усмана, он читал аят:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он - Слышащий, Знающий» (Коран 2:137).

Так прервалась жизнь одного из наиболее благочестивых, самоотверженных и добрых людей в Исламе.

Его полное имя – Абу ‘Абдуллah Ибн ‘Абyль-‘Аль-‘Ас Ибн Умейя Ибн ‘Абдyш-шамс Ибн ‘Абду Манаф Ибн Кусай Аль-К урайший.Его мать звали ‘Арва Бинт Курайз Ибн Роби‘а Ибн Хабиб Ибн ‘Абдуш-шамс Ибн ‘Абдy Манаф.Он был выходцем из племени Бану Умайя ‘Усман Ибн ‘Аффан родился в городе Ат-Таиф спустя шесть лет после года Слона (год, в котором родился Пророк).Он принял Ислам через Абу Бакра в возрасте 39 лет. Это было до того, как Пророк Мух аммад, мир Ему, начал обучать людей Вере в доме «Аль-Аркам».

Это значит, что ‘Усман был в первой группе, о которой написано в Аяте 100 Суры 9 «Ат-Тауба» означающее: «Первой группе из муhаджиров (переселенцев) и ансаров (помощников), принявшей Ислам Аллаh дарует Свою Милость, а также тем, кто следовали по их праведному пути. Творец создал для них особые места в Раю, там, где текут реки, и они будут пребывать там вечно без конца. Это великое счастье».

‘Усман Ибн ‘Аффан – один из десяти человек, которым еще при жизни Пророк Мух аммад, мир Ему, обещал, что они войдут в Рай. Имам Ах мад Ибн Х анбаль передал в книге «Аль-Муснад», что Пророк Мух аммад сказал: «Абу Бакр – в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Али в Раю, ‘Усман в Раю, Тальх а в Раю, Зубейр в Раю, ‘Абдур-Рах ман Ибн ‘Ауф в Раю, Са‘д Ибн Абу У аккас в Раю, Са‘ид Ибн Зейд в Раю и Абу ‘Убейда Ибн Аль-Джаррах в Раю».

‘Усман Ибн ‘Аффан был первым человеком, совершившим hиджру со своей семьей. Он совершил две hиджры – первую в Эфиопию, вторую в Медину.Он первый начал использовать благовония в мечети. Он первый велел делать два ‘Азана в Джуму‘а и первый стал платить зарплату му`аззинам. Он первый, кто стал Халифом при жизни своей матери, и первый, кто организовал полицию.‘Усман Ибн ‘Аффан всегда был рядом с Пророком Мух аммадом, мир Ему, кроме битвы Бадр, потому что его жена Рукайя в это время болела, и Пророк Мух аммад, мир Ему, попросил его помогать ей во время болезни. Но Пророк Мух аммад, мир Ему, несмотря на это, считал его среди тех, кто участвовал в битве Бадр, и дал ему часть военных трофеев.До того как Пророк Мух аммад получил Пророчество, ‘Усман женился на Его дочери по имени Рукайя, и она была с ним во время hиджры в Эфиопию.Она родила сына ‘Абдуллаhа. Поэтому ‘Усмана зовут Абу ‘Абдуллаh, а до этого его звали Абу ‘Амр.Рукайя умерла, когда была битва Бадр.Потом Пророк Мух аммад, мир Ему, отдал в жены ‘Усману Ибн ‘Аффану Свою вторую дочь Умм Кульсум, и она была с ним до конца своей жизни. Она умерла на 9 году hиджры.Из-за того, что ‘Усман Ибн ‘Аффан был женат на двух дочерях Пророка Мух аммада, мир Ему, его прозвали «Зун-нурайн», что означает «Обладатель двух сияний».В течение своей жизни Халиф ‘Усман был женат на многих женщинах.После смерти Умм Кульсум он женился на женщине по имени Фахита бинт Хазван, которая родила ему сына ‘Абдуллаhа.Также он женился на женщине по имени Умм Амрин бинт Джундуб Ад-Даусия, которая родила ему пятерых детей: ‘Амра, Халида, Аббана, ‘Умара, Марьям.У него также была жена по имени Фатима Бинт Аль-У алид Ибн Аль-Мугира, которая родила ему трех детей: Аль-У алида, Са‘ида и Умм Са‘иду.Также у него была жена по имени Умм Банин Бинт У ейна Аль-Г азария, которая родила ему сына ‘Абдуль Малика.У него была жена по имена Рамля Бинт Тушейба, которая родила ему трех дочерей: ‘А`иша, Умм Банин, Умм Амрин.У него была жена по имени Наиля Бинт Аль-Фарафиса Аль-Кальбия, которая родила ему дочь по имени Марьям.‘Усман был очень красивым мужчиной. Он был среднего роста, у него было красивое лицо с нежной светлой кожей, густые волосы и красивая густая борода.

До избрания Халифом он занимался торговлей, достиг в этом деле большого успеха и поэтому был состоятельным человеком.Как добропорядочный мусульманин, он был щедрым и доброжелательным в общении, мягким по своей натуре и с большим пониманием относился к людям.Он был почитаемым человеком, которого все уважали. Кроме всего прочего он отличался большими знаниями, особенно знанием К ур`ана.Муслим и Ах мад Ибн Х анбаль в книге «Муснад» передал от ‘А`йши, что Пророк Мух аммад, мир Ему, однажды сидел дома c открытым бедром. В это время пришел Абу Бакр. Пророк Мух аммад, мир Ему, пригласил его и не закрыл бедра.Потом пришел ‘Умар. Посланник Аллаhа, мир Ему, пригласил его и не закрыл свои бедра. Затем пришел ‘Усман, и Пророк Мух аммад, мир Ему, сначала закрыл свои бедра и только потом пригласил ‘Усмана.Когда гости ушли, ‘А`йша спросила Пророка Мух аммада, почему Он не закрыл свои бедра, когда пришли Абу Бакр и ‘Умар, и закрыл, когда пришел ‘Усман. Посланник Аллаhа, мир Ему, ответил: «Я стесняюсь ‘Усмана, потому что Ангелы стесняются его».Ибн Аль-Джаузий передал от Абу Мусы Аль-‘Ашари, который сопровождал Пророка Мух аммада, мир Ему. Когда они были в доме в Медине, кто-то постучал в дверь. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал Абу Мусе: «Открой дверь и скажи этому человеку, что он будет в Раю».Абу Муса открыл дверь и увидел Абу Бакра и передал ему слова Пророка Мух аммада, мир Ему. Также было и с ‘Умаром, также было и с ‘Усманом, но ему Пророк попросил передать, что у него будут трудности. ‘Усман читал Ду’а` и попросил Всевышнего даровать ему терпение.Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизий, Абу Да`уд, Ан-Насаи`й, Ибн Маджаh, Ах мад Ибн Х анбаль передали, что Пророк Мух аммад, мир Ему, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман однажды были на горе Ух уд. Гора стала сотрясаться. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал горе: «О гора Ух уд, успокойся! На тебе стоят Пророк, Ас-Сыддык и два шаhида».Историк Ибн ‘Асакир передал от Абу Са‘ида Аль-Худрий, который сказал: «Однажды, я видел Пророка Мух аммада, мир Ему, который ночью до времени Намаза «Ас-Субх » читал Ду‘а для ‘Усмана».Аль-Х афиз Абу Ну‘айм Аль-Асфа?аний передал в книге «Хильятуль-Ау лия» от Абу hурайры, что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал: «‘Усман заслужил Рай дважды: когда купил колодец Рума и передал его в пользу мусульман, которые до этого были вынуждены покупать воду у язычников, и когда на собственные средства снарядил армию в тяжелое для мусульман время». Тирмизий передал от ‘Абдур-Рах мана ибн Хабаба Ас-Сульмий, что Пророк Мух аммад, мир Ему, читал проповедь и попросил мусульман, чтобы они дали средства для снаряжения армии в тяжелое время. ‘Усман сказал: «Я дам сто верблюдов со снаряжением». Потом Пророк Мух аммад, мир Ему, попросил еще, и ‘Усман сказал: «Я дам еще сто». Ас-Сульмий сказал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, очень обрадовался.По другому мнению он дал Пророку тысячу динаров, и Пророк Мух аммад, мир Ему, был очень рад. Есть еще мнение, которое передал Аль-Х афиз Абу Ну‘айм Аль-Асфаhани в книге «Хильятуль-Ау лия» от Ша‘бий от Масрука от ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, что Пророк Мух аммад, мир Ему, увидел ‘Усмана в то время, когда армии мусульман было тяжело. ‘Усман приходил к Пророку и уходил, и так повторялось несколько раз. Во время визитов Пророк Мух аммад, мир Ему, читал Ду‘а для ‘Усмана, чтобы Аллаh простил его. Ат-Т абараний передал от Ибн ‘Умара, что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал: «Благодаря ‘Усману было развитие моей общины и торжествовала победа».Аль-Бухарий передал в книге «Ас-Сах их » историю о том, как был собран и записан первый экземпляр К ур`ана.Однажды ‘Умар был в гостях у Халифа Абу Бакра Ас-Сыддык и сказал ему, что многих знающих К ур`ан наизусть неверующие убили, и он боится, что если это будет продолжаться и дальше, то не останется знающих. И он посоветовал Халифу Абу Бакру дать приказ собрать текст К ур`ана. Тогда Абу Бакр позвал Зайда ибн Сабита, который был одним из тех, кто записывал ниспосланные Пророку Мух аммаду, мир Ему, Аяты Кор`ана. Абу Бакр рассказал Зайду о предложении ‘Умара. Зайд обратился к ‘Умару: «Как мы будем делать то, чего Пророк Мух аммад, мир Ему, не совершал?» ‘Умар ответил: «Клянусь Аллаhом! Это благое дело!» и убеждал Зайда до тех пор, пока тот не согласился с ним. Зайд взялся за это дело и начал собирать свитки с текстами К ур`ана: на камнях, на шкурах, на листах бумаги, а также тех людей, которые знали тексты К ур`ана наизусть. Собранные тексты сложили в доме Абу Бакра.Когда Абу Бакр умер, их хранили в доме ‘Умара, а после смерти ‘Умара тексты были у его дочери Хафсы. Когда ‘Усман стал Халифом, он собрал 12 Сах аба: из курайшитов, из ансаров и из тех, кто записывал тексты К ур`ана. Он сказал, что хочет собрать все тексты в одну книгу и попросил Хафсу дочь ‘Умара, отдать их ему.Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний передал в книге «Фатхуль-Бари», что ‘Усман спросил: «Кто лучше всех пишет?» Ему сказали: «Зайд ибн Сабит». Затем спросил: «Кто лучше всех знает грамматику?» Ему ответили: «Са‘ид ибн Аль-‘Ас». ‘Усман сказал: «Пусть Са‘ид говорит, а Зайд пишет».Когда закончили составлять один экземпляр, сделали несколько копий. По мнению разных ученых их было от четырех до семи. Эти копии раздали в разные страны, где жили мусульмане, а все остальные тексты уничтожили.Имам ‘Али ибн Абу Т олиб сказал, ‘Усман соответствует тем качествам, которые перечислены в К ур`ане (Сура «Аль-Ма`ида», Аят 93): «верующий, делающий благое, богобоязненный, старательно соблюдающий, благочестивый, святой». Это передал Аль-Асфа?аний в книге «Хильятуль-Ау лия».Ах мад ибн Х анбаль передал от Руhаймы бабушки Зубейра ибн ‘Абдуллаhа, что она сказала: ‘Усман всегда соблюдал дополнительные Посты днем и Намазы ночью».Ибн Сирин передал, что жена ‘Усмана сказала тому, кто хотел его убить: «Вы хотите убить человека, который прочитывает весь К ур`ан в одном рак‘ате ночного Намаза?!» Это передал Ибн Аль-Джаузий.Историк Ибн ‘Асакир передал от ‘Абдур-Рах мана ибн Ма?ди, который сказал: «‘Усман обладал двумя качествами, которых не было у Абу Бакра и ‘Умара – терпение, когда он умирал, и то, что он собрал мусхаф».Ибн Са‘д передал от ‘Абдуллаhа Ар-Румий, который сказал: ‘Усман всегда совершал Аль-У уду (омовение) на ночь сам, хотя люди советовали ему взять помощника». Он ответил: «Пусть они отдыхают ночью».Имам Ах мад ибн Х анбаль передал от Аль-Хасана, которого спросили: «Кто это отдыхает днем в мечети?» Он ответил, что это – ‘Усман. А ведь ‘Усман в то время был Правителем! Он ложился на каменный пол, и эти камни отпечатывались на его теле. Люди говорили о нем: «Это – правитель мусульман! Это – правитель мусульман!». Это означает, что Халиф ‘Усман не был высокомерным.Шархабиль ибн Муслим сказал, что ‘Усман кормит людей вкусной едой – едой, достойной Халифа, а сам идет домой и ест хлеб с оливковым маслом или яблочный уксус.‘Усман стал Халифом через 3 дня после смерти ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. Это было в понедельник – последний день месяца Зуль-Х идджа в 23 году hиджры. Поэтому первый день правления ‘Усмана пришелся на 24 год hиджры. Он был Халифом 12 лет. У него было кольцо с печатью Пророка Мух аммада, мир Ему, которое досталось ему от Абу Бакра и ‘Умара.‘Усман сказал перед смертью: «Я увидел во сне Пророка Мух аммада, мир Ему, Абу Бакра и ‘Умара. Они сказали мне: “Ты будешь с нами на Ифтаре». Это означало, что в этот день сегодня он умрет. ‘Усман умер в пятницу 18 Зуль-Х иджжа в 35 году hиджры. Ему тогда было 90 лет. ‘Усман был похоронен в субботу после Намаза «Аль-Магриб» на кладбище Аль-Бакы‘. Намаз Джаназа читал Аз- Зубейр.

Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши был близким сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и третьим праведным халифом (644-656 годы). Ему были присущи такие человеческие качества, как щедрость и готовность помочь, поэтому пророк поручал ему вопросы подношений и даров.

Биография

Некоторые говорят, что Усман родился в Таифе, поэтому приобрел такие прекрасные личностные качества. Другие утверждают, что в Мекке (наиболее распространенная версия).

Усман вырос в успешной и обеспеченной семье, ведущей торговую деятельность и принадлежавшей к верхушке знати Мекки. С пророком их род объединял один предок - Абд-Манаф.

Усман отличался своей стыдливостью, никогда не поклонялся ни одному идолу, не прелюбодействовал и не пил вино. Он много путешествовал и взаимодействовал с другими народами. Усман приумножил нажитое семьей богатство, унаследовав от отца торговлю.

После 30 лет Усман принял ислам, благодаря призыву Абу Бакр, и оказался в числе первых мусульман.

Эмиграция в Эфиопию

Усман был в числе первых мухаджиров в Эфиопию, когда первых мусульман стали притеснять курайшиты. Сподвижники, в числе которых был Усман, его жена Рукийя (дочь пророка), вышли в юго-западном направлении от Мекки, к порту Шуайба. Там они наняли два судна, которые перевезли их в Эфиопию.

В Медине Усман помогал мусульманам и Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего!), делился с ними своим богатством. Он принял участие практически во всех битвах. Он пропустил только сражение при Бадре, потому что ухаживал за больной дочерью пророка.

Личные качества Усмана

Усман всегда являлся образцом щедрости и был готов прийти нуждающемуся на помощь. Поход на Табук был труднейшим для мусульман. И тут Усман проявил все свои лучшие качества. Он снарядил их оружием, копьями и едой.

Усман купил землю для пророка, когда его мечеть стала тесной. Сегодня эта земля находится во владениях мечети, а потому Усман получает награду за все поклоны, совершенные на ней.

Усман являлся членом совета Шуры и был помощником Умара и Абу Бакра. После того, как его убили в возрасте 68 лет, он был избран халифом.

В эпоху Усмана было завоевано много государств (Армения, Азербайджан, Тунис и др.) и основан военно-морской флот. Исламское государство стало морской державой.

В числе основных достижений: создание 4 копий Корана и раздал их по различным областям. Усман впервые основал полицию и построил здание суда в исламском государстве.

В эпоху Усмана распространилась роскошь и общее благосостояние, что не понравилось сподвижникам, привыкшим к аскетизму. Все пришло к "Великой смуте", которая началась с убийства Усмана.

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного , образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и . Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что несут в себе символы? Что несут в себе символы? Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга