Авиакатастрофа львов. Львовский кошмар

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

27 июля 2002 года в крупнейшем аэропорту Украины Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины потерпел крушение истребитель Су-27.

Тысячи зрителей собрались на военном аэродроме, чтобы увидеть чудеса пилотирования. Открыл авиашоу кукурузник Ан-2. Далее фигуры высшего пилотажа продемонстрировали два спортивных самолёта Як-52, за ними в небе появился боевой истребитель Су-27.

Самолётом управляли опытные пилоты — лётчики-испытатели первого класса Владимир Топонарь и Юрий Егоров. В 12:52 по киевскому времени во время выполнения фигуры высшего пилотажа «полупетля» боевой истребитель начал стремительно терять высоту. Вывести самолёт из пике пилоты не смогли. Воздушное судно, задев стабилизатором дерево, ударилось крылом о бетонное покрытие рулёжной дорожки, правым крылом задело стоящий на аэродроме Ил-76, несколько раз перевернулось и упало на толпу зрителей. Истребитель загорелся и взорвался.

В результате катастрофы на Скниловском аэродроме погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Кроме того, около 300 человек получили травмы различной степени тяжести. По числу погибших трагедия под Львовом считается крупнейшей катастрофой в мировой истории авиашоу.

Несмотря на разрушительные последствия трагедии, пилотам удалось выжить. Они успели катапультироваться после первого контакта с землёй до момента взрыва.

  • REUTERS/InterTV

Сразу после катастрофы президент Украины Леонид Кучма обвинил в случившемся военных, сняв с должностей главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом Сергея Онищенко.

В сентябре после расследования комиссии Министерства обороны Украины были выдвинуты основные версии причин трагедии под Львовом: техническая неисправность самолёта, неправильное планирование полётов, недочёты, допущенные при организации авиашоу и размещении зрителей, а также отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27.

Егоров и Топонарь свою вину не признали, обвинив организаторов шоу в несоответствии выданных полётных карт местности, где проводились манёвры. Также пилоты отметили, что организаторы не предусмотрели безопасное расстояние между истребителем, выполнявшим манёвр, и зрителями.

Кроме того, перед тем как выполнять фигуры высшего пилотажа, у лётчиков не было возможности потренироваться на этом самолёте. Дело в том, что МиГ-29, на котором должны были выступать пилоты, не смог вылететь во Львов, и его заменили на Су-27.

Ответственность за катастрофу понесли десять человек. Топонаря лишили свободы на 14 лет, Егорова — на восемь лет. Позже сроки их тюремного заключения были сокращены.

Чёрные страницы истории

К сожалению, в истории авиашоу немало чёрных страниц.

До Скниловской трагедии крупнейшей катастрофой считалось столкновение самолётов над авиабазой Рамштайн в Германии в 1988 году. Тогда во время выступления итальянской эскадрильи Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») в рамках ежегодного авиашоу Flugtag"88 в воздухе столкнулись три из десяти лёгких штурмовиков Aermacchi MB-339. В результате один из самолётов упал прямо в толпу зрителей. Погибли 70 человек, в том числе 16 детей, около 300 человек получили ранения.

17 сентября 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времён Второй мировой войны на трибуну со зрителями в американском штате Невада. Пилот не справился с управлением.

Однако в некоторых случаях пилотам удавалось увести машину от зрителей, иногда ценой собственной жизни.

В 2003 году на авиасалоне в Айдахо истребитель Thunderbird во время выступления упал и взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. Пилот Крис Стриклин увёл самолет в сторону и катапультировался за несколько секунд до удара истребителя о землю. В авиакатастрофе никто не пострадал.

В 2009 году на авиашоу в польском городе Радоме белорусские пилоты истребителя Су-27 ценой своей жизни предотвратили гибель людей. Самолёт стал падать во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Су-27 перевернулся в воздухе и рухнул на землю в 100 м от жилых домов. Очевидцы трагедии рассказали, что если бы пилоты решили катапультироваться, то самолёт упал бы на населённый пункт и жертв было бы не избежать. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна. По версии следствия, крушение истребителя могло произойти из-за неправильной работы авиационного бортового оборудования.

В том же году похожая авиакатастрофа произошла и в России. В небе над подмосковным Жуковским при проведении тренировочных полётов к открытию международного авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Одна из машин упала на дачный дом в садовом товариществе. В результате катастрофы погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко, ещё два лётчика с травмами были доставлены в больницу. Также были госпитализированы три жителя дачных домов, одна женщина позже скончалась.

За шесть лет, с 2009 по 2015 год, в мире произошло около 26 катастроф во время показательных выступлений на различных авиационных шоу.

  • Авиашоу в Мадриде
  • Кадр: видео YouTube

Техника безопасности

После трагедий в небе во время авиашоу во многих странах были введены жёсткие правила безопасности, запрещающие выполнять манёвры над зрителями. Все показательные выступления выполняются вдали от трибун над специальной зоной.

  • Авиашоу, Мальта

Дистанция от зрительских трибун до места, над которым выполняются авиатрюки, в разных странах колеблется от 200 до 400 м.

Как рассказал RT заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный лётчик России Владимир Попов, в России около пяти лет назад организаторы авиашоу тоже начали давать лётчикам методические указания.

«Согласно этим указаниям лётчикам на авиационных шоу запрещено выполнять элементы над людьми. Также больше не производится десантирование грузов, людей. Методические указания разрабатываются каждым аэродромом индивидуально. В них прописано, как выполнять полёт на показательных выступлениях, на какое минимальное расстояние можно подлетать к трибунам», — констатировал эксперт.

Важную роль в системе безопасности авиационных шоу играет тот факт, что трюки в воздухе в день выступления должны выполняться на том летательном аппарате, на котором производилась тренировка.

«Лётчик должен привыкнуть к машине, знать её нюансы, выработать навык взаимоотношения с ней. Для нас, лётчиков, самолёты живые, они продолжение нашего тела и души. Им доверяется слишком много, в том числе и жизнь», — резюмировал Попов.

Он также отметил, что в мире не существует единого документа, содержащего требования безопасности при проведении авиашоу.

Не место мальчишеству

Особое внимание при подготовке авиационных мероприятий уделяется подбору пилотов.

«Лётчики проходят строгий отбор. Не каждого лётчика-испытателя могут пригласить на показательные полёты, потому что это верх мастерства. На авиашоу пилотам приходится выполнять трюки в небе не только двойками или четвёрками, но и целыми эскадрильями. Подготовка может занимать от одного года до нескольких лет. Группы должны слетаться, научится понимать друг друга не только с полуслова, но и с полудвижения самолёта», — пояснил Попов.

Он также рассказал, как отработал программу на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском.

  • МАКС-2017 в Жуковском
  • Агентство городских новостей «Москва»

«На показ выбирается боевая техника, пожалуй, самая хорошая и надёжная в мире. Управляют ею одни из лучших лётчиков-испытателей — именно те, кто сможет вовремя среагировать, остановиться и предотвратить любые нештатные ситуации. На МАКСе показывали выполнение очень сложных фигур, которые рядовым лётчикам не под силу», — рассказал эксперт.

«Лейтенанта эту задачу выполнять не пошлют. Фигуры высшего пилотажа делают майоры, подполковники, полковники. Они с чувством ответственности выполняют полёт, люди понимают, на что они идут и что следует делать в нештатной ситуации», — подчеркнул Попов.

Ведет программу Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко, Дмитрий Казнин и эксперт киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Сгурец.

Дмитрий Волчек: По уточненным данным жертвами субботней катастрофы истребителя Су-27 во время празднования юбилея 14 авиационного корпуса ВВС Украины стали 83человека, более 100 получили ранения. В понедельник состоялись первые похороны погибших на авиа-шоу под Львовом. В связи с катастрофой президент Украины Леонид Кучма отправил в отставку нескольких руководителей министерства обороны, полеты военных самолетов над украинской территорией временно запрещены. Из Киева передает Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Трагедия во Львове стала самой большой катастрофой за всю историю авиа-шоу. В минувшую субботу в ходе показательного полета истребитель Су-27, выполняя один из маневров, зацепил кроны деревьев и спустя несколько секунд упал на зрителей. В результате падения самолета погибли 83 человека, в том числе 23 ребенка, и почти 200 получили ранения.

Согласно предварительным результатам следствия причиной катастрофы стали просчеты в организации и проведении полетов, а также халатность военных. В воскресенье президент Украины подписал указ о снятии с должности с формулировкой "по служебному несоответствию" начальника Генерального штаба Петра Шуляка, в этот же день рапорт об отставке написал глава военного ведомства Владимир Шкидченко. Свое решение он объяснил моральной ответственностью за гибель людей. Однако президент пока не принял отставку министра обороны.

Следствие уже сделало вывод о том, что во время авиа-шоу не были обеспечены достаточные меры безопасности. По требованию прокуратуры арестованы генерал Владимир Стрельников, уволенный в субботу с поста командующего Военно-воздушными силами и еще несколько высокопоставленных военных. Их обвиняют в нарушении правил организации и проведения полетов. Уголовное дело возбуждено и против двух пилотов разбившегося Су-27. На первом допросе летчики заявили, что поле и размещение зрителей не соответствовали плану полетов, и они были вынуждены изменить маршрут самолета. Работающая во Львове государственная комиссия рассматривает и версию о неисправности истребителя, на котором, как выясняется, пилоты никогда ранее не тренировались. Возможно, окончательные выводы о причинах катастрофы будут названы после расшифровки всех данных найденного бортового самописца. По решению главы государства на территории Украины запрещено проведение авиасалонов. А министерство обороны временно приостановило полеты всех военных самолетов, кроме находящихся на боевом дежурстве.

Между тем, некоторые эксперты называют львовскую трагедию следствием кризиса в украинской армии, на ее вооружении находятся давно устаревшие самолеты, которые всего лишь несколько раз в году поднимаются в небо; из-за отсутствия горючего военные пилоты не могут налетать требуемой количество часов и таким образом теряют навыки и свою квалификацию. Как заявил лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, львовская трагедия - закономерный итог бесхозяйственности и безответственности власти, демонстрация полной потери обороноспособности государства. По последним данным министерства по чрезвычайным ситуациям в больницах Львова остаются 70 пострадавших, состояние 21 из них медики оценивают как крайне тяжелое. Правительство обещает в случае необходимости обеспечить лечение пострадавших за рубежом. В понедельник во Львове и некоторых районах области состоялись похороны 45 погибших. Это не первая катастрофа, произошедшая по вине военных. В октябре минувшего года украинская ракета случайно сбила над Черным морем российский Ту-154; тогда погибли все 78 пассажиров и членов экипажа. Субботняя катастрофа во Львове может оказаться не последней. Для того, чтобы подобные трагедии не повторялись, по мнению многих украинских политиков, необходимы радикальные реформы национальных Вооруженных Сил.

Дмитрий Волчек: О ходе расследование авиакатастрофы и мерах, которые принимают украинские власти, я беседовал с экспертом киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергеем Сгурцом. Господин Сгурец, какие уроки следует извлечь из львовской трагедии, и можно ли было, на ваш взгляд, ее избежать?

Сергей Сгурец: Этой трагедии можно было избежать, потому что, как становится ясно, были нарушены требования безопасности при подготовке подобного шоу. С другой стороны, особенность подобных трагедий состоит в том, что, когда украинская ракета сбила самолет Ту-154, который пролетал над Черным морем с пассажирами, опять крайними сделали должностных лиц, которые были просто уволены с должностей. При этом не были решены коренные проблемы, которые лежат в основе: с одной стороны, крайне малое финансирование Вооруженных Сил, с другой стороны, очень медленные темпы реформы. И чем армия меньше получает денег, тем она опаснее для своего народа.

Дмитрий Волчек: Если я вас правильно понял, вы считаете принимаемые властями меры неадекватными, эту цепь отставок, в частности?

Сергей Сгурец: Это наиболее поверхностное решение проблемы. То есть, какой смысл снимать командующего ВВС? Смысл в этом, конечно, есть, но это не решает саму проблему. Какой смысл сажать его в следственное отделение службы безопасности и всех сажать в камеру, если в государстве нет ответственности за то, почему армия получает так мало средств, и почему летчики, которые должны летать 100-150 часов в год, летают максимум 10 часов в год? Кто за это отвечает?

Дмитрий Волчек: Вы считаете главной проблемой недостаточное финансирование армии?

Сергей Сгурец: Если мы говорим о состоянии боеготовности Вооруженных Сил, то проблема именно в недостаточном финансировании армии. Если мы говорим об этой трагедии, то здесь и показуха, и желание показать то, что состояние дел лучше, нежели на самом деле, и попытки решить проблемы шапочным разбором.

Дмитрий Волчек: Что касается показухи, сейчас президент принял решение запретить все авиа-шоу с использованием военных самолетов. Вы считаете это решение разумным?

Сергей Сгурец: На самом деле авиа-шоу с участием военных самолетов проводились не так часто. Это было, скажем, так: раз в два года на Украине проводятся военные парады, где привлекается авиационная техника; это военные парады ко Дню Военно-Морских Сил, где также используется авиация; и подобные мероприятия, которые закончились трагедией во Львове. Обычно запрет на авиа-шоу касается стандартных мероприятий, чтобы выяснить причины, почему упала та или иная машина. Что касается вообще запрета на подобные военно-воздушные мероприятия, то президент говорил о том, что такие мероприятия нужно проводить в случае крайней необходимости. Я думаю, что они вообще не будут проводиться, потому что теперь будут перестраховываться, как после неудачных ракетных пусков запретили проводить ракетные пуски на территории Украины. Теперь украинские ракетчики не стреляют: чтобы они стреляли, их нужно отвезти в Россию, заплатить за каждый пуск 100 тысяч долларов - это не по карману украинской армии; фактически это резко отразится на боеготовности. Было бы гораздо больше пользы, если бы президент заявил, что мы принимает решение создать условия для подготовки пилотов, чтобы они на самом деле летали, и эти полеты не были бы похожи на полеты летающих гробов.

Дмитрий Волчек: Сейчас многие эксперты говорят о том, что львовская трагедия обнажила кризис украинской армии. В чем компоненты этого кризиса? Вы уже сказали о недостаточном финансировании, другие примеры привели. Господин Сгурец, какие общие черты?

Сергей Сгурец: Сейчас происходит так, как и любой организм или механизм, который можно сравнить с организмом армейским, он еще черпает лимиты, в которых он может работать безопасно. До сих пор, по большому счету, армия украинская модернизировалась. Но модернизировать до бесконечности устаревающий организм невозможно, его нужно реформировать. Так вот, несмотря на то, что у нас очень много планов реформирования Вооруженных Сил в целом и отдельных видов Вооруженных Сил, на самом деле, не имея достаточного финансирования, планы реформ все время откладываются дальше и дальше. А сам организм военных приходит в негодность, увеличиваются ножницы между декларируемыми целями и реальным состоянием Вооруженных Сил. В этом случае высший генералитет должен набраться мужества и сказать о том, что армия не боеготовна, армия не способна выполнять поставленные задачи. Сделать такое заявление в принципе для высшего генералитета смерти подобно, потому что система ответственности украинской армии построена таким образом, что тот, кто говорит о проблемах, он же является и ответственным за то, что такие проблемы существуют. У нас такая парадоксальная ситуация получается, когда никто в государстве на самом деле не отвечает за то, почему не выполняется оборонный бюджет, даже утвержденный парламентом. То есть, деньги выделены, но на этот период времени армия получила лишь 7% от того, что она должна была получить за первое полугодие. Вот опять мы говорим о том, что нет возможности найти ответственное лицо на достаточно высоком уровне, которое бы взяло на себя ответственность за состояние армии в целом, а не тот вариант, когда мы имеем отдельных генералов, которые сидят в следственном изоляторе, и которых сделают "крайними". Они виноваты, но в целом проблема гораздо шире и глубже.

Дмитрий Волчек: А есть ли такой военачальник, на ваш взгляд, который мог бы потенциально взять на себя такую смелость и, может быть, провести такую реформу, о которой вы говорите?

Сергей Сгурец: Военная реформа проводится не силами военных. Это та ошибка, которая из года в год повторяется. На самом деле, провести реформы нужно не только армии, а всех силовых структур в целом, проводить комплексные реформы со взаимодействием всех структур, посмотреть, кто нужен, а кто не нужен. Но, парадоксальная ситуация: есть у нас программа реформирования Вооруженных Сил, она подписана президентом, но она не утверждается парламентом. Парламент, в то же время, выделяет деньги под программу, которую он не читал, не смотрел, но должен ее финансировать. Возникает противоречие между исполнительной и законодательной властью по поводу целей и сроков военной реформы. То есть, на данном этапе, я думаю, на Украине активизируется разговор о том, что нужно уровнять шансы исполнительной и законодательной власти в контроле за оборонной сферой, хотя, в принципе, на данном этапе больше шансов и больше рычагов управления находится в исполнительной ветке власти. Это один момент, и именно на волне этих обострившихся дискуссий возникнет вопрос как гражданском контроле в целом, так и сроках и темпах проведения военной реформы на Украине в более сжатые термины и с более кардинальными показателями, как по количеству вооружений, так и по количеству личного состава.

Дмитрий Волчек: Представители авиапредприятия "Пулково", которому принадлежал разбившийся в минувшее воскресенье недалеко от аэропорта "Шереметьево-1" авиалайнер Ил-86, опровергают информацию о том, что его экипаж перед вылетом в Санкт-Петербург не прошел положенный медосмотр, а сам самолет не был проверен на техническую исправность. Из Петербурга передает Дмитрий Казнин.

Дмитрий Казнин: Потерпевший накануне катастрофу самолет Ил-86 прошел необходимый техосмотр, а его экипаж - медицинское обследование. Об этом, опровергая появившиеся в средствах массовой информации сообщения о том, что ни технический, ни медицинский осмотр не были пройдены, заявили сегодня в пресс-службе авиапредприятия "Пулково". По словам пресс-секретаря авиапредприятия Елены Елагиной, проходить медосмотр в "Шереметьево-1" экипажу не требовалось, так как самолет совершал транзитный рейс.

Елена Елагина: Медосмотр экипаж прошел в городе Сочи, откуда выполнял рейс в Москву. Учитывая транзитную посадку и малое время стоянки в Москве, потому что в Москву авиалайнер прибыл в 13.43., а в Петербург вылетел в 15.18, то повторный медицинский осмотр не требуется в транзитном аэропорту. Получилось, что это рейс транзитный Сочи - Москва - Петербург.

Дмитрий Казнин: Технический осмотр самолета проводили техники, которые находились на борту Ила и которые числятся в списке погибших при катастрофе. Слово - пресс-секретарю авиапредприятия "Пулково" Елене Елагиной.

Елена Елагина: Что же касается технического осмотра, то он был произведен перед вылетом из Москвы силами инженерно- технического персонала, включенного в состав экипажа именно для того, чтобы осуществлять техническое обслуживание.

Дмитрий Казнин: Теперь невозможно сказать, какими были результаты этого техосмотра. Оперативное техническое обследование самолетов производится до и после каждого полета или силами находящихся на борту техников, как было в случае с Ил-86, или силами техслужб аэропорта, в котором находится самолет. По словам руководителя пресс-службы "Пулково" Константина Тарасевича, трудно сказать, существуют ли какие-нибудь документальные подтверждения проведенного предполетного техосмотра потерпевшего катастрофу лайнера. Между тем, полное техническое обследование авиалайнер прошел 7 апреля 2002 года в авиационно-технической базе аэропорта "Пулково". При этом никаких неполадок обнаружено не было. О причинах катастрофы ни руководство "Пулково", ни какие-либо другие службы пока не говорят. Уже появилось несколько версий возможных причин трагедии. Одна из них - отказ двигателя, еще одна версия - отказ системы управления. Слово - первому проректору Академии гражданской авиации пилоту первого класса Геннадию Коваленко.

Геннадий Коваленко: Мне кажется, что это, безусловно, не отказ двигателя. Если там что-то и отказало, то, как мне кажется, система управления. И меньше всего я хочу, просто зная, как обстоит дело с профессиональной подготовкой в аэропорту "Пулково", мне почему-то кажется, что экипаж должен был действовать там надежно и правильно. Система управления, как рассказывают очевидцы, что он "задрал нос", там это могло быть. Почему могло быть, я не знаю.

Дмитрий Казнин: При этом первый проректор Академии гражданской авиации Геннадий Коваленко не сомневается в профессиональных качествах Пулковских летчиков. По его словам, совсем недавно экипаж разбившегося лайнера отрабатывал на тренажерах возможные внештатные ситуации.

Геннадий Коваленко: Максимум квартал назад этот экипаж проходил тренировку на тренажере, отрабатывал возможный отказ двигателя, возможный пожар двигателя в полете, возможный отказ системы управления. Но мы знаем, что бывают такие отказы, мы их называем катастрофическими.

Дмитрий Казнин: Кроме того, по мнению первого проректора Академии гражданской авиации Геннадия Коваленко, ситуация с подготовкой личного состава на авиапредприятиях России оставляет желать лучшего.

Геннадий Коваленко: Мы проанализировали ситуацию, и получилось так, что достаточно большое количество командно-летного состава не повышало свою квалификацию около 10 лет.

Дмитрий Казнин: Первые официальные версии причины гибели Ил-86 появятся после расшифровки найденных на месте черных ящиков; произойдет это, по словам представителей пресс-службы "Пулково" только через несколько дней. Родственники погибших членов экипажа получат страховые выплаты в размере ста тысяч рублей на каждую семью. Об этом заявил Александр Швейдель, президент страхового общества "Конда", которое и застраховало экипаж авиалайнера.

Александр Швейдель: Люди были застрахованы на тысячу минимальных окладов. Это на сегодняшний день составляет 100 тысяч рублей на каждого застрахованного. Выгодоприобретатели после получения свидетельства о смерти сразу могут обратиться в комиссию по организации похорон и, в принципе, мы готовы выплачивать без промедления.

Дмитрий Казнин: Денежную компенсацию получат и оставшиеся в живых стюардессы Татьяна Моисеева и Арина Виноградова. Слово - президенту страхового общества "Конда" Александру Швейделю.

Александр Швейдель: По окончании их лечения будут приниматься решения. То есть то, что они получат страховую компенсацию, это абсолютно очевидно, но в каком объеме они получат, это будет видно уже из больничных листов.

Дмитрий Казнин: Борт самолета застрахован в страховом обществе "АФЕС" на три миллиона долларов. Здесь, прежде чем будут произведены выплаты, комиссия, занимающаяся выяснением причин гибели самолета, должна завершить работу. На данный момент в Пулково создана специальная похоронная комиссия, в которую, кроме представителей авиапредприятия, вошли и представители страховых компаний. Сегодня стало известно, что специального рейса для вылета родственников погибших членов экипажа организовано не будет. Как сообщили в пресс-службе "Пулково", двое родственников уже самостоятельно отбыли в Москву. Но если в Москву захочет полететь кто-то из оставшихся родственников, им будут предоставлены места на обычные рейсы. Пока, по словам представителя пресс-службы авиапредприятия "Пулково", никто из родственников погибших такого желания не высказал.

Еще со времен изобретения самолета братьями Райт, люди любят наблюдать за трюками пилотов в небе. Но, к сожалению, такие трюки не всегда заканчиваются успешно и иногда небезопасны для зрителей. Вот лишь некоторые фотографии крушений самолетов на авиашоу за последние двадцать с лишним лет.

(Всего 33 фото)

1. Два самолета пилотажной группы «Zelazny» столкнулись во время авиашоу в Радоме, Польша, 1 сентября 2007 года. Оба пилота погибли, но зрители на земле не пострадали. (AP Photo/ Darek Redos/FILE)

2. Три самолета итальянской пилотажной группы на аэродроме Ramstein 28 августа 1988 года. Один самолет взорвался и упал в толпу, в результате чего погибли 70 человек и были ранены еще 400. Через десять лет выжившие в катастрофе впервые решили потребовать компенсацию за моральный ущерб. (AP Photo/Charles Daughty)

3. Боинг B-17 «Летающая крепость» времен Второй мировой войны среди деревьев после неудачного взлета со взлетной полосы на авиасалоне в Уэст Мэйфилде, штат Пенсильвания, 23 августа 1987 года. В результате крушения пострадали 11 человек, 3 получили серьезные ранения. Никто не погиб. (AP Photo/Paul Hawthorne)

4. Горящий самолет на земле после столкновения трех итальянских самолетов на авиасалоне на аэродроме «Ramstein» 28 августа 1988 года. 14 апреля 2001 года бывший министр внутренних дел Германии и адвокат 82 выживших в той трагедии Герхарт Баум подтвердил, что возьмется за судебный процесс против Министерства обороны США, так как эксперты считают, что на аэродроме не были предприняты необходимые меры безопасности. (AP Photo/fls)

5. Огромное облако огня и бегущие в панике зрители на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Ramstein». (AP-PHOTO/PE/ARD-TV)

6. Горящий итальянский самолет летит на толпу во время авиасалона на базе «Ramstein». (AP Photo/Georg Riedel)

7. Лодочники смотрят на упавший на озере Онтарио самолет канадской пилотажной группы «Canadian Snowbirds» в Торонто, 4 сентября 1989 года, после неудачи на авиашоу. Пилот самолета погиб. Авария произошла во время исполнения акробатического трюка пилотажной группой из 9 человек. (AP Photo/John Moorecraft)

8. Французские жандармы у обломков истребителя «МиГ-29», разбившегося во время представления на Парижском авиасалоне 9 июня 1989 года. Пилот пострадал, но не погиб. (AP Photo/Michel Lipchitz)

9. Пилот из Колорадо погиб, когда одномоторный самолет упал на авиашоу в аэропорту Санта Фе. Пилотом был Ричард Боббит, который не смог выполнить поворот во время исполнения вертикального трюка. Свидетели говорили, что Боббит взлетел прямо вверх, заглушив двигатель, чтобы потом снова включить его, когда самолет будет падать. Но двигатель не завелся. Боббит выступал вторым во время однодневного шоу, которое тут же было закрыто. (The Pennsylvania State University)

10. Разбитый биплан «Pitts» на земле рядом с местным аэропортом в 100 км к западу от Вены 10 августа 1996 года. В результате погиб 53-летний пилот и по совместительству хозяин отеля. Зрители авиашоу видели, как самолет упал с высоты 50 метров после неудачного трюка с вращением. (AP Photo/Paul Plutsch)

11. Береговая охрана рядом с обломками биплана «Pitt», который только что достали из реки Огайо 6 августа 1996 года. Спасателям пришлось отрезать левую сторону, чтобы достать тело пилота Клэренса Спила, который не успел даже отстегнуться. Спил упал на авиашоу, проходившем во время регаты «Три реки». (AP Photo/Keith Srakocic)

12. Часть истребителя «F-117A» падает на авиашоу в Миддл Ривер, штат Мэриленд, 14 сентября 1997 года. Истребитель затем врезался в два дома, в результате чего те загорелись, а несколько людей на земле получили незначительные ранения. Пилоту удалось спастись. (AP Photo/Charles S. Collier)

13. Два биплана столкнулись в воздухе на авиашоу в Киссимми, штат Флорида, 19 апреля 1998 года. Пилоты Джеймс Лавлэйс и Рэндалл Дрейк пилотажной группы «Red Baron Flying Group» погибли. (AP Photo/Sean Kelly)

14. Истребитель F4U «Корсар» столкнулся с самолетом F8F «Биркэт» и загорелся на взлетно-посадочной полосе на второй день авиасалона в Ошкоше, штат Висконсин, США, 29 июля 1999 года. Одного человека госпитализировали, пилот смог выбраться самостоятельно. (AP Photo/The Oshkosh Northwestern, Mark Andrews)

15. Бомбардировщик Британской королевской армии падает в озеро Онтарио на канадском Национальном авиасалоне. Четырехмоторный самолет низко планировал над озером и как раз поворачивал, когда случилась авария. Экипаж из семи человек погиб. (AP Photo/City T.V.)

16. Истребитель Су-27 упал на толпу зрителей на авиасалоне в Львове 27 июля 2002 года. Жители этого западноукраинского города два дня провели в трауре, после того как истребитель упал на авиасалоне, в результате чего погибли 83 человека, и еще 116 получили ранения. Это стало одной из самых ужасных аварий в истории авиасалонов. (AP Photo/Oleksi Shinkarenko)

17. Облако пламени на аэродроме после крушения самолета Су-27 во Львове 27 июля 2002 года. Су-27 выполнял пилотажный трюк, когда вдруг задел землю и проскользил по земле, прямо в толпе зрителей, а затем взорвался. Экипаж из двух человек выжил. (AP Photo/Yuri Rura)

18. Капитан Кристофер Стриклин катапультируется из самолета за секунду до его столкновения с землей 14 сентября 2003 года на авиасалоне в Айдахо. Не пострадавший Стриклин катапультировался, уведя самолет в сторону от 60 тысяч зрителей и убедившись, что ему удастся спасти самолет. Это была вторая авария с тех пор, как ВВС США начали использовать самолеты «F-16 Falcon» для демонстрационных полетов в 1982 году. Никто не пострадал. ВВС свалили причину аварии на ошибку пилота. (AP Photo/ Bennie J. Davis III/U.S. Air Force)

19. Истребитель «Thunderbird» падает на землю во время выступления на авиасалоне 14 сентября 2003 года в Айдахо. 31-летний пилот Крис Стриклин увел самолет в сторону от толпы, и истребитель стоимостью 23 миллиона долларов взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. (AP Photo/ABC-TV via APTN)

20. Два самолета пилотажной группы «Masters of Disaster» столкнулись в воздухе на фоне третьего самолета на авиасалоне в Мус Джо, США, 10 июля 2005 года. Два самолета столкнулись в воздухе на ежегодном шоу. Зрители заявляют, что самолеты выполняли трюк и зацепились крыльями. (AP Photo/Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

21. Облако пламени и обломков от одного из двух самолетов, столкнувшихся в воздухе на авиасалоне в Мус Джо 10 июля 2005 года. (AP Photo/CP, Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

22. Пламя и дым за деревьями после крушения самолета в день открытия недельного авиасалона в Титусвилле, штат Флорида, 16 марта 2007 года. В результате погибли несколько зрителей. Пилот Кругман-Кади также погиб. (AP Photo/Phyllis Lilienthal)

23. Горящий самолет группы «Blue Angels» в Бьюфорте, штат Южная Каролина, 21 апреля 2007 года. Самолет упал во время авиашоу прямо на домики и трейлеры. Погиб пилот. (AP Photo/Fred Yelinek)

24. Солдаты на фоне обломков истребителя Су-27 из элитной пилотажной группы «Русские витязи», упавшего у поселка Денежниково, недалеко от Жуковского, к северу от Москвы 16 августа 2009 года. Два русских истребителя столкнулись на репетиции Московского авиасалона. В результате аварии погиб пилот, а один из самолетов упал на дачные дома. (AP Photo/Sergey Ponomarev)

25. Самолет «Super Decathlon» летит слишком низко перед тем как рухнуть на землю во время авиасалона в Бандунге, Западная Ява, Индонезия, 24 сентября 2010 года. Самолет рухнул и взорвался во время авиашоу, на который пришли сотни школьников. Пилота – единственного члена экипажа – срочно госпитализировали в тяжелом состоянии. Никто на земле не пострадал. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

26. Рухнувший самолет на авиасалоне в Бандунге, Западная Ява, 24 сентября 2010 года. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

27. Взрыв истребителя CF-18 во время тренировки в аэропорту Летбриджа, Альберта, Канада, 23 июля 2010. Пилот капитан Брайян Бьюс катапультировался перед столкновением с землей. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens)

28. Капитан Брайян Бьюс успешно катапультируется со своего истребителя во время неудачной тренировки перед авиасалоном в Летбридже, Альберта, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

29. Пилот Брайян Бьюс успешно катапультируется во время крушения самолета в Альберте, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

30. Одномоторный самолет Т-28 пилотажной команды «Trojan Horsemen Demonstration Flight Team» из шести самолетов взрывается во время представления на авиасалоне в Мартинсбурге, Вайоминг. В результате двух аварий произошедших за два дня на двух разных авиашоу погиб один зритель. (AP Photo/Journal Newspaper, Ron Agnir)

31. Перевернутый самолет «Р-51 Мустанг» перед падением на авиасалоне в городе Рино, штат Невада, 16 сентября 2011 года. Самолет упал на зрительские места. (AP Photo/Grass Valley Union, Tim O"Brien)

32. Самолет «Р-51 Мустанг» в падении на авиасалоне в Рино. Самолет времен Второй мировой войны, пилотируемый 75-летним Джимми Лиуордом, рухнул на землю во время популярного ежегодного авиасалона. (AP Photo/Garret Woodman)

33. Самолет «Р-51 Мустанг» разбивается на краю зрительских трибун на авиасалоне в Рино. (AP Photo/Ward Howes)

27 июля 2002 года на аэродроме Скнилов неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома Озерное под Житомиром и направился в Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот — полковник Юрий Егоров. Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа — «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» — спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой — самолет резко потерял высоту. После того как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты — в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них — 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров — 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение

о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы» и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившим незапланированный маневр. Кроме того, вина была возложена на организаторов шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик, погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.

13 лет назад в Украине произошла крупнейшая авиационная катастрофа – на Скниловском аэродроме. Во время проведения авиашоу во Львове в результате падения СУ – 27 погибло 78 человек, из них — двадцать восемь детей . Пострадало — еще 250 человек




В тот день, 27 июля 2002 года, около десяти тысяч человек пришли посмотреть авиационное шоу, приуроченное юбилею авиационного корпуса ВВС Украины.

Пилоты высшей категории Владимир Топонарь и Юрий Егоров, должны были продемонстрировать фигуры на Миг-29, однако самолет не смог вылететь во Львов. Пришлось его заменить на СУ-27.

Во время показательных полетов на военном аэродроме Скнилов во Львове самолет упал на зрителей. Самолет сначала задел дерево, потом крылом землю, несколько раз перевернулся и влетел в толпу людей. Пилоты Топонарь и Егоров успели катапультироваться. Они не признавали своей вины, обвинив организаторов в том, что те не предусмотрели безопасного расстояния от зрителей.



В результате авиакатастрофы пострадало 392 человека , погибло 77 , в том числе 28 несовершеннолетних , трое детей остались сиротами , 13 – полусиротами . 12 человек остались на всю жизнь инвалидами , восемь лечатся в психбольницах .



Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор . Среди них называют и неисправность самолета , и непродуманность выступления , и отсутствие у летчиков летной практики .



В конце концов, наказание за авиакатастрофу понесли около десяти человек. Пятерых посадили, в том числе Владимира Топонаря до 14 лет и Юрия Егорова до 8 лет. Им инкриминировали отклонение от летного задания, низкий профессионализм и халатность. Впоследствии срок пилотам сократили до восьми и трех лет.

К Скниловской трагедии величайшей катастрофой во время авиашоу было столкновение над авиабазой Рамштайн в Германии. В 1988 году во время выступления итальянских пилотов в воздухе столкнулись три из десяти самолетов "Аермаккі", после чего они упали на зрителей. Тогда погибло семьдесят человек, еще три сотни получили ранения.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что несут в себе символы? Что несут в себе символы? Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга Эрик берн трансакционный анализ и психотерапия - книга