Амвросий медиоланский. Преподобный Амвросий Оптинский: биография, молитва и интересные факты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин , принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи , сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием .

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis), Амвросий Аврелий (Aurelius Ambrosius) (около 339 года, Августа Треверов, ныне Трир - 4.4.397, Медиолан, ныне Милан), святой, епископ Медиолана, богослов, один из западных отцов Церкви. Жизнь Амвросия Медиоланского описана в его собственных сочинениях, а также в биографии, составленной около 412-413 годов диаконом Цавлином (секретарём Амвросия Медиоланского).

Родился в семье префекта Галлии. Изучал в Риме греческую и римскую литературу, риторику, право. Избрав карьеру чиновника, стал около 370 года наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане. Местной христианской общиной был избран епископом Медиоланским, хотя в то время только готовился к крещению. В ноябре 374 года принял крещение, а в декабре 374 года возведён в сан епископа. В 378-395 годах - советник императоров Грациана, Валентиниана II, Феодосия Великого.

Благополучие Римской империи Амвросий Медиоланский связывал с приверженностью её правителей принципам христианской нравственности. Идеальным считал такое государство, в котором церковь и светская власть взаимно содействовали бы друг другу, а элементом, сплачивающим империю, была бы вера. Выступал за автономный статус церкви.

Являлся непримиримым противником язычества и арианства. Например, в 382 году убедил императора Грациана убрать из здания сената алтарь и статую богини Виктории (Победы). В 384 году также убедил императора Валентиниана II не поддаваться на доводы неоплатоника-оратора Симмаха, требовавшего терпимости к язычеству и восстановления в сенате статуи Виктории. В 385 году, когда Юстина, мать императора и сторонница арианства, понуждала отдать арианам базилики в Медиолане, Амвросий Медиоланский отказался сделать это. Вместе с другими епископами и верующими он затворился в базилике Портиана и для укрепления духа исполнял вместе с паствой и воинами, охранявшими врата, антифоны и гимны. (Согласно биографу Амвросия Медиоланского - Павлину Медиоланскому, этот обычай богослужебного пения распространился затем из Медиолана на все западные провинции империи.) Победа Амвросия Медиоланского в борьбе с противниками никейской ортодоксии ослабила позиции ариан на севере Италии и в Иллирии. После предпринятой по приказу императора Феодосия резни в Фессалониках (390 год) принудил императора к публичному церковному покаянию. Способствовал в 387 году обращению в христианство Августина Блаженного.

Амвросий Медиоланский известен многочисленными богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов, среди них - комментарий на «Шестоднев» («Hexaeтeroп»), «О рае» («De paradiso»); морально-практическим вопросам: «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»); догматическим вопросам: «О вере» («De fide»), «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»). Ряд своих произведений посвятил теоретическим вопросам взаимоотношений государства и церкви. Способствовал усвоению западной теологией богословской мысли христианского Востока (Филон Александрийский, Ориген, святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и др.), познакомил Запад с аллегорическим методом библейской экзегезы. Утвердил на Западе восточное учение о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы (впоследствии это учение было принято в качестве догмата на 4-м Латеранском соборе, 1215 год).

Гимнографические труды. Амвросий Медиоланский - автор нескольких гимнов (текстов и мелодий), используемых в оффиции. По различным сведениям, он сочинил от 12 до 18 гимнов. 4 гимна - Aeterne rerum conditor («Бессмертный творец всего сущего»), Deus creator omnium («Бог, создатель всего сущего»), Jam surgit hora tertia («Наступает час третий»), Veni, redemptor gentium («Приди, спаситель народов»; известен также по началу другой строфы - Intende, qui regis Israel, «Подвигнись, царь Израилев») - приписывал Амвросию Медиоланскому уже Августин Блаженный. В истории музыки наибольшую известность приобрёл «амвросианский» гимн Те Deum («Тебе Бога хвалим»), авторство Амвросия Медиоланского, в отношении которого современная наука оспаривает. По имени Амвросия Медиоланского названа особая певческая традиция в католическом богослужении - амвросианское пение (смотри Григорианский хорал). Амвросию Медиоланскому приписывается Миланская литургия.

День памяти Амвросия Медиоланского - 7(20) декабря. Почитать Амвросия Медиоланского как на Западе, так и на Востоке стали сразу же после его кончины, о чём свидетельствуют появившиеся уже в 5 век латинское и греческое жития.

Соч.: Patrologiae cursus completus. Ser. Latina. Р., 1844-1864. Т. 14; Две книги о покаянии. М., 1901; Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908; Две книги о покаянии и другие творения. М., 1997.

Лит.: Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. К., 1897; Адамов И. И. Учение о Троице свыше Амвросия Медиоланского. Сергиев Посад, 1910; Прохоров Г. В. Нравственное учение святого Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Marcelii J. J. Ecclesia sponsa apud sant Ambrogio. Roma, 1967; Beato L. Teologia della malattia in sant Ambrogio. Mil., 1968; Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di S. Ambrogio. Mil., 1978; Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995.

Ф. Г. Овсиенко; С. Н. Лебедев (гимнографические труды).

14 ноября в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) состоялась презентация первых двух томов русского издания творений святителя Амвросия Медиоланского. Что это за святой? Почему его труды актуальны для нас?

– Я вывел тебя из ничтожества и сделал царем. Я предал в твои руки врага твоего и покорил тебе все его полчища. Я даровал царский престол твоему потомству. Я сделал то, что ты без труда одержал победу, а ты даешь повод к торжеству надо Мною моим врагам.

Кто мог так сказать императору? Маленький тщедушный человек Амвросий Медиоланскй. Так он говорит от имени Христа! Сказать такие слова с полной уверенностью в своей правоте, можете только человек огромной веры, видящий Господа рядом с собой, беседующий с Ним.

Амвросий также сказал императору: ” Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью. Этого тоже никогда не было чтобы богоподобного императора могущественного Рима ставили в угол и отлучали от причастия.

Каков он из себя, этот Амвросий?

(что скажут на этот образ любители зелотского образа пастыря «власата и брадата»?)

Христиане, вообще, часто спорят со властью. Но не за власть. За Истину. Спорили российские новомученики, римские «мартирос», греческие исповедники в недрах Оттоманской империи. И всегда проигрывали. Их распинали, жгли, расстреливали, морозили в тайге. Но как ни странно, Земля продолжала крутиться в том направлении, в котором они ее толкали. Он был один из них.

Удивительно было не то, что спорил, что до него делали многие, а то, что Амвросий был одним из первых Христиан, кого власть послушалась. У нас сегодня очень болезненно воспринимают союз власти и государства. Настолько это больное место, что даже совершеннейшая идея Владимира Соловьева о Симфонии попадает на сильное подозрение. Нет, Симфонии между Феодосием Великим и Амвросием из Медиолана не было. Ибо власть данную от Бога святитель считал выше царской:

– Закон Христа подчинил вас нашей власти и нашему суду, ибо и мы властвуем, и прибавлю: властью высшею и совершеннейшею, нежели ваша». Власть и полномочия, даже простого иерея, он ставил выше царского права, так даже Царь не имеет той степени доверия, которой обладал служитель Престола и друг Христов - священник.

Надо представлять себе кем позиционировался римский император. Он был аватаром бога. Римляне искренне считали его полубогом как Геракла или Эола. Это не было результатом пиара. Римляне от чистого сердца и всей силой ума считали императора иным существом, нежели простые смертные. При жизни Константина Великого даровавшего свободу христианам и уже считавшего себя учеником Христа жители Италии просили его построить и посвятить ему, императору храм. На что он неохотно согласился. И они построили.

Это сейчас газеты ругают президентов, а еще несколько столетий назад считал, что он слеплен из особой царской глины и Карл двенадцатый ему брат, а никак не его раб и человек «подлого» звания - русский крестьянин. Слова Амросия были революционными, так как они, наконец, достигли удобренной почвы - сердца императора. Можно сказать, что с этих слов из их дружеских и равных отношений началась великая европейская цивилизации.

Впервые равенство людей как результат веры в Христа начало иметь место. «Христиане не могут быть рабами» - писал медиоланский святитель. Если во Христе она была обоснована де-юре, то в четвертом веке она из потенциальной возможности стала развиваться как практика.

И это было только начало рождения практики равенства во Христе его детей: «Господь положил общий для всех закон рождения и повелел, чтобы земля, со всеми ее дарами и богатствами, составляла как бы некоторое достояние всех людей вообще. Итак, природа породила право общее, вопреки этому насилие человеческое узаконило право частное, право собственности».

Все люди одной природы, все братья, связаны правом родства и, как таковые, должны любить друг друга и «взаимно содействовать один другому в жизни». «Итак, - заключает Миланский епископ, - справедливость требует от нас, чтобы мы имели любовь, прежде всего, к Богу, потом к отечеству, к родителям и, наконец, ко всем вообще».

Мы слышим слова, которые нам кажутся банальностью. Однако это ведь НОРМА. Как раньше казалось дичью небожественное происхождения Августов, рабское состояние, возможность пыток и естественность грабительской войны. Так и сегодня нам кажется странным и опасным почти коммунистическое:

«Ты раздаешь бедным вовсе не свое добро, ты возвращаешь им их собственное. Ибо ты присвоил из того, что дано всем в общее пользование. Земля принадлежит всем, а не одним лишь богачам, и тех, кто не трудится на ней, меньше, нежели тружеников. Итак, ты отдаешь долг, а вовсе не сыплешь щедротами». Что-то Европа усвоила, а что-то из его наследия звучит по-прежнему актуально и сегодня.

Как 1700 лет назад права человека, равенство, социальная защита и Гринпис казались фантастикой, так и сейчас то, что будет через следующие 1700 лет, новое устройство мира кажется Утопией. Но всегда находятся люди которые могут изменить наш мир и заставить Землю крутиться в сторону света. Наблюдая успех «проигравших» мартириев, уже не кажутся странными слова не только о справедливости, но даже такая, ныне почитаемая мелочью вещь, как отношение к животным. Леонардо да Винчи писал, что непременно настанет время когда насилие над животными будет считаться преступлениям. И Я убежден, что такое время действительно настанет. В этом нет никакого сомнения.

Но это не делается само собой. Это не делается в государственной Думе. Мир изменяют к лучшему только Христос и его ученики. Они делают мягче сердца сенаторов, они поражают красотой души граждан, они милосердием склоняют к вере сердца чуждых народов. Раньше, до нас этим занимался кто-то. Мы знаем святителей. Но мы не знаем миллионов простых христиан и христианок сумевших разнести свет Христовой любви по всему белому свету. Сегодня наша очередь быть солью земли. Но…

Мы все в растерянности. Мы ожидали, что после падения звезд с наших знамен мы найдем свободный и сильный народ, воспрянувший от воздуха свободы, а нашли новое средневековье в сердцах, головах и законах. Мы нашли мрак суеверия и жестокость вернувшуюся из мрачного прошлого человечества. Вместо государства мы видим кооператив по сбору «корма» и «мыта». И часто в нас угасает вера в то, что этот мир наш и в то, что Богу угодна наша борьба в нем. Этот мир не комфортен для мирного чтения на досуге святых отцов, умной молитвы в квартире, тихого и безмятежного жития.

Сегодня мир бродит как новое вино. Вид этой браги пугает: атомная бомба, содомия, миллиарды голодных и обозленных жителей Юга, воскрешаемые ереси и сошедшая с ума Европа. И наша страна еще не выздоровевшая от рабства и войны с Богом. Церковь, как и раньше, сотрясается поисками своего места в новом мире. Быть вместе с «такими» государствами или уйти в катакомбы? Где права личности, данные Богом, и где начинается смертельная разнузданность свободы порока.

Мы забыли слова Христа о том, что об учениках же своих Он сказал: «вы - свет мира». Сегодня у Христа нет других учеников кроме нас. Когда Амвросию предложили епископство он бежал из города (теперь это Милан). Он бежал два раза. Его заставили стать епископом. Заставил император и народ. От народа он едва не получил по шее за отказ служить ему верой и правдой. Он не был даже крещен. Народ и Церковь так были уверены в нем, в его образовании, в его честности, умению управлять и одновременно любить, что за семь дней Амвросий был крещен прошел все стадии посвящения внутри церкви и стал ее иерархом. Разве это не кажется удивительным именно сегодня?

И они не обманулись в своих ожиданиях. Вдохновленный и окрыленный любовью Христа и людей он расцвел душой и положил свою душу за други своя. Ах, так! Вы хотели чтобы именно я был вашим пастырем, тогда… Пламенно и самозабвенно он говорил проповеди. Во время его проповедей в храме стояла абсолютная тишина. Душа народа, мятущаяся между богами Олимпа и Христом была поражена красотой новой веры Любви. В то время, когда жизнь человека не стоила ничего, когда гладиаторы пронзали друг друга мечами на забаву публики, рабов не считали за людей, а города взятые римскими войсками иногда вырезались целиком просто так, слова звучали потрясающе. Второй по величине город Рима склонил голову пред маленьким Амвросием.

Христос во время выхода на проповедь метался по всей Иудее, из города в город, из селения в селение, ища сердца жаждущие правды и чающие Царства небесного. Так же и его ученики разошлись по всему свету поступая также как он. Настал наш черед.

Мы же де-факто, почти все, так же бежим от мира. Мы - «свет мира», бежим от работы Божией. Кто в новые катакомбы, кто в бизнес, кто в умную молитву частного лица. Харизма частной и тайной молитвы - великая вещь. Тайнообразуще душа беседует с Богом и результаты этой беседы молитвенник несет в мир, как некое миро. Но эта харизма не для всех Она не может быть массовой по определению. Все-таки большая часть из нас, христиан, живет в миру и призвана на открытый путь Христов. На такой как и предыдущие Его ученики. Но нас пугает государство, власть своей неподъемной громадой, так что все чаще раздаются голоса махнуть на него рукой, забыть его как страшный сон и уйти в социальное гетто самим по доброй воле.

Да, государство которое мы сегодня имеем, это больше Белая Орда, чем Европа. Да, мы и сами, по большей части, носители менталитета Руси Рюриковичей. Но это надо менять. Это может только измениться нашими руками. Сегодня судьба страны и то что, будут ли снова христиане спорить с императорами и висеть на кресте или мирно ходить в храм и честно трудиться вместе с императорами зависит от нас. Императоры и президенты - они не боги. Нет среди них Августов. Они могут меняться, как и всякий человек. Им надо как и в ромейском Медиолане напоминать:

«Император, - писал Амвросий Медиоланский, - не должен никого лишать свободы. Добрые цари любят свободу, нечестивые - рабство». И когда они, увидев нас имеющими право так говорить, по долгу нравственного превосходства, смогут как и тогда созидать не только более справедливое и милосердное общество, но и прекрасные храмы. В их тишине, люди подобные медиоланскому святителю, смогли бы писать гимны и музыку к службе. Имеющим право как имел право Сам святитель. Он был сенатором. Имел огромные владения в Италии и на Сицилии. Амвросий был назначен представителем власти - префектом Севера Италии с резиденцией в Медиолане.

При крещении каждый из нас получил Дары – совсем не меньшие, чем этот Отец Церкви. Поэтому и среди нас есть те кто может стать новым Амвросием. Ведь Господь и из камня может сотворить себе детей. Но для того чтобы стать сыновьями Бога, надо стараться быть Его сыновьями. Надо хотеть быть Его сыновьями. Надо твердо знать что мы - истинные наследники в Его доме. Святитель Амвросий думал, что это хотение - есть очень важная часть спасения.

Каков путь Его сыновьям?

Есть разные пути. Но как-то так сложилось, что именем пути Христова у нас подразумевают больше муку, страдание, безграничное терпение. И поэтому многие боятся этого призвания.

Многим, внутри церкви, кажется, что распятие и страдание - это единственный верный путь к Богу. Например как пишет :

Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, - приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя. И что отвержение и презрения мира - это единственный путь. Но вот апостол Павел также сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Мы видим, что глубина апостольского ума видела в Кресте Христовом кроме муки и восторг Божественной и человеческой чистой любви. Это так трудно понимаемое - Иго Мое легко.

У апостола Петра тоже было очень чистое и чуткое сердце. А еще оно было пламенным от любви. Они сказали и сделали, и вошли в Рим. И Рим пал к ногам Христа.

В Риме сохранилось место на Аппиевой дороге где апостол Петр, бежавший из Рима во время гонений встретил Христа и услышал от него «Quo vadis, Domine?» (Камо грядеши, господин?)

Этот вопрос слышал Амвросий Медиоланский и вернулся в Милан. А мы? Миланцев иногда называют «амбросианцы». А кого назовут нашим именем?

Один сельский батюшка иногда шутя, цитирует то, что вбили нам в голову в школе. Что делать? То, что увидел, уже никак не развидеть. Он в таких случаях цитирует Маяковского:

«Но хладную планету эту и солнцем Ленина не растопить…»

Так ли она хладная на самом деле? То ли солнце светило над ней? Вот луч солнца, светившего над Медиоланом, – «Te Deum»:

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе превечнаго Отца вся земля величает. Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе херувими и серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына, и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы Христе, Ты Отца присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева. Ты одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное.

Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия прийти веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже честною кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки: во вся дни благословим Тебе, и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя: на Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

Что нам в этой беседе святого Амвросия Медиоланского с Богом Отцом…

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего.

Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование.

Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане.

В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка.

Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий – епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364-375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться.

Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий, отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385-386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375-383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимии, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель.

В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников.

Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви.

Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

АМВРОСИЮ МЕДИОЛАНСКОМУ
Тропарь, глас 4

П равило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Б ожественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, / священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, / Христа Бога моли, спастися душам нашим.

Хвалебная песнь Богу (творение Свт.Амвросия)

Тебе Бога хвалим,
Тебе Господа исповедуем.
Тебе Превечнаго Отца
вся земля величает;
Тебе вси Ангели,
Тебе небеса и вся Силы.
Тебе Херувими и Серафими
непрестанными гласы взывают:
Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф,
полны суть небеса и земля
величества славы Твоея.
Тебе преславный Апостольский лик,
Тебе пророческое хвалебное число,
Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,
Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,
Отца непостижимаго величества,
покланяемаго Твоего истиннаго
и Единороднаго Сына
и Святаго Утешителя Духа.
Ты, Царю славы, Христе,
Ты Отца Присносущный Сын еси.
Ты, ко избавлению приемля человека,
не возгнушался еси Девическаго чрева.
Ты, одолев смерти жало,
отверзл еси верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога седиши
во славе Отчей, Судия приити веришися.
Тебе убо просим: помози рабом Твоим,
ихже Честною Кровию искупил еси.
Сподоби со святыми Твоими
в вечной славе Твоей царствовати.
Спаси люди Твоя, Господи,
и благослови достояние Твое,
исправи я и вознеси их во веки;
во вся дни благословим Тебе
и восхвалим имя Твое во век и в века века.
Сподоби, Господи, в день сей
без греха сохранитися нам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас;
буди милость Твоя, Господи, на нас,
якоже уповахом на Тя.
На Тя, Господи, уповахом,
да не постыдимся во веки. Аминь.

Церковный писатель, святитель

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в году в семье римского наместника Галлии . Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим , где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии , но жил в Медиолане . В году умер епископ Медиолана (ныне Милан) Авксентий , и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами , так как каждая сторона хотела поставить своего епископа . Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных , почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана I (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий отстаивая единство Церкви , энергично противодействовал распространению ересей . Так, в году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии , а в - годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал знаменитый отец Западной Церкви, блаженный Августин , принявший в году святое крещение под воздейстивем проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан , получив от него изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни . Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре , а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда , царица воинственного германского племени маркоманов , часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в Христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в Христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей .

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции , пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи , сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике , в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием .

Ревностный проповедник и мужественный защитник Христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице , таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры ; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии).

В сочинениях о христианской нравственности он раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников . Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви.

Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение по сирийскому образцу, известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Возможно он же составил благодарственный торжественный гимн "Тебе Бога хвалим ", вошедший в богослужение Православной Церкви.

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (общий святителю)

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Амвро́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас тот же (из Оптинской службы, написанной в 1870 году архимандритом Антонием (Ильенковым), в схиме Авраамием, 1832 - 1889)

Боже́ственнаго вдохнове́ния орга́не,/ доброде́телей апо́стольских прича́стниче,/ Ри́ма кра́сное процвете́ние,/ Амвро́сие, иера́рше блаже́нне,/ царя́ обличи́л еси́/ и вселе́нную в благоче́стии утверди́л еси́./ Те́мже моли́ся Христу́,// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость._

Кондак, глас 3 (Подобен: Божественныя веры:)

Боже́ственными догма́ты облиста́я,/ помрачи́л еси́ А́риеву пре́лесть,/ священнотаи́нниче и па́стырю Амвро́сие:/ чудоде́йствуя же си́лою Ду́ха,/ стра́сти разли́чныя я́ве исцели́л еси́, о́тче преподо́бие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим. и http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1222.html - ин кондак

  • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1224.html - кондак
  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать