Языковой вопрос в Башкирии: «Здесь вам не Казахстан. Крик башкирки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Глава Башкирии высказался об отмене обязательного изучения башкирского языка в школах. Министерство образования в ближайшее время должно подготовить необходимые документы.

Глава республики Рустэм Хамитов прокомментировал недавнее заявление Владимира Путина в Йошкар-Оле, когда Президент высказал свою позицию по поводу обязательного изучения детьми языков национальных регионов.

Рустэм Хамитов отметил, что с позицией Путина полностью согласен и надо вносить определенные изменения в школьную программу.

«Министерство образования Республики Башкортостан еще раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в регионе и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного. Эти изменения будут внесены в том числе и потому, что идет гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательства в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков», – сказал Рустэм Хамитов .

Скорее всего, данное высказывание означает, что принудительно изучать башкирский и другие национальные языки в республике школьники уже не будут. Тем не менее руководитель региона ратует за то, чтобы все было сделано для сохранения языка. Он предложил повсеместно расширять добровольное изучение башкирского, в том числе в виде факультативных занятий в школах, вечерних классов, дополнительных курсов в вузах и «университетах третьего возраста», пишет портал proufu.ru.

«Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углубленно. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована», – отметил глава республики.

Кроме того, Рустэм Хамитов выразил уверенность в том, что решение изучать или не изучать родной язык должны принимать родители. При этом он выразил надежду, что жители региона будут соглашаться с тем, чтобы их дети изучали башкирский как один из государственных языков Башкортостана.

«Надо понимать, что изучение родного языка – это прежде всего выбор родителей. В данном случае мое личное мнение: хотелось бы, чтобы башкирский язык у нас в республике изучался как государственный, чтобы родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь, у нас в республике, как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено», – подчеркнул Рустэм Хамитов.

Если поправки в школьную программу будут приняты, то при пересмотре учебных планов 8-х и 9-х классов сокращения часов для учителей башкирского языка допущено не будет. Выпадающие уроки они смогут дополнить факультативными занятиями.

Отметим, что далеко не все национальные республики готовы трактовать высказывание Президента об изучении языка, как приказ к мгновенным действиям. Например, Татарстан. Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев также прокомментировал заявление Владимира Путина о том, что недопустимо заставлять человека учить неродной язык. Шаймиев выступил на пленарном заседании Всемирного конгресса татар.

По словам Шаймиева, в СМИ была поднята «напрасная шумиха». В Йошкар-Оле на заседании совета по межнациональным отношениям Путин говорил не о том, что не нужно учить родной язык.

«Он высказал беспокойство за ухудшение обучения государственного языка - русского. Вчера смотрел по телевизору, делегат из Румынии сказал, что нужно стараться разговаривать на татарском языке в семье. Это основа! Все зависит от нас самих. Мы знаем, если возьмемся, сделаем. От нас зависит наше будущее» , - сказал Шаймиев, пишет «Бизнес online».

По словам Шаймиева, у каждого человека есть право получать образование на родном языке.

«Вы же являетесь налогоплательщиками в своих регионах, когда вернетесь, серьезно поднимите этот вопрос - вы имеете полное право получать образование на родном языке. Это наше конституционное право. Требуйте! Речь о том, что сохранить татарский язык только в Татарстане, не идет. Политика нашей страны не препятствует изучению родного языка», - отметил госсоветник РТ.

«Надо понимать, что родной язык есть у русских, татар, других народов России - понимая это, надо оказывать помощь в сохранении этих языков. В нашей республике работает 148 школ, где обучение ведется на чувашском, марийском, мордовском и других языках, а также проводится изучение этих языков. Возможно, и больше нужно. А в воскресных школах идут занятия на 25 языках народов мира. Нам нужно использовать все возможности! И вы, руководители конгрессов, я имею в виду регионы России, поскольку в зарубежных странах немного другие условия. Вы там работаете, являетесь налогоплательщиками, у вас есть общественные организации, нужно серьезно поднять этот вопрос. Вы можете вернуться и сказать: «Вот, в Татарстане заботятся не только о татарском языке - сколько там школ, в которых ведется преподавание на их родных языках. Это возможно!» Можно приехать, посмотреть, представители других республик и регионов могут познакомиться с их деятельностью. Это [право получать образование на родном языке] наше конституционное право. Никто ничего не запрещает. Стандарты есть. Но политики, которая запрещает учиться на родном языке и изучать его, в стране нет. В том числе и в нашей республике. Поэтому мы должны создавать условия и для изучения других языков», - добавил Минтимер Шаймиев.

Накануне стало известно, что президент России Владимир Путин перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля. Напомним, тогда глава государства выразил свое отношение к теме изучения русского и родных языков весьма определенно.

«Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый, - Владимир Путин. Что же касается родных языков, то по мнению президента страны, «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». И обратил на это особое внимание глав регионов. Теперь же из Москвы в регионы поступил конкретный перечень поручений, в котором указаны сроки, когда главы регионов должны отчитаться об их исполнении.

Так, вопрос о соблюдении объемов изучения в школах русского языка, как государственного, а также организации изучения родных языков на добровольной основе по выбору родителей, главы регионов должны «разрулить» и доложить о выполнении до 1 декабря текущего года.

Поскольку Башкирия оказалась в числе российских регионов, где вопрос изучения башкирского языка стал темой протестных акций, вряд ли кто-то возьмется с большой долей вероятности утверждать сегодня, каким будет будущий отчет главы Башкирии Рустэма Хамитова перед президентом России о выполнении данного поручения.

До сих пор глава Башкирии так ни разу и не сформулировал своей четкой позиции по данному вопросу. На республиканском педсовете 13 августа он об этой теме долго, изложив в своем выступлении практически все точки зрения и часто употребляя в своей речи слово «мы»: «мы живем в Башкортостане…», «мы должны создать условия», «мы должны выполнять…», «мы найдем решение». Но своей собственной позиции по этой актуальной теме Рустэм Хамитов пока так и не выразил.

Медиакорсеть узнала другие мнения по этой теме.

«Проблему только усугубляют»

На мой взгляд, здесь напрямую идет нарушение конституционных основ нашей страны, поскольку конституцией всем государственным языкам даны одинаковые права, ведь принято, что на всей территории России государственным языком является русский, а на территории национальных республик вторым государственным языком является родной язык титульного народа, - высказал свою точку зрения социолог, член Конгресса башкирского народа Ильгиз Султанмуратов.

– Это значит, что башкирский государственный и другие государственные языки имеют одинаковые права для изучения. Меня не только как социолога, но и как коренного башкира, пренебрежение этим обстоятельством со стороны федеральных властей крайне возмущает.

Как выразился Рамазан Абдулатипов, национальный вопрос является граблями России. Зачем наступать на эти грабли и вызывать напряжение ситуации в тех сферах, где ее не было? Ведь этой ситуацией недовольны не только родители башкирской национальности, но и учителя в школах. Искусственно создается напряженность в школах, в педагогических коллективах, среди учеников и родителей. Знаю случаи, когда недовольным родителям настойчиво рекомендовали жаловаться в прокуратуру, а следом за этим в школы приходят проверки и в итоге страдает учебный процесс.

Буквально в течение последних месяцев искусственно создали проблему. Я до последнего момента надеялся, что, говоря о родных языках, представители федеральной власти имели в виду языки родные, а к государственным языкам, которые считаются в регионах вторым государственным языком, это не относится.

Уверен, что проблему изучения русского языка таким образом не решат, зато проблему изучения башкирского языка обострят, как и межнациональные отношения. Мне кажется, все здравомыслящие люди должны высказать свое мнение и апеллировать к букве и духу закона. В ближайшее время ожидается визит Владимира Путина в Башкирию, нельзя упускать возможность обсудить с ним эту тему. Должно быть принято решение, устраивающее все стороны.

Во-первых, если говорить объективно, то русских, татар и представителей других национальностей в Башкирии все-таки больше, чем башкир, так что настаивать на обязательном изучении в школах башкирского языка не совсем корректно хотя бы по этой причине.

Во-вторых, я лично знаю башкир, живущих в городах, которые не стремятся изучать башкирский язык, потому что не считают, что он востребован. Представители башкирской общественности считают, что их права грубо нарушаются отменой обязательного изучения башкирского языка. Но почему они не учитывают, что, принуждая детей других национальностей изучать башкирский язык, они нарушают их права? Не зря же из многих регионов сейчас в Москву посыпались письма с протестом против такого положения дел. Никто не покушается на права башкир и других народов изучать свой язык, но не нужно навязывать этот предмет другим людям. А башкирский язык на уровне, необходимом для общения, вполне можно изучать в рамках краеведения, выделять для этого отдельные часы не нужно. Что же касается учителей башкирского языка, которые могут остаться без работы, то они могут переквалифицироваться и преподавать другие предметы, как это было раньше с учителями немецкого и английского языков, когда у них урезали часы, - считает член комитета по языковой политике Собора русских РБ Галина Лучкина .

Права и обязанности

Политолог Сергей Лаврентьев , считает, что решать проблему изучения башкирского языка, безусловно, надо, но при этом не стоит применять чересчур радикальные меры.

Наше министерство образования, будучи частью федеральной структуры, в решении некоторых вопросов, порой старались угодить всем. Решение об изучении башкирского языка в ущерб государственному языку как раз из этой категории. А теперь вот не знают, как вернуть данную тему в нормальное русло. Никто не против изучения языка, но ищите возможности, Не стоит забывать, что дети из школы выходят не для того, чтобы уметь хорошо говорить на башкирском языке, а для того, чтобы стать инженерами, владеть другими специальностями, - говорит Сергей Лаврентьев. –

Кстати, до Октябрьской революции эти вопросы решались без всяких скандалов: и национальные театры, и национальные школы, и национальные издания – все было. И финансирования у царя никто на это не просил. Потому что данный вопрос решался по мере востребованности. Вот так и надо к нему относиться.

А если есть необходимость в изучении языка для его сохранения, так лучше нужно покреативить над тем, как заинтересовать учеников. А губернаторам стоит помнить, что критериями их эффективности является не только выполнение поручений федерального центра, но и наличие или отсутствие национальной напряженности. А если топорно решать проблему, то напряженности не избежать.

Депутат Госсобрания Башкирии Рамиль Бигнов считает, что данный вопрос следует решать, прежде всего, в правовом поле. Чтобы расставить все точки над «i» и избежать противоречия законодательных актов.

Принципиально я согласен с подходом президента страны к решению вопроса. Изучение русского языка представителями нерусских народов обязательно. Поскольку в нашей стране именно русский является языком межнационального общения. А что касается других языков, то все-таки приняты соответствующие законы в регионах об их обязательном изучении, и их никто не отменял. Значит, теперь нужно, прежде всего, внести изменения в законодательство, и это работа Государственного собрания, главы республики или других субъектов законодательной инициативы, - поделился мнением Рамиль Бигнов.

Если говорить о заявлении Путина, то основное в нем - то, что на высшем уровне подтверждено: изучение родных языков это право, а не обязанность, - считает координатор сообщества «Русская Башкирия» в соцсети «ВКонтакте» Константин Кузнецов . - Дело в том что термин "государственный язык" применительно к местным языкам интерпретировался, как обязательный для изучения, но во всем мире для этого применяется термин "официальный язык", но это не значит, что все граждане должны знать язык. При этом вопросы изучения и сохранения родных языков разделены в сознании самих же сторонников – то есть, в первую очередь, важен факт изучения, а не сохранения и развития. Так что отказ от навязывания башкирского мог бы пойти на пользу языку, лучше стоит потратить усилия на его сохранение. Но пока язык выступает в качестве символа и этнической преференции, эта проблема не может быть оценена трезво, и напряжение будет усиливаться.

У писателя Игоря Савельева свой взгляд на данную тему.

Я считаю, что каждый человек должен обязательно изучать свой родной национальный язык, будь то башкирский, татарский или иной язык, - говорит он. – Владимир Путин, по сути повторил то, что уже прописано в законе: русский следует изучать обязательно, как государственный, а остальные языки – добровольно. А чтобы не было каши в этом вопросе, следует четко прописать все на федеральном уровне, в том числе и является ли язык национальных республик их вторым государственным языком и необходимо ли его обязательно изучать в данном регионе.

Если отвлечься от высоких политических материй и обратиться к практическим вопросам, связанным с преподаванием родных языков в школах, то становится очевидно, что их немало и все они также требуют срочного решения.

Заставлять насильно изучать тот или иной предмет, когда часов в школах и так мало часов, нельзя считать правильным, тем более, когда те же часы, например, можно было бы потратить на подготовку к ЕГЭ. Пока башкирский язык имеет статус второго государственного, он, по идее, может быть включен в учебную программу, - сказал преподаватель филфака Башгосуниверситета Антон Асташкин. - Могу сказать, как филолог, свою точку зрения, что много языков не бывает. Ведь язык является носителем культуры, мы живем в этом этническом пространстве и должны знать его тонкости. Нужно думать и искать разумные решения вопроса.

Преподаватель русского языка и литературы одной из уфимских школ Елена Хуснуллина обрисовала нынешнее положение дел с изучением родных языков в школах.

У нас в школе позиция большинства родителей такова: часы, выделяемые для изучения родного языка, лучше стоит тратить на подготовку к экзаменам - ОГЭ и ЕГЭ. В итоге каждую неделю час родного языка мы занимаемся углубленным изучением различных тем по русскому языку, а полчаса родной литературы посвящаем разбору произведений, - рассказала Елена. –

А вот учителям башкирского языка, конечно, сейчас не позавидуешь. После отмены обязательного изучения башкирского языка они потеряли часы и, соответственно, потеряли в зарплате. Например, если раньше у них было четыре урока в неделю в параллели седьмых классов – по одному у каждого класса, то теперь остался только один, потому что количество учеников сократилось.

Так, из моего класса на башкирский язык записались только два ученика, примерно столько же и в других классах. В итоге с параллели еле набрали один класс. Зарплата учителей башкирского языка в городской школе сегодня редко превышает 15 тысяч рублей. Многие из них думают всерьез о смене профессии.

Свою позицию, также заслуживающую внимания, несмотря на юный возраст по данному вопросу сформировали школьники и студенты.

Я учусь в сельской школе, у нас никогда не спрашивали хотим мы учить башкирский или нет. На уроки по башкирскому мы всегда хотим всем классом. Если бы мне поставили выбор, то, конечно, я бы не пошла на уроки башкирского, потому что этот язык нигде, кроме Башкирии, не нужен, он не востребован. Я бы лучше потратила это время на изучение русского, английского или другого иностранного языка, - считает десятиклассница Екатерина Иванова.

Честно говоря, пока я училась в школе, необходимость изучать башкирский язык при наличии других предметов, по которым придется сдавать экзамены, меня слегка раздражала. Хорошо, что теперь в выпускных классах башкирский из учебной программы убрали, - рассказала второкурсница Башгоспедуниверситета Любовь Майорова. – Когда я поступила в университет, моя позиция по данному вопросу несколько изменилась. Я поняла, что одной из причин обязательного изучения башкирского языка является желание его сохранить, ведь число людей, говорящих на нем, год от года реально сокращается. И тем не менее решать подобные вопросы надо аккуратно, учитывая при этом мнения всех заинтересованных сторон. Рубить с плеча никак нельзя.

За спорами вокруг изучения башкирского языка многие упустили из виду, что под родными языками подразумеваются и другие. Как выяснила Медиакорсеть, носителей других языков, проживающих в Башкирии, волнуют вовсе не политические, а совершенно иные, более приземленные, проблемы, возникающие при преподавании.

Обеспечить достойное изучение родного языка сегодня стало сложно. Вот я переживаю, что учительница, которая преподает у нас в воскресной школе марийский язык, от нас может уйти. И дело тут не столько в деньгах, сколько в отношении к языку. В городе основной язык общения – русский, молодежь сегодня на родном языке говорит мало, забывает его без практики. От такого положения дел у учительницы просто руки опускаются, - рассказал председатель Союза «Эрвел марий» в Башкирии Павел Бикмурзин.

Если десять лет назад, в Башкирии марийский язык изучался в 118 школах, то сегодня преподавание на марийском языке ведется только в восьми. И причины такого бедственного положения связаны не только с нежеланием детей или родителей изучать его, но и реорганизацией и укрупнением школ, сокращением малокомплектных школ.

Если, допустим, сокращается деревенская школа, в которой дети изучали марийский язык, и их переводят учиться в райцентр, где другая учебная программа, родители далеко не всегда будут настаивать на изучении марийского языка их чадами. Вот и теряется связь поколений, в которой важнейшую роль играет именно язык. И так дела обстоят, я знаю, с изучением не только марийского, но и других родных языков. А ведь это важнейшая проблема! И политикам лучше нужно не устраивать словесные баталии, а решать реальные задачи, искать способы исправления ситуации.

Медиакорсеть намерена продолжить разговор на эту актуальную тему и очень надеется, что мнения, высказанные различными людьми в этом материале, будут услышаны политиками и станут им полезны при принятии собственных решений.

Сюжеты:

В базисные образовательные планы будут внесены изменения, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного, рассказал глава Башкирии Рустэм Хамитов журналистам по время посещения строящейся школы в Демском районе Уфы. Правда, изменения коснутся только планов восьмого и девятого классов. В какую сторону изменятся планы, Рустэм Хамитов не сообщил, отметив только, что «там будут введены дополнительные факультативы», но, поскольку сейчас ученики со второго по девятый классы изучают башкирский язык 1-2 часа в неделю, можно предположить, что речь идет об отмене обязательности этих уроков в 8-9 классах.

Дискуссия вокруг обязательного изучения национальных языков в школах развернулась с новой силой после того, как в июле месяце на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин сказал, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского» и обратил на это особое внимание глав регионов Российской Федерации. При этом Президент подчеркнул, что языки народов России - это неотъемлемая часть самобытной культуры страны, и изучать их - гарантированное Конституцией право, причем, добровольное.

В Башкирии «идёт гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательства в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков», рассказал вчера Рустэм Хамитов. При этом он развеял опасения по поводу уменьшения количества часов на изучение родных языков: «это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков. Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углублённо. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована».

Глава Башкирии выразил и свое личное мнение по данному вопросу, которое заключается в том, чтобы «родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь у нас в республике как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено». «Нельзя увольнять учителей башкирского языка, надо сохранять коллективы, поскольку количество часов не уменьшается», - добавил Рустэм Хамитов. Также он отметил, что «объем изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь в республике должны башкирский язык сохранять и оказывать все меры поддержки».

Право родительского сообщества принимать участие в согласовании учебных планов прописано в законе об образовании. Учебный план, по которому учатся дети в российских школах, делится на две части: обязательную (федеральный стандарт) и формируемую участниками образовательных отношений (то есть с участием родителей или законных представителей детей и педагогического коллектива). Часы на углубленное изучение предметов по выбору родителей берутся из второй части учебного плана. Их количество варьируется от одного до трех в неделю.

6 марта 2018, 07:53

Кузнице национальных кадров - Башкирской республиканской гимназии-интернату № 1 им. Рами Гарипова в этом году исполняется 74 года. За годы работы она выпустила более 10 тысяч выпускников, многие из которых занимают высокие руководящие должности в различных областях республики и страны. Фото: brgi1.org

Цель гимназии

Потребность в создании гимназии была продиктована не праздными интересами, а жизненной необходимостью сохранения башкирского народа. Вопрос подготовки национальных кадров стоял остро. Тогда в 1943 году народный комиссар образования Башкирской АСС Сахиб Зайнашев предложил секретарю Башкирского областного комитета ВКП(б) создать областную башкирскую школу с интернатом.Подписанный 25 марта 1944 года документ об учреждении интерната на 200 мест для детей коренной национальности открыл в истории башкирского народа новую страницу жизни.В первую очередь в список учеников вошли сироты, дети фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны башкирской национальности. Учрежденная в годы войны единственная уфимская башкирская школа стала решением проблемы для многих детей из глубинки. До этого им не то что поступить в институты, но получить нормальное образование было особенно негде. Необходимость подготовки национальных кадров существовала раньше и существует сейчас. Сегодня этот вопрос стоит даже более остро на фоне возросших притязаний к языкам народов России.

Отмена башкирского языка

Однако недавно в гимназии произошли изменения, которые всколыхнули общественность. Причиной тому стало изменение пункта 6.7 устава БРГИ №1, который гласил: «Языком обучения в Учреждении является башкирский и русский языки. Обучение на башкирском языке осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан. Изучение иностранных языков проводится согласно учебному плану». Сегодня руководство изменило его таким образом: «Язык, языки, образования определяются локальными нормативными актами Учреждения по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации».В Министерстве образования документ подписали 31 февраля 2018 года. Датой, которой не существует.

В первую очередь на это отреагировали выпускники гимназии. Они предполагают, что это первый шаг к изменению статуса БРГИ и переводу ее из разряда национальной школы в обычную. Это предполагает отбор в учебное заведение детей, чьи родители выбирать башкирский язык как язык обучения не будут, соответственно национальная гимназия свой сегодняшний статус потеряет. Напомним, в сентябре прошлого года министр образования РБ Гульназ Шафикова уверила, что слухи о снятии статуса башкирской гимназии недостоверные.

Деятельность гимназии, направленная на развитие кадрового потенциала республики, очень ценна. В настоящее время работа гимназии направлена на сохранение и развитие потенциала учеников и учителей,- рассказала в однои из интервью Гульназ Шафикова.

Копия устава о пункте 6.7.

Выпускники уверены, что инициатором реформ является директор гимназии Ляйсан Фазлетдинова. Более того, они обвиняют ее в том, что работая начальником отдела образования Учалинского района республики, она инициировала снятие статуса национальной школы с Учалинский башкирской гимназии.Без приставки «башкирская» в названии учреждение проработало около полугода, но потом под давлением общественников Фазлетдинова была вынуждена вернуть прежнее название школе.

Сейчас, как отмечают в Ассоциации выпускников БРГИ №1 им. Р.Гарипова «Беренсе», она назначена директором в гимназию в качестве ликвидатора.

На протяжении всей истории существования гимназии, несмотря на разные экономические и политические ситуации, ни один министр образования республики, ни один руководитель республики и страны ни допускали мысли, чтобы упразднить эту национальную школу. Любые действия по изменению статуса Башкирской республиканской гимназии №1 им. Р.Гарипова однозначно будут расценены не только как шаг противодействия башкирскому народу, ущемление его достоинства, но и диверсия, нацеленная на межнациональное противостояние в республике,- считает Председатель Ассоциации выпускников БРГИ №1 им. Р.Гарипова «Беренсе» Борис Гузаиров.

Нарушение кворума

Изменения в устав были внесены в конце января 2018 года. Борис Гузаиров считает, что директор, пользуясь покровительством Гульназ Шафиковой, нарушила правила кворума и буквально протолкнула свою идею.

Для изменения пункта устава количество проголосовавших было недостаточно. Для этого как минимум 2/3 всего коллектива должны были присутствовать.Примерно из 140 педагогов были около 30 человек. При решении вопроса директора не было,- сообщила одна из учителей гимназии. - Теперь родной язык только с разрешения родителей. Главное наше опасение то, что если они откажутся, мы ничего не сможем сделать, потеряем статус.

Если правила голосования были нарушены, почему директор позволила себе подписать документ? Сама Ляйсан Фазлетдинова рассказала, что на педсовете председателем была не она, а член профсоюзного комитета и за изменение устава проголосовали более 70% присутствующих. А касаемо локальных актов уточнила, что это формальность, которую требует Обрнадзор. Они лишь привели в порядок устав в соответствии с федеральным законом, и это никак не отразится на образовательной системе БРГИ №1, в частности в изучении башкирского языка. Ляйсан Фазлетдинова призналась, что из-за пристального внимания со стороны общественности, родителей и контролирующих органов, у нее не остается времени на работу с учениками и коллективом.

Сегодня все предметы в гимназии преподаются только на русском языке. А изучение башкирского языка возможно на основании заявления родителей и при создании необходимого числа соответствующих классов. Более того, в уставе прописано, что его преподавание не должно осуществляться в ущерб изучению русского языка. При этом БРГИ №3 (в городе Кумертау – прим.ред.) , Башкирской гимназии-интернате №2 им А.-З.Валиди Ишимбайского района и Уфимской городской башкирской гимназии №20 им. Ф.Х.Мустафиной реформы не коснулись. Обучение там до сих пор осуществляется на русском и башкирском языках. Что в принципе естественно, учитывая статью 1 Конституции Республики Башкортостан (Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки – прим.ред).

Мы этот пункт взяли один в один как написано в статье 283 федерального закона об образовании РФ. Сейчас выбор языка регулируется нормативными актами организации, то есть нами. Есть форма, есть содержание: содержание осталось, а форма поменялась с требованием законодательства. Мы не из чего секретов не делаем. У нас все прозрачно,- прокомментировала ситуацию директор гимназии Ляйсан Фазлетдинова. - Это не означает, что упраздняется изучение родных языков. Объем часов башкирского языка не потерян. Башкирский язык наш бренд. И основная цель нашей гимназии сохранить язык в его колорите, многообразии и не расплескать то, что было до нас в плане сохранения башкирского языка.

Причина в директоре?

Однако общественность не верит в искренность директора. Ее действия расценивают, как попытку срезать национальное образование на самом корню. Мы направили сразу несколько запросов в Минобразования РБ, чтобы прояснить ситуацию. Но там соблюдать требования закона о СМИ, видимо, не хотят - ответов на запросы не последовало до сих пор.

Сейчас Ассоциация выпускников БРГИ №1 им. Р. Гарипова «Беренсе» готовит обращение в вышестоящие органы республики с просьбой не допустить изменения статуса гимназии. Они просят всех выпускников, а также других неравнодушных к судьбе башкирского народа людей подписать петицию.

Дело ведет к уничтожению гимназии, башкирского языка. Такую команду дал Раиль Асадуллин (ректор БГПУ им. М. Акмуллы, состоит в Совете Меджлиса татарских мурз РБ, которая известна своими националистическими взглядами – прим.ред.). Ни заместитель премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов, ни министр образования Гульназ Шафикова никаких действий не принимают,- считает экс-заместитель министра образования РБ Ильдар Иткулов.- Директору гимназии выгодно сохранить теплое место, нежели биться за язык.Сегодня потерпевшей стороной являются башкиры, которые бьются за то, чтобы их дети знали свой язык на литературном уровне, а не на бытовом. Но люди, которые нам противостоят, очень сильны. Если сломают самого сильного – БРГИ №1 – то дальше пойдет по накатанной.

В условиях отмены обязательного изучения башкирского языка со стороны вышестоящих органов было бы мудрым решением не заниматься реорганизацией башкирских школ, а наоборот, сохранять и усиливать их.

Мнения выпускников

Мы расспросили у известных выпускников БРГИ №1, что они думают по этому поводу. В первую очередь связались с заместителем министра образования РБ Гуллярией Ялчикаевой. Ее почему-то оскорбил наш звонок. Она отреагировала крайне негативно и разговаривала на повышенных тонах. Сначала кричала в трубку, что мы не имеем права ей звонить, как заместителю министра образования.

Хотя изначально мы предупредили, что хотим узнать ее точку зрения как выпускницы БРГИ №1. Потом пошли невнятные объяснения, что ей башкирский язык в жизни понадобился, но за нынешних учеников отвечать не будет. После она выдала, что устав гимназии не читала, а позвонивший журналист ей не отец и не подруга, чтобы задавать личные вопросы.

Салават Кильдин, экс-председатель Совета директоров ОАО «БСТ»:

Я не могу понять, кому в такое демократическое время мешает слово «башкирский»? Ни русскому, ни татарину эта гимназия не мешает. Зачем искусственно разрушать межнациональные отношения? Этим нужно дорожить. На нем базируется республика. На ровном месте создают напряжение. В районах закрываются школы, дети остаются без нормального образования.Сейчас, больше чем в военное время, нужны гимназии-интернаты такого уровня.Возможно, нужно создавать башкирские интернаты во всех районах. И не только башкирские. Я думаю, у всех есть право обучаться на своем родном языке. Если это не волнует ни директора школы, ни министра образования, то они не соответствуют занимаемой должности.

Фанис Исхаков, экс-руководитель ПО «Баштрансгаз»:

Сначала закрыли Серменевский башкирский детский дом, а сейчас добрались до БРГИ №1. А я еще слышал, что хотят увеличить оплату в гимназии. Тогда дети из бедных семей не смогут поступать туда. Это все ведет к ликвидации гимназии.Я не думаю, что это задумка местных властей, все идет из Москвы.Это касается не только башкир, но и всех коренных народов страны, чтобы всех унифицировать в единый русский народ. Это совершенно неприемлемая политика. Пусть народам дадут возможность сохранить родной язык и культуру. Нужна активность всех выпускников, общественников и СМИ. Мы должны взяться за проблему и не допустить этого.

Рамиль Рахматов, журналист, обозреватель газеты Bonus:

К идее удаления слова «башкирский» из формулировок устава БРГИ №1 отношусь отрицательно сразу по нескольким причинам. Первое, чтобы бы ни говорили чиновники и руководство гимназии, мы прекрасно понимаем, что за любым формальным шагом пойдет конкретное действие. Сегодня нам говорят, что это казуистика, и меняют какую-то букву в нормативных документах, но это откроет дорогу для притязания, чтобы БРГИ №1 утратила свой статус как башкирская. Этого делать нельзя, хотя бы по той причине, по которой гимназия была создана.Это одно из немногих учебных заведений, которое дает шанс одаренным детям из башкирской глубинки получить достойное образование и путевку в жизнь.А утрата его статуса приведет к тому, что для сельской молодежи социальные лифты будут утрачены. Вторую причину можно объяснить на примере Башкирской гимназии №158 им. М. Карима, где в уставе башкирский язык прописан изначально. Так получилось, что из-за системы районирования в гимназию идут дети из близлежащих районов города, которые не владеют башкирским языком. Изначально их родители подписывают согласие на изучение башкирского языка. Таких семей мало, но через некоторое время это агрессивное меньшинство сумело завязать конфликт. Они пытаются надиктовать свои правила с помощью провокаций и привлечением правоохранительных органов. Но только благодаря уставу язык и статус башкирской гимназии сохранается до сих пор. В БРГИ №1 может ситуация повториться. Утеря статуса будет обозначать больше утерю некого внутреннего символа башкир. Сейчас итак распространяется мнение, что у башкир не осталось ничего своего.

9 августа 2017, 19:08

Сегодня, в преддверии начала учебного года и августовского педсовета состоялась пресс-конференция с министром образования Башкирии Гульназ Шафиковой и начальником управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Айбулатом Хажиным.

Спикеры говорили красиво и уверенно, и даже сами раскрывали те проблемы, о которых, может, никто и не задумывался. Было видно, что представители образования за лето оправились от прокурорских проверок, общественного и журналистского давления. Подготовили свои ответы на все самые острые вопросы. Словом, было видно, что к новому учебному году одна из самых молодых министров Гульназ Шафикова (владеющая ораторским мастерством и терминологией, умеющая и пошутить, и бросить колкость для самообороны) вполне готова.

Да или нет обязательному башкирскому?

На встрече с журналистами министр затронула очень много проблемных вопросов, но вот о главном, волнующем всех жителей республики – обязательном изучении башкирского языка в школах, умолчала.

Вопрос был задан нашей редакцией и был получен большой, развернутый ответ, понять который не специалисту от образования довольно не просто. Так учить или не учить? Скорее, нет. Нет - потому как для обучения башкирскому языку как государственному должно быть принято коллегиальное решение. И не главой региона или правительством республики, а каждой отдельной школой. То есть каждое образовательное учреждение Башкирии должно решить вместе с учителями, детьми и родителями отменять уроки башкирского языка или оставить.

На наш вопрос - почему же тогда в Чеченской Республике, которая также опирается на Конституцию своей республики и Российской Федерации, родной язык обязателен, Гульназ Шафикова ответила: «Я за Чечню не отвечаю».

Само собой, башкирский министр не обязан отвечать за другие регионы. Но почему национальные языки как государственные не выносятся министрами на федеральный уровень, почему не изучается опыт других регионов, опять-таки непонятно. Ведь, по сути, нынешний педсовет должен был быть посвящен проблемам изучения башкирского языка как родного и как государственного.

Но, видимо, важный политический вопрос было решен тихо, без шума, отдали на откуп школам. И вроде как министр не причем, мол, решение принимали образовательные учреждения. И заместитель премьер-министра Салават Сагитов тоже. И глава региона Рустэм Хамитов.

Все лето в Уфе обсуждали необходимость изучения башкирского языка в школах – на радио, в интернете, даже собирались дискуссионные клубы и только минобр отмалчивался. Шафикова объяснила молчание ведомства тем, что было некогда, работы много.

На пресс-конференции были и представитель Башкирского центра содействия национальному образованию «Актамыр» Ирек Агишев. Сразу после встречи с министром он опубликовал пост в Фейсбуке.

«Были заданы вопросы, касающиеся обязательного изучения государственного башкирского языка. Она на этот вопрос ответила, что изучение государственного башкирского будет осуществляться по решению коллегиального совета школы. Тогда я задал конкретный вопрос о том, что во всех ли классах общеобразовательных организаций обязательное изучение государственного башкирского языка будет осуществляться по решению коллегиального совета школы. Я ей цитировал республиканский закон "Об образовании" ст.6. п.2 где написано, что башкирский язык как государственный язык республики изучается во всех общеобразовательных организациях, расположенных на территории республики, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и другими стандартами. В будущем 2017-2018 учебном году во всех общеобразовательных организациях страны учащиеся с 1 по 7 классы будут обучаться по ФГОС. В этих классах могут не изучать государственный башкирский язык, так ФГОС игнорирует национальный компонент. А вот учащиеся 8-9 классов продолжат обучение по старому образовательному стандарту и там должно быть продолжено обязательное изучение государственного башкирского языка. И в законе РБ "Об образовании " написано, что обязательное изучение государственного башкирского языка осуществляется в соответствии с ФГОС и с другими стандартами. Старый стандарт не игнорирует обязательное изучение государственного башкирского языка. Однако министр Шафикова ответила, что во всех классах обязательное изучение государственного башкирского языка будет осуществлено по решению коллегиального совета школы. Такой глупый некомпетентный ответ. Или она не разбирается в государственных стандартах или ей сверху дали такое указание...


Фото редакции

Учителя башкирского языка без нагрузки не останутся

Министерство образования уже готово к массовым увольнениям учителей башкирского языка. Поэтому Гульназ Шафикова заранее предупредила:

Мы обсуждали этот вопрос. Ни один преподаватель башкирского языка без нагрузки не останется. Гарантируем это. Будем смотреть на их специализацию. Может, они еще и учителя русского языка или иностранного. Есть факультативы. Но у нас есть поручение, чтобы ни один учитель башкирского без нагрузки не оставался.

А теперь представим следующую ситуацию. Не секрет, что в школах педагоги стараются взять как можно больше нагрузки, чтобы и заработная плата выглядела более-менее достойной. Тут на педсовете какой-нибудь русской школы выясняется, что учитель башкирского остается без работы. Директор сообщает, что нужно всем миром выручать коллегу и несколько часов русского языка или иностранного отдать ему.

Кто на это согласится? Учителя? Родители? Вряд ли. Ведь все эти годы учитель башкирского являлся специалистом по башкирскому языку.

Другой вопрос, что оставшимся не у дел в своей школе педагогам башкирского языка дадут работу в другом образовательном учреждении, где есть вакансия.


Фото редакции.

Защитник Дня Знаний

Конечно же, на пресс-конференции журналисты задали и самый интригующий вопрос - какого числа пройдет День знаний в Уфе? Дело в том, что из-за празднования Курбан-байрама минобр решил, что 2 сентября за парты сядут дети, занимающиеся шесть дней в неделю, а для пятидневок рекомендованная дата - 4 сентября. Но вот мэр столицы республики Ирек Ялалов возмутился этим решением и вполне возможно в городе День знаний традиционно состоится 1-го числа.

Какое решение примет Уфа, спросите у Уфы, - коротко ответила Гульназ Шафикова.

А администрация города, видимо, не собирается отступать, и даже решила провести в соцсетях опрос, выяснив мнение жителей, когда должны состояться торжественные линейки, приуроченные ко Дню знаний. Только люди не разделяют возмущение сити-менеджера. Во «Вконтакте» больше 60 процентов опрошенных, это больше 7000 голосов за то, чтобы дети в школу пошли 4 сентября.

Школьные поборы

Журналисты живо интересовались вопросами школьных поборов - на школьные учебники, на ремонт и добровольно-принудительными сборы в 5000 рублей в фонд «Дети - наше будущее». Гульназ Радмиловна на этот счет сказала, что все жалобы рассматриваются и нужно информировать министерство обо всех подобных случаях.

Насчет учебников она заверила, что обеспеченность ими в республике полностью ведется за счет бюджета.

Если руководители недопонимают, то можно переговорить с родителями. Такие вклады незаконны. И в случае жалобы последствий для родителей не будет, - разъяснил Айбулат Хажин, говоря о вынужденных вкладах в фонд «Дети - наше будущее», о которых он наслышан.

Родители всея республики – объединяйтесь!

Каждый год республиканский педсовет, кроме решения текущих задач, посвящается одной теме. В этом году он пройдет 11-12 августа и будет обсуждаться совершенствование системы воспитания в Башкортостане.

Впервые на педсовете будут работать дискуссионные площадки, одну из которых отдадут родителям. Надо сказать, что министерство образования все активней работает с родителями. Представители ведомства, к примеру, приглашали активных родителей на I республиканский родительский форум.

Сейчас эти родители объединяются в новую организацию, которую назвали ни много, ни мало «Продвинутые родители Башкортостана, - с улыбкой сказала Гульназ Радмиловна.

В планах минобра создать совет родителей, которые выступят консультантами по нормативным документам, где затрагиваются права родителей.

Является ли такое неожиданное и внимательное отношение к родительской активности реакцией на тех «продвинутых родителей», которым удается даже оспорить обучение башкирского языка как государственного, остается загадкой.

В любом случае, родители все больше интересуются качеством образования и воспитания в школах, изучают свои права, устав школы, объединяются и заставляют считаться с ними.

А какие вопросы образования волнуют вас?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать