Русский синодальный перевод. Новый дословный перевод от IMBF Толкование матфея 15

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

3. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ - КАК ВИДНО ОНО В СТОЛКНОВЕНИЯХ ЕГО С РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЖДЯМИ (15:1 - 16:12)

а. Первое столкновение и его результат (глава 15)

Матф. 15:1-9 (Мар. 7:1-13). Весть об Иисусе, Его учении и удивительных делах, которые Он совершал, быстро разносилась по всей земле. Официальные лица в Иерусалиме тоже хорошо были осведомлены обо всем, что касалось Иисуса и вскоре в Галилею прибыла из Иерусалима целая делегация книжников и фарисеев, чтобы учинить Ему допрос в свете соблюдения иудейских традиций. Объектом своей атаки они сделали Его учеников, обвинив их в том, что те нарушают предание старцев и не умывают своих рук перед тем, как есть.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не Моисеем, а раввинами, и предполагавшей ритуальное омовение не только рук, но и "чаш, кружек, котлов и скамей" (Мар. 7:3-4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и, в свою очередь, спросил "книжников", почему они нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь - относительно почитания отца и матери (Матф. 15:4; Исх. 20:12). Заповедь эта считалась настолько важной, что всякий, кто стал бы злословить своих родителей, обрекался законом на смерть (Исх. 21:17; Лев. 20:9).

Далее Иисус показал, что на деле религиозные вожди эту заповедь отменили (Матф. 15:6), ибо согласно утвержденной ими практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приему, не могли уже претендовать на них. То, что будто бы было отделено для Бога, оставалось в доме своего владельца и в его пользовании. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (стих 7) - ведь под прикрытием святости поступавшие так действовали корысти ради.

Уклоняясь от помощи своим родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия (Ис. 29:13), подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца их далеки от Бога, Которого они чтут лишь устами, и что такое почитание тщетно, т. е. бессмысленно и бесполезно.

Матф. 15:10-20 (Мар. 7:14-23). Затем Иисус обратился к народу и предостерег его об опасностях, которые таят в себе поучения его религиозных вождей. Не тем, что входит в его уста, оскверняется человек, говорил Он, но то, что выходит из уст его, свидетельствует о его скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения делают их чистыми духовно.

Ученики Иисуса заметили Ему, что фарисеи соблазнились (т. е. были оскорблены) Его словами, почувствовав, что они направлены в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи "насаждением" Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (в значении "осуждению"). И посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь, и ничто не свернет их с него. В развитие Своей мысли Иисус продолжал: Они слепые вожди слепого народа, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр попросил Иисуса объяснить им притчу (подразумевая записанное в 11 стих; сравните Мар. 7:15-17). И Господь пояснил сказанное Им прежде. Не извне оскверняется человек. Ведь все, что входит в уста его, переваривается в желудке и извергается вон. Но исходящее из уст выявляет то, что в сердце человека; лишь то, что скрыто в сердце, делает человека нечистым или свидетельствует о его нечистоте. Ибо именно в злом сердце (во внутреннем "Я") человека, когда оно нечисто, гнездятся злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И именно это, а не прикосновение к еде неумытыми руками, - залог и причина его нечистоты.

Матф. 15:21-28 (Мар. 7:24-30). Чтобы уклониться от дальнейших расспросов со стороны фарисеев, Иисус покинул израильские пределы и удалился в страны Тирские и Сидонские (побережье Финикии, которое заселяли язычники). Тир находился примерно в 50 км. от Галилеи, а Сидон - примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеянами (Чис. 13:29). И женщина, которую встретил тут Иисус, названа хананеянкой. Она просила Его оказать ей милость и исцелить ее дочь. При этом она называла Иисуса Господом и Сыном Давидовым (титул Мессии - Матф. 9:27; 20:30-31).

Но и это не помогло ей - ведь время язычников еще не настало. Иисус ничего не отвечал ей, но она продолжала умолять Его, и тогда ученики стали просить Его отпустить ее. В их просьбе звучал и вопрос: "Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине, которая все равно ведь не отстанет, пока Ты не смилуешься над ней?"

В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (сравните 10:6). Другими словами, Он пришел для того, чтобы предложить Своему народу Царство, обещанное ему через Давида столетия назад. Вот почему не надлежало Ему изливать благословения на язычников прежде чем они изольются на Израиль. Но женщина не отступала. Она чувствовала, что только Иисус может помочь ее дочери. И она кланялась Ему и продолжала молить: Господи, помоги мне! В свете только что сказанного ей Иисусом - Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам - она осознала свое положение язычницы.

Он как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за столом и получающей хлеб из рук главы дома. На фоне этой картины хананеянка увидела и себя. Нет, она не принадлежала к числу детей этого дома (Израиля), и лучшие из раздаваемых за столом кусков не были предназначены ей. В этом "доме" она могла быть приравнена разве что псу (иудеи часто называли язычников-идолопоклонников "псами"), которому хорошо, если достанутся, лишь крохи, которые падают со стола господ.

Впрочем, она и не мыслила воспользоваться тем, что ей не принадлежало, т. е. благословениями, предназначенными для Израиля. Все, о чем она просила, это о "крохе" благословения в ее нужде. В ответ на ее великую веру, какую хотел бы Иисус найти в Израиле (сравните 8:10), Он ответил хананеянке: Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Как же просияла вера "хананеянки" на мрачном фоне отвержения Иисуса вождями израильского народа! Не является ли эпизод с этой язычницей прекрасным примером того, что "Царство Небесное силою берется"!

Матф. 15:29-39 (Мар. 7:31 - 8:10). Иисус возвратился из пределов Тирских и Сидонских к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. Тут же стало окружать Его множество народа со своими бесчисленными больными. Судя по тому, что сказано в Мар. 7:31-37, можно предположить, что тут (в Матф. 15:30-31), речь идет о язычниках. Иисус исцелил их больных, и, видя это, народ… прославлял Бога Израилева.

Служение это продолжалось три дня. Проникшись жалостью к окружавшим Его людским массам, Господь не хотел отпустить их по домам голодными. Но откуда было взять ученикам столько еды в этом пустынном месте? В ответ на вопрос Иисуса, какими съестными припасами они располагают, ученики сказали, что есть у них семь хлебов и немного рыбок. При этом они не могли не догадаться, что этими "припасами" Иисус воспользуется так же, как раньше (14:13-21), чтобы опять накормить множество людей.

Господь и в самом деле велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. ("Корзины" или "короба" (14:20) - обычная принадлежность ходивших по земле своей жителей этих мест) На этот раз евших было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Это чудо говорит о том, что Господни благословения станут изливаться через Его учеников не только на Израиль (сравните 14:13-21), но и на "язычников". Пожалуй, наиболее явное подтверждение этому находим в Деян. 10-11, где описано, как апостол Петр проповедал Благую Весть о спасении в языческом доме сотника Корнилия.

После того, как Иисус отпустил народ, пошел Он в пределы Магдалинские, т. е. на западное побережье Галилейского моря, в город Магдалу, на север от Тиверии. Мария Магдалина (Матф. 27:56) была родом из этого города, который имел и другое название - Далмануфа (Мар. 8:10).

. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Хотя и все страны имели книжников и фарисеев, но большей честью пользовались иерусалимские. Поэтому они более всего завидовали, как люди более честолюбивые. Иудеи имели обычай, идущий от древнего предания, – не есть неумытыми руками. Видя, что ученики пренебрегают этим преданием, они подумали, что они ни во что ставят старцев. Что же Спаситель? Ничего не отвечает им на это, но с Своей стороны спрашивает их.

. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать да умрет.

. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась «газа». Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: «корван», то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи.

. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря ():

. приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Словами Исайи Господь показывает, что и в отношении к Отцу Его они такие же, какими оказываются и в отношении к Нему. Будучи лукавы и чрез лукавые дела удаляя себя от Бога, они только устами говорили слова Божии. Ибо напрасно чтут и делают вид, что чтут Бога те, которые делами своими бесславят Его.

. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

. не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Не с фарисеями говорит Господь, – ибо они неисцелимы, – но с народом. Призыванием же их Он показывает, что чтит их, чтобы они приняли Его учение, и говорит «слушайте и разумейте», побуждая их ко вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит относительно пищи, что никакая пища не делает человека нечистым, то есть не оскверняет. Если же пища не оскверняет, то тем более ядение пищи неумытыми руками. Внутренний человек оскверняется только в том случае, если он говорит, чего не должно. Этим указывает на фарисеев, которые оскверняют себя тем, что говорили слова из зависти. Обрати внимание на Его мудрость: Он и не устанавливает явно вкушать пищу неумытыми руками, и не запрещает, но другому научает; не выносить из сердца злых речей.

. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

Ученики относительно фарисеев говорят, что они соблазнились. Кроме того, они и сами находились в смущении. Это видно из того, что Петр подошел и спросил относительно этого. Итак, услышав, что фарисеи соблазнились, Иисус говорит следующее.

. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

. оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Говорит, что должны быть искоренены предания старцев и заповеди иудейские, а не закон, как думают манихеи, ибо закон есть растение Божие. Итак, не этот должен быть искоренен. Ибо остается корень его, то есть сокровенный дух. Листья же, то есть видимая буква, отпадают: мы понимаем закон уже не по букве, но по духу. Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы, то Он сказал: «оставьте их». Отсюда научаемся, что если кто-нибудь добровольно соблазняется и бывает неизлечимым, то это нам не приносит вреда. Господь называет их слепыми учителями слепых. Это Он делает с тою целью, чтобы отвлечь от них народ.

. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

Петр хотя знал, что закон запрещает есть все, но, боясь сказать Иисусу: «я соблазняюсь тем, что Ты сказал, так как Твои слова кажутся противозаконными», кажется непонимающим Его и спрашивает.

. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

. еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

. а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,

. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –

. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.

Спаситель обличает учеников и укоряет их неразумие или потому, что они соблазнялись, или потому, что не поняли ясного. Итак, Он говорит: разве вы не уразумели того, что для всех понятно и более чем ясно? того, что пища не остается внутри, но выходит, нисколько не оскверняя души человека, ибо не остается внутри? Помыслы же рождаются внутри и остаются там, выходя же, то есть переходя в дело и действие, оскверняют человека. Ибо помысел о блуде, оставаясь внутри, неистовствует, а, переходя в дело и действие, оскверняет человека.

. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

. Но Он не отвечал ей ни слова.

Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам. «Помилуй меня», говорит хананеянка, а не «дочь мою», ибо та была бесчувственная. Помилуй меня, которая терпит и чувствует ужасное. И не говорит: «приди и исцели», но «помилуй». Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал ее, а потому, что пришел, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твердую веру этой женщины.

И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил ее, то есть убеждали отослать ее. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее потому, что хотели убедить Господа помиловать ее. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим еще более показывает всем веру женщины.

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Когда женщина увидела, что ее ходатаи – апостолы – не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же они – большое, и ими они питаются.

. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал ее. Теперь же, когда открылась ее вера и благоразумие, она слышит похвалу: «велика вера твоя». «Да будет тебе по желанию твоему» – эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого. Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка – символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон – ловцов, Хананея же – это «уготованная смирением». Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия.

. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

. так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

Не в Иудее Он живет постоянно, но в Галилее, по причине большого неверия иудеев, ибо жители Галилеи были более расположены к вере, чем те. Вот их вера: они подымаются на гору, хотя были хромые и слепые, и не устают, но бросаются к ногам Иисуса, считая Его выше человека, почему и достигают исцеления. Итак, и ты взойди на гору заповедей, где сидит Господь. Слепой ли ты и не в состоянии сам собою видеть хорошее, хромой ли ты и, видя хорошее, не в состоянии прийти к нему, нем ли ты, так что не способен ни слушать другого, когда он увещевает, ни сам увещевать другого, калека ли ты, то есть не можешь протянуть руку для милостыни, другим ли чем болен ты, – припав к ногам Иисуса и коснувшись следов Его жизни, будешь уврачеван.

. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

Народ не осмеливается просить хлеба, потому что пришел за исцелением. Он же, будучи человеколюбив, Сам заботится. Чтобы кто-нибудь не мог сказать: они имеют съестные припасы, Господь говорит: если и имели, то истратили, ибо три дня уже, как они находятся при Мне. Словами: «чтобы не ослабели в дороге» показывает, что они пришли издалека. Это говорит Он ученикам, желая побудить их сказать Ему: Ты можешь напитать и этих, как и пять тысяч. Но те были еще неразумны.

. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

Хотя им должно было знать, что Господь и прежде накормил в пустыне большое число людей, но они были бесчувственны. Поэтому ты, когда после увидишь их исполненными столь великой мудрости, подивись благодати Христа.

. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

. Тогда велел народу возлечь на землю.

. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь – символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть – трава, и всякая слава человеческая – цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; «ибо Дух все проницает и глубины Божии» ().

. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Иисус удаляется, потому что ни одно чудо не дало Ему больше последователей, как чудо над хлебами, так что Его намеревались сделать и царем, как говорит Иоанн. Итак, Он уходит, чтобы избежать подозрения в стремлении к царской власти.

Как пользоваться данным толкованием 15 главы Евангелия от Матфея ?

  1. Заглавный номер – это номер стиха или стихов, который будет обсуждаться.
  2. Дальше следуют места Писания в логическом порядке.
  3. Поразмышляв над ними, и соединив это в логическую цепь, ты поймешь суть обсуждаемого места, его истинный смысл.

Матфея 15:1-6

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? 4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

  • Как сегодня – так и в дни Христа существовали дополнительные предания, ритуалы и правила, придуманные людьми плотскими, не рождёнными от Святого Духа. Таковые верующие, не способны понимать СУТИ заповедей, данных через Моисея. Апостол Павел – напротив, писал о себе (и своих собратьях) так: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:10,13).
    В некоторых случаях, «Моисеев Закон» действительно требовал омываться водой и выстирывать одежды – однако, это являлось образом указывающим на духовное очищение верующих «водой»-Духом Бога. Проявляя такие плоды Духа-«воды», как: любовь, благость, милосердие, веру и т.д. , фарисеи и их последователи получили бы истинное очищение, принимая истинный «Хлеб»-Христа.
  • 1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них: ((см. Лев 15:1,31))
  • 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 4(а) связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 23(в,г) и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Мат 23:1,2,4(а),25,23(в,г))
  • Притчи 30:12,11,13 12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. 11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. 13 Есть род - о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!

Матфея 15:7-9

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

  • 1 И сказал Господь Моисею, говоря: (Исход 25:1)
  • 20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. 21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. (Исход 23:20,21)
  • 37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. 38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, (Деян 7:37,38)
  • 14(а) И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; (Иоан 1:14(а))
  • 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. (Иоан 5:43,44,42)
  • 13(а,д) И сказал Господь: и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; (Исаия 29:13(а,д))
  • 51(а) Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, (Деян 7:51(а))

Матфея 15:10-14

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! 11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. 12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? 13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

  • Здесь стоит сделать акцент на словах: «они – слепые вожди слепых». Несмотря на благочестивый внешний вид духовных вождей Израиля, Господь говорил о том, что это «род лукавый и прелюбодейный», который дополнял вину своих отцов (Матф.23:27-36.). Пророк Исаия, обращаясь к иудеям писал: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). Содомляне, не приняли двух ангелов – свидетелей, за что они были поражены слепотой (Быт.19:1,4-11.). Духовные содомляне – иудеи, так же, не приняли двух вестников: Иоанна Крестителя и Господа Иисуса (Матф.17:12,13.). По этому, всё тот же пророк Исаия, писал о наказании тем, что «содомляне» времени Христа духовно ослепнут, потеряв разум (Исаия.29:13,14. Исаия.8:14,15.).
    Вторая часть ниже приведённых мест Писания, является предостережением для нас. В особенности для тех, кто доживёт до признака пришествия Христа; тех, кто не раскаявшись, отвергнет проповедь истинных последователей Господа о которых написано в: Дан.11:32-35. Откр.11:3-8. (*** Так же, см. статью: «Христианство в последние дни – Тайны Библии»)
  • 4 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. (Иер 4:4)
  • 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, (2Пет 2:6,9)
  • 10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. (Быт 19:10,11)
  • 10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (Исаия 1:10)
  • 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. (Исаия 29:14)
  • 14(а) И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. (Исаия 8:14(а),15)
  • 11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор 10:11)
  • 10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Дан 12:10)
  • 8(а) И тогда откроется беззаконник, 9(б,в) того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (
  • 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. (Откр 13:8,9)
  • 2(б) ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. (2Фес 3:2(б)-5)

Матфея 15:14,21-28

14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

  • 25(а) Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; (Лук 4:25(а),26)
  • 17(а,в) После этого заболел сын этой женщины, что не осталось в нем дыхания. 22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. (3Цар 17:17(а,в),22)
  • 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. (Лук 4:27)
  • 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Лук 13:30,29)
  • 2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - 1(а,б) Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. (Исаия 65:2,1(а,б))

Матфея 15:24

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

  • 46 (а,б) Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, (Деян 13:46(а,б)))
  • 44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. 46(а) Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. 47 Земля же в семь лет изобилия приносила [из зерна] по горсти. 50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. [Иосиф - образ Христа] (Быт 41:44,40,46(а),47,50)
  • 14(а) Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. 20(г) И поставил Ефрема выше Манассии. (Быт 48:14(а),20(г))
  • 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Марк 10:31)
  • 31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 6 Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: "вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему". 9(в) ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой. (Иер 31:31,6,9(в))

Матфея 15:26-28

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

  • 9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, 10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. (Лев 19:9,10)
  • 17(а) ибо Господь, Бог ваш, 18(б,в) любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Втор 10:17(а),18(б,в))
  • 2(а,б) И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. 3(б) И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. (Руфь 2:2(а,б),3(б))
  • 1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 5(б) Вооз родил Овида от Руфи; (Мат 1:1,5(б))
  • 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Иоан 6:51)
  • 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, 11(а) Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти,- 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: (Ефес 2:5,11(а),13,(8))

Матфея 15:30,31

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

  • 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. (см. Мат 8:17;)

Матфея 15:32,36,37

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

  • Знамение с хлебами, является образом спасения истинного, ведущего к вечной жизни с Богом. Евангелия указывают на то, что это знамение Господь дал дважды. В первом случае было собрано двенадцать корзин хлебов, во втором – семь; и это не было случайностью.Знамение с хлебами, является образом спасения истинного, ведущего к вечной жизни с Богом. Евангелия указывают на то, что это знамение Господь дал дважды. В первом случае было собрано двенадцать корзин хлебов, во втором – семь; и это не было случайностью. Ниже приведённые места из Писания указывают, что Иосиф, сын Иакова, был пророческим образом Христа-Спасителя; которого так же предали «братья» – но благодаря этому спасся Израиль. Иосиф (как и Христос), получил великую царскую власть, призвав к Себе двенадцать патриархов Израиля и народ отца – семьдесят человек. И корзины с хлебами (12 и 7(Х10)) символически указывали на то, что, Небесный хлеб – Христос, стал «отцом вечности» небесному Израилю, Своим духовным братьям, последователям, призванным к царственному священству.
  • 48 Я есмь хлеб жизни. 27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. (Иоан 6:48,27)
  • 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Марк 4:23)
  • 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; 43(а) велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! 46(а) Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. (Быт 41:42,43(а),46(а))
  • 6(б,в) он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. 13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. (Быт 42:6(б,в),13)
  • 17 это есть тень будущего, а тело - во Христе. (Кол 2:17)
  • 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17(а) и, увидев Его, поклонились Ему, 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. (Мат 28:16,17(а),18)
  • 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Мат 19:28)
  • 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. 20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. (Марк 8:19,20)
  • 27(б) Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят. (Быт 46:27(б))
  • 17(а) это есть тень будущего, (Кол 2:17(а))
  • 16(а,б) И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, 17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Чис 11:16(а,б),17)
  • 5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. (Иер 23:5,4)
  • 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, (Еф 4:11,12)
  • 1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, ((см. Лук 9:1))
  • 1 После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, ((Лук 10:1))

Матфея 15:36,37

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

  • Стихи приведённые ниже, показывают, что двенадцать апостолов Христа являлись в образном смысле слова «ручьями живой воды», через рукоположение которых подавалась истинная «живая вода»-Святой Дух. Далее, Псалом первой главы, указывает на пастырей истинной церкви, приносящих духовные плоды (семьдесят образных деревьев, из книги Исход 15:27). Смотри так же: Ефес.4:8,11,12. 1Пет.5:1-4. Лук.12:42-44.
  • 27 И пришли в Елим; там [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. (Исход 15:27)
  • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
  • 33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. (Деян 4:33)
  • 23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян 14:23)
  • 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс 1:1-3)
  • 1 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; 2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. (Исаия 32:1,2)

Мат 15:36-38

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

  • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
  • 35(а) Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Иоан 6:35(а),51)
  • 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Иоан 12:24)
  • 33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мат 13:33,9)

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они—слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст—из сердца исходит—сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления—

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками—не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.


Тогда приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Хотя и все страны имели книжников и фарисеев, но большей честью пользовались иерусалимские. Поэтому они более всего завидовали, как люди более честолюбивые. Иудеи имели обычай, идущий от древнего предания, - не есть неумытыми руками. Видя, что ученики пренебрегают этим преданием, они подумали, что они ни во что ставят старцев. Что же Спаситель? Ничего не отвечает им на это, но с Своей стороны спрашивает их.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась "газа". Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: "корван", то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи.

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Словами Исайи Господь показывает, что и в отношении к Отцу Его они такие же, какими оказываются и в отношении к Нему. Будучи лукавы и чрез лукавые дела удаляя себя от Бога, они только устами говорили слова Божии. Ибо напрасно чтут и делают вид, что чтут Бога те, которые делами своими бесславят Его.

И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Не с фарисеями говорит Господь, - ибо они неисцелимы, - но с народом. Призыванием же их Он показывает, что чтит их, чтобы они приняли Его учение, и говорит "слушайте и разумейте", побуждая их ко вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит относительно пищи, что никакая пища не делает человека нечистым, то есть не оскверняет. Если же пища не оскверняет, то тем более ядение пищи неумытыми руками. Внутренний человек оскверняется только в том случае, если он говорит, чего не должно. Этим указывает на фарисеев, которые оскверняют себя тем, что говорили слова из зависти. Обрати внимание на Его мудрость: Он и не устанавливает явно вкушать пищу неумытыми руками, и не запрещает, но другому научает; не выносить из сердца злых речей.

Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Ученики относительно фарисеев говорят, что они соблазнились. Кроме того, они и сами находились в смущении. Это видно из того, что Петр подошел и спросил относительно этого. Итак, услышав, что фарисеи соблазнились, Иисус говорит следующее.

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный посадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Говорит, что должны быть искоренены предания старцев и заповеди иудейские, а не закон, как думают манихеи, ибо закон есть растение Божие. Итак, не этот должен быть искоренен. Ибо остается корень его, то есть сокровенный дух. Листья же, то есть видимая буква, отпадают: мы понимаем закон уже не по букве, но по духу. Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы, то Он сказал: "оставьте их". Отсюда научаемся, что если кто-нибудь добровольно соблазняется и бывает неизлечимым, то это нам не приносит вреда. Господь называет их слепыми учителями слепых. Это Он делает с тою целью, чтобы отвлечь от них народ.

Петр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Петр хотя знал, что закон запрещает есть все, но, боясь сказать Иисусу: "я соблазняюсь тем, что Ты сказал, так как Твои слова кажутся противозаконными", кажется непонимающим Его и спрашивает.

Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека. А есть неумытыми руками - не оскверняет человека. Спаситель обличает учеников и укоряет их неразумие или потому, что они соблазнялись, или потому, что не поняли ясного. Итак, Он говорит: разве вы не уразумели того, что для всех понятно и более чем ясно? того, что пища не остается внутри, но выходит, нисколько не оскверняя души человека, ибо не остается внутри? Помыслы же рождаются внутри и остаются там, выходя же, то есть переходя в дело и действие, оскверняют человека. Ибо помысел о блуде, оставаясь внутри, неистовствует, а, переходя в дело и действие, оскверняет человека.

И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, "и скрыл Себя". Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам. " Помилуй меня", говорит хананеянка, а не "дочь мою", ибо та была бесчувственная. Помилуй меня, которая терпит и чувствует ужасное. И не говорит: "приди и исцели", но "помилуй". Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал ее, а потому, что пришел, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твердую веру этой женщины.

И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил ее, то есть убеждали отослать ее. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать ее. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим еще более показывает всем веру женщины.

А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Когда женщина увидела, что ее ходатаи - апостолы - не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он - большое, и ими они питаются.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал ее. Теперь же, когда открылась ее вера и благоразумие, она слышит похвалу: "велика вера твоя". "Да будет тебе по желанию твоему" - эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого. Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка - символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон - ловцов, Хананея же - это "уготованная смирением". Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия.

Перешед оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева. Не в Иудее Он живет постоянно, но в Галилее, по причине большого неверия иудеев, ибо жители Галилеи были более расположены к вере, чем те. Вот их вера: они подымаются на гору, хотя были хромые и слепые, и не устают, но бросаются к ногам Иисуса, считая Его выше человека, почему и достигают исцеления. Итак, и ты взойди на гору заповедей, где сидит Господь. Слепой ли ты и не в состоянии сам собою видеть хорошее, хромой ли ты и, видя хорошее, не в состоянии прийти к нему, нем ли ты, так что не способен ни слушать другого, когда он увещевает, ни сам увещевать другого, калека ли ты, то есть не можешь протянуть руку для милостыни, другим ли чем болен ты, - припав к ногам Иисуса и коснувшись следов Его жизни, будешь уврачеван.

Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. Народ не осмеливается просить хлеба, потому что пришел за исцелением. Он же, будучи человеколюбив, Сам заботится. Чтобы кто-нибудь не мог сказать: они имеют съестные припасы, Господь говорит: если и имели, то истратили, ибо три дня уже, как они находятся при Мне. Словами: "чтобы не ослабели в дороге" показывает, что они пришли издалека. Это говорит Он ученикам, желая побудить их сказать Ему: Ты можешь напитать и этих, как и пять тысяч. Но те были еще неразумны.

И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Хотя им должно было знать, что Господь и прежде накормил в пустыне большое число людей, но они были бесчувственны. Поэтому ты, когда после увидишь их исполненными столь великой мудрости, подивись благодати Христа.

Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь - символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть - трава, и всякая слава человеческая - цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор. 2, 10).

И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские. Иисус удаляется, потому что ни одно чудо не дало Ему больше последователей, как чудо над хлебами, так что Его намеревались сделать и царем, как говорит Иоанн. Итак, Он уходит, чтобы избежать подозрения в стремлении к царской власти.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать