Что является главным предметом религиозной веры. Религия как одна из форм культуры — Гипермаркет знаний

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


В любой религии вера занимает важное место. Вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же.

Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.

Вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию.

Предметом религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.

Для представителей богословско-теологической мысли монотеистических религий - религия - это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и иные потусторонние силы, по их мнению, - это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Она содержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождение.

Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный. Представление о существовании сверхъестественного- это результат длительного развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном надо иметь представление о естественном, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно.

Немецкий религиовед Р. Отто (1869-19737"предложил при определении «минимума» религии заменить понятия «сверхъестественного» понятием «священного», «нуминозного». Религия, по Р. Отто, - это переживание священного. Переживание священного задано человеку изначально. Оно реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, поскольку человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, оно вызывает у него страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как чему-то близкому, родственному, оно вызывает восхищение. (Признание священного как особой характеристики религии мы уже встречали и у других религиоведов: Э. Дюркгейма, М. Вебера и т. д.)

«Религия это вера в Существо или существа, которые не воспринимаются обычными эмпирическими методами».

С точки зрения православного богослова (с чем соглашается и основоположник психологии религии У. Джемс) - религиозные чувства, с точки зрения своих психофизиологических проявлений - это обычные человеческие чувства любви, страха, радости, надежды и т. д. Особенность этим чувствам придает их особая направленность на объект их веры. «Религиозная любовь - это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх - это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары. Религиозное чувство возвышенного - это то самое содрогание, которое мы испытываем в ночную пору в лесу или в горном ущелье, только в данном случае оно порождается мыслью о присутствии сверхъестественного. Точно таким же образом можно рассматривать все разнообразные чувства как они переживаются религиозными людьми».

Проблема приоритета рациональной или эмоциональной сторон религиозного сознания получает новую грань при рассмотрении вопроса о взаимодействии различных уровней религиозного сознания. Дело в том, что в развитых религиозных системах религиоведы вычленяют, по крайне мере, два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание и теоретически-оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоционально-волевому элементу. Содержание сознания облачено в наглядно-образные формы. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Поэтому этот уровень нередко называют религиозной психологией.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания - богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д.

Основная задача теологии - формировать ортодоксальные религиозные представления, интерпретация основных положений вероучения в той форме как это диктуется интересами церкви в соответствие с требованиями времени, борьба с еретическими отклонениями. Иначе говоря, теология - это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные организации, церковь. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в документах религиозных организаций. Ее четко сформулировал в энциклике «Искупитель Человечества» нынешний глава Римской католической церкви папа Иоанн Павел II «Каждый из теологов должен осознавать то, о чем сказал сам Христос: «Учение вы слышите не мое, а того, кто послал меня - Отца.» (И. п. 14, 24). Посему никто не может разрабатывать теологию как некое собрание лишь своих воззрений, каждый должен осознавать, что он находится в особой связи с той миссией распространения истины, за которую ответственна церковь». На основе всех этих принципов этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.

Представители богословско-теологической мысли (особенно католической и православной) настаивают на бесспорном приоритете догматическо-вероучительной стороны религиозного сознания. Достижение основной цели религиозной веры - «соединения с Богом», «спасение души», возможно, по их мнению, только на основе принятия вероучения в той форме, как оно сформулировано церковью. Отклонение от неукоснительного следования этому вероучению является ересью, богоотступничеством и подлежит осуждению и наказанию.

Сторонники научного религиоведения указывают на вторичный характер вероучительных формул и документов. По их мнению, эти вероучительные формулы и документы являются результатом переработки, систематизации и кодификации первичного религиозного опыта, тех представлений, чувств и переживаний, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности верующие люди. При этом отмечается тот факт, что систематизированное вероучение, разработанное идеологами и утвержденное церковью, в свою очередь, оказывает сильное влияние на характер обыденного религиозного сознания, формирует его в заданном религиозными организациями направлении. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а о их взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.

Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон

Вера – это состояние души человека, позволяющее ему преодолеть жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии независимо от наличия реально существующих позитивных факторов, часто в противовес доводам разума.Предметом религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает естественный ход его развития. Р.Отто предлагал заменить «сверхъестественное» на «священное» (из-за буддизма, индуизма, которые не проводят четкой грани между естественным и сверхъестественным.) Религиозное сознание имеет две стороны рациональную и эмоциональную. Существует два подхода. Представители первого истолковывают религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен, делают акцент на содержательном характере религиозных представлений, рассматривая религию преимущественно как мифологическую систему. (Религиозные представления первоначально выступают в наглядно-чувственных образах. Источником образного материала служат природа, общество, сам человек. На базе этих образов формируются мыслительные конструкции: понятия, суждения, умозаключения). Представители второго подхода делают акцент на эмоционально-волевом элементе. Религиозная вера – это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства.Вера (?) Преобладание эмоционально-волевой сферы над рациональной, над доводами разума (?).

2. Религиозный культ: содержание и функции

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система – это прежде всего совокупность определенных обрядов. Обряд совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности. Религиозные обряды – сильное средство эмоционального воздействия, тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением… Культовое здание придодит человека в ситуацию, отличную от привычных, внимание поэтому сосредотачивается на предметах, действиях, образах, знаках… Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).



Религия как фактор социальных изменений

Для социального действия важна не только материальная, но и духовная культура, личность – ее установки, предпочтения, эмоции, убеждения, которые не являются врожденными. Теория конфликтов социологии религии делает акцент на дезинтегрирующей функции религии: в зависимости от социальных сил, интересы которых выражает та или иная религия на определенном историческом этапе, она может оправдывать и тем самым узаконивать существующие порядки или осуждать их, отказывая им в праве на существование. Поэтому та или иная интерпретация религиозных ценностей может служить орудием как в руках консервативных, так и революционных сил. Религия может питать социальный конформизм, служа тормозом общественного развития, или же стимулировать социальные конфликты. Вдохновляя людей на социальные преобразования и, таким образом, способствовать продвижению общества по пути социального прогресса.

Англиканство

Основное, одно из трех основных направлений протестантизма (лютеранством и кальвинизмом)

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентер-берийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Около сотни церквей по всему миру.



Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступлению на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Армия спасения - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. (США, Индия, Индонезия, Республика Корея и многие другие страны)

Амиши протестантская секта менонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Гуттерцы , или гуттериты, или Гуттерское братство, объединяемая иногда с меннонитами. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии). Иеговисты, или «Общество свидетелей Иеговы», - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на Земле установится царство Божье.

Кальвинизм

Одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции.

Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предопределенности жизни человека, его - спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Конгрегационализм - одна из трёх основных форм кальвинизма. Возникновение Конгрегационализм датируется по-разному: от середины 16 века до начала 17 века.

Лютеранство

Одно из трех основных направлений протестантизма (англиканство и кальвинизм) Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Включает более сотни различных церквей.

Меннонитство - меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Методизм - одно из значительных по числу последователей течений протестантизма. Как течение внутри англиканства Методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем Методизм был Джон Уэсли (1703-91).одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

Мормоны , или «Святые последнего дня», - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье, как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняется «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а «восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

Пресвитерианство

Одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение Пресвитерианство можно датировать 1560, когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем Реформации Джоном Ноксом (1505 или около 1514-72) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер.

Перфекционизм - возник в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей. Самостоятельные церкви в Америке, Ирландии, Канаде, Корее, США и др.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является вера в сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествовать» - «говорить и иноязыках». В вероучении пятидесятничества большее место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления. Большое значение придают мистическому общению с Богом. Для Пятидесятников характерна мистическая обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц.

Свободная методистская церковь - одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканцам.

Церковь Бога - одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером.

Шведская армия спасения - независимая организация, отколовшаяся от Армии спасения.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природа! болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Структура религии

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков).

Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки.

В качестве признаков религиозного сознания принимались: анимизм, аниматизм, представление о нуминозном, вера в богов или в Бога, в бессмертие души, опыт встречи со священным и проч. Религиозному сознанию присуща аллегоричность (греч. - говорить иное, не то, что слова буквально обозначают; иносказательно выражаться; говорить, пояснять в образах).

^ Религиозная деятельность . Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций.Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д.

^ Религиозные отношения . В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи.религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства - подчинения (по типу «Господь и раб Господень»), государственно-правовые структуры (Бог - «Царь небесный», папа - «монарх», «каноническое право»), связи судопроизводства («суд» над Христом, Бог - «судья», грешники - «судимые», «Судный день» и т.д.), семейные.отношения («Бог-Отец», «Бог - Сын», «брат», «сестра»). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.Имеются различные символические посредники и соответствующие способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать:

1) предметы неживой и живой природы - икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т.п. - и тогда религиозные отношения принимают предметную вещную форму;

2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих;

3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д.

^ Религиозные организации . В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для «ориентации» во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, Банк Святого Духа в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и проч.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.Виды и строение религиозных организаций. Складываются учреждения и в религии - внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и проч.), а среди культовых упомянем причт, клир, дьяконат, епископат.Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения. В объединении существует и ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, «духовенство», «монашество»). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья становятся взаимосвязанными орудиями, органами целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты. Типы объединений. Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее признание среди исследователей получили три первых типа.

Главные функции религии

1)Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

2)Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми

3)Компенсаторная , (психотерапевтическая), суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

4)Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

5)Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

6)Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

7)Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

8)Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Классификация религий

Племенные религии.

Использование термина «племенные религии » не совсем удобно, так как слово «племенной » в некоторых частях света считается неприличным.
В связи с этим часто используется термин «первобытные «.

Первобытные религии не имеют миссионерской направленности как мировые, это религии одного племени или народности.

Национальные религии.

Национальные религии - и это видно видно из названия - связаны с историей того или иного народа или нации.
Такие религии распространены в рамках исключительно определенной области или государства.

К национальным религиям относятся:

- Конфуцианство и даосизм , распространенные в Китае;
- Индуизм в Индии;
- Сикхизм в штате Пенджаб, в Индии;
- Зороастризм - Парсы на территории Индии;
- Синтоизм в Японии и др.

О них речь пойдет отдельно.

Мировые религии.

Все мировые религии имеют сходства :

- оказали значительное влияние на историю всего человечества ;
- носят наднациональный, космополитический характер, обращаясь ко всем людям без учета классовых, этнических и социальных различий .

Это следующие религии:

-Буддизм (около 600 млн. чел);
-Христианство (около 2 млрд. чел);
- Ислам
(более 1 млрд. чел).

ФЕТИШИЗМ

Фетишизм - поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило, неживым). Впервые проявления фетишизма были описаны у племен Западной Африки. Сам термин был введен в научный оборот в конце XVIII в. французским колониальным чиновником Шарлем де Броссом и получил распространение благодаря известному французскому философу-позитивисту начала XIX в. Опосту Конту.

Предположение о том, что фетишизм - это исторически первая форма религии, является скорее теоретическим и умозрительным, нежели имеющим под собой реальную фактическую основу. Все дело в простоте собственно фетишистских верований, элементарности сопровождающих их обрядов и преимущественно индивидуальном характере фетишизма.

В основе веры в фетиш лежало представление о предмете как о двойнике человека, самостоятельном существе, наделенном чисто человеческими чувствами и побуждениями. Фетиш осуществляет благоприятное или неблагоприятное влияние на человека потому, что именно он, фетиш, этого хочет, потому что рассердился за что-то на человека или, наоборот, проникся к нему благодарностью за хороший уход.

Более поздним проявлением фетишизма стала практика искусственного изготовления фетишей. Новый фетиш образовывался, как правило, благодаря сочетанию естественных компонентов (кора, листва, корни) с цредметами, которые традиционно считались чудотворными (кусочки священных деревьев, улитки, наросты на деревьях, песок с места слияния двух рек, хвост и жало скорпиона и т. п.). Понятно, что люди воображали, будто механическое соединение двух предметов, каждый из которых мог считаться фетишем, приведет к многократному увеличению сверхъестественных качеств только что образованного объекта поклонения.

В условиях дальнейшего развития религиозных представлений человечества фетиши не только теряли свои позиции, но иногда получали и совсем неожиданный импульс к совершенствованию. В частности, своеобразным кульминационным моментом фетишистских представлений в Африке считается выделение так называемого «фетиша фетишей» - общепризнанной святыни для больших объеди­нений племен.

В более поздних формах религии фетишизм сохранился в форме поклонения идолам - наделенным таинственной силой влияния материальным предметам с чертами человека или животного. И сейчас вера в фетиши остается как пережиток - в форме веры в талисманы и амулеты. Считается, что талисман приносит счастье, а амулет предохраняет от несчастья.

ТОТЕМИЗМ

Тотемизм (на языке индейцев североамериканского племени оджибве - «его род») - вера в сверхъестественную связь человека и отдельных социальных коллективов с животными и растениями. Термин тотемизм появляется в научном языке в начале ХУШ в. и закрепляется в научном обращении на рубеже XIX-XX вв. в работах выдающегося английского этнографа Джеймса Фрейзера.

Если вопрос о происхождении тотемизма пока остается открытым, то сведений о комплексе тотемных верований и культов у современной науки достаточно. Эти сведения почерпнуты главным образом из жизни аборигенов Австралии, которую часто называют «классической страной тотемизма».

Краеугольным камнем тотемизма является верование в тотемных «первопредков». Считалось, будто бы то или другое животное является, прародителем того или другого первобытного рода или племени. Поэтому в тотеме люди видели добрых и заботливых покровителей и защитников своей общины от голода, холода, болезней, врагов и прочих напастей, старались привязать к ним все важнейшие события в жизни. В соответствии с убеждениями коренных австралийцев, мифические тотемные первопредки жили в незапамятные времена на нынешней территории племени. Передав потомкам основные навыки хозяйственной деятельности и территорию, они перешли в иной мир. Место этого перехода и служило основным местом отправления тотемного культа. Следует подчеркнуть, что сам по себе тотем не обожествлялся, люди просто верили в свое сверхъестественное родство с ним, считая его чем-то вроде старшего брата или предка.

Выбор тотема в большинстве случаев совпадал с особенностями животного мира той местности, в которой обитал первобытный коллектив. В пустынных или полупустынных регионах тотемами за неимением лучшего считались насекомые, в прибрежных - рыбы, и т. д. Гораздо реже этот выбор объяснялся особенностями хозяйственного уклада рода или племени: охотничьи племена предпочитали тотемы хищных животных, прочие - мирных травоядных.

Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем стало хватать его более или менее реалистического изображения, а в конечном итоге люди довольствовались любым символом, словом или звуком, обозначающим собственный тотем.

Тотемный культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема. Например, в Австралии каждый человек перед сном и при пробуждении произносил имя своего тотема, поскольку полагал, что благодаря его сверхъестественной поддержке с ним в течение дня ничего дурного не случится, напротив, и в охоте, и в других предприятиях ему будет сопутствовать удача.

Итак, в чем же заключались социальные функции тотемизма? Во-первых, тотем был необходим для личностной идентификации каждого человека в те времена, когда отсутствовали семейно-брачные отношения и система именования в привычном для нас виде. Поэтому европейцы, столкнувшиеся в конце XVIII - начале XIX в. с племенами, стоявшими на первобытной ступени развития, имели полное право удивляться, когда на вопрос «Кто ты такой?» местные жители отвечали «Я - кенгуру», «Я - личинка комара». Недаром многим тотемным ритуалам и культам был присущ эзотеризм - ограниченность круга их участников.

Во-вторых, тотем выполнял экономические функции разделения территории для хозяйственной деятельности и кооперации людей в ее использовании.

В-третьих, тотем регулировал брачные отношения внутри племени. Племя делилось на несколько больших тотемных групп, внутри которых был запрещен брак. Однако сохранялась возможность вступать в брачные связи с членами различных тотемных коллективов внутри племени, чем обеспечивалось сохранение и чистота племенного генофонда.

Но не только потому, что тотемизм всегда был коллективным верованием, в то время как фетишизм - преимущественно индивидуальным, его следует считать более зрелой формой первичной религии.

ШАМАНИЗМ

Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный) - особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов - шаманов.

Шаманизм хорошо описан на материале охотничьих и рыболовных народов Северной Америки, Сибири и Дальнего Востока. Известны и наскальные изображения, обычно соотносимые с шаманизмом (изображение в пещере «Трех братьев» во Франции танцующего человека с рогами оленя, хвостом, длинной, вероятно, искусственной бородой).

В наши дни шаманизм, похоже, переживает второе рождение, становится популярным и модным явлением западной культуры. Им увлекаются тысячи людей, многочисленные статьи и семинары предлагают всем желающим (от психологов и бизнесменов до домохозяек) «архаические техники экстаза», действительно оказывающиеся доступными подавляющему большинству тех, кто их практикует. Современная религиозная статистика также содержит графу «шаманизм», в которой указывается цифра 10-12 млн человек. Попробуем выяснить, что на самом деле представляет собой этот чрезвычайно интересный религиозный феномен.

Шаманизм был основан на представлениях древних людей о существовании тесной связи между шаманом и духами, которая помогает бороться с другими, враждебными человеку силами. Судя по всему, первым духом-покровителем шамана был его родовой или семейный тотем. Недаром у многих народов душу шамана олицетворяло животное, с которым она была слита в единое целое. В даль­нейшем образ «матери-зверя» приобрел вид духа-предка самого шамана. В конечном итоге он превратился в духа - помощника шамана, очень часто человекоподобного."

Благодаря способности к поддержанию непосредственного контакта со сверхъестественным, шаманы заметно отличались от всех тех, кто в древнем обществе также специализировался на простом выполнении разнообразных религиозных и магических обрядов и ритуалов - знахарей, колдунов, жрецов.

Изначально древние люди считали, что именно духи устанавливают связь с будущим шаманом. Наглядным свидетельством этому была так называемая «шаманская болезнь», поражавшая человека обычно в детском или юношеском возрасте. Симптомы этой болезни могли быть самыми разнообразными, но почти всегда заболевший ею человек выглядел в глазах окружающих умалишенным. Он совершал непонятные поступки, мог часами сидеть в состоянии оцепенения, иногда убегал из дому и по несколько, дней в одиночестве скитался по лесу. Заболевший подолгу не вставал с постели, ощущая во всем теле страшные боли, во сне часто бредил и разговаривал сам с собой. Считалось, что больного «шаманкой» человека посещали духи и предлагали стать их избранником. Натолкнувшись на отказ, духи принимались принуждать кандидата в шаманы, угрожали ему, а потом откровенно преследовали и применяли «методы физического воздействия». После того как человек соглашался стать шаманом, начинался длительный и болезненный процесс его «переработки», закалки, формирования у него сверхъестественных качеств. Духи меняли кости и внутренние органы человека, переливали ему кровь и бесцеремонно вторгались в его разум.

Иначе говоря, течение шаманской болезни полностью совпадало с циклом инициации: страдание, смерть и последующее воскресение. Когда рано или поздно шаманская болезнь проходила, человек, который ее перенес, уже превращался в «избранника духов», превосходящего своими возможностями всех смертных. Только на достаточно поздних стадиях развития первобытной религии люди начали допускать возможность того, что сам шаман может выбирать себе помощников и покровителей среди духов.

В подавляющем большинстве случаев шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана, благодаря чему он приобретал необходимые знания, навыки и умения, расценивавшиеся его соплеменниками как сверхъестественные. Будущий шаман узнавал об устройстве Вселенной, именах, привычках и предпочтениях обитателей «верхнего», небесного, или «нижнего», подземного, мира, с которыми ему предстояло тесное общение, осваивал средства передвижения по потусторонним мирам, изучал приемы влияния надухов, укреплял волю и мужество, закалял свое тело, учился контролировать сознание. Длительность ученичества колебалась у разных народов от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.

Трудно сказать, по каким причинам возникала шаманская болезнь. В каждом отдельном случае данные причины могли быть различными. Однако для древнего человека с присущей ему верой в населенный духами внешний мир достаточно было любого необыкновенно яркого психологического переживания, необычного события, чтобы истолковать их как призыв духов.

Шаманский культ невозможно представить себе без особого «шаманского реквизита» (передник, головной убор, барабан или бубен). Он щедро разукрашивался стилизованными изображениями духов-покровителей и духов-помощников, космическими символами, многочисленными подвесками, также олицетворявшими духов. Эта одежда воспроизводила образ зверя-птицы, с которым шаман полностью сливался во время выполнения своих ритуалов, и, возможно, брала начало от костюмов, в которые одевались первобытные охотники во время магических танцев с целью привлечения зверя и удачи в охо­те. В религиозном отношении сам факт переодевания шамана в особые одежды был чрезвычайно значимым. Он символизировал преодоление шаманом мирского пространства и удостоверял его готовность войти в контакт с миром духов.

Обрядность шаманизма характеризуется экстатичностъю. Наиболее типичен для нее танец камлание. Все ускоряющиеся ритмичные движения шамана под аккомпанемент бубна или барабана вызывали у него судороги, у него выступала пена на губах, речь становилась бессвязной, движения переходили в неестественно высокие прыжки и в конце часто наступала потеря сознания. В подобном состоянии экстаза шаман становился способным на различные чудеса: прокалывание своего тела острыми предметами, касание го­лыми руками раскаленных предметов, глотание тлеющих углей. Посторонним наблюдателям казалось, что именно в этот момент духи вселялись в тело шамана или же его душа сама отправлялась в царство духов.

Шаманская Вселенная состояла из трех частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира. Все три части Вселенной соединяла воедино Мировая Ось - чаще всего она символизировалась Мировым деревом, Горой, наконец, столбами. В Верхнем или Нижнем Мире шаман встречался с духами, договаривался с ними о помощи в том или другом деле, узнавал у своих сверхъестественных помощников или покровителей то, о чем не мог узнать обычным путем (к примеру, о судьбе исчезнувшего человека). Собственно говоря, действия шамана во время камлания были не чем иным, как понятным для присутствующих рассказом обо всех перипетиях его необычного путешествия. Поэтому шаман должен был не хуже профессионального актера владеть искусством звукоподражания, уметь-изображать в лицах тех добрых и злых духов, с которыми встречался в другом мире. Зная он и применял также фокусы и акробатические трюки, которые сейчас можно увидеть разве что в цирке (исчезновение из закрытого помещения через дымоход с помощью предварительно подготовленного каната и т. д.). Однако все эти специфические умения и чудеса выполняли далеко не развлекательную функцию: они были призваны уверить всех, и в первую очередь самого шамана, в его сверхъестественных возможностях.

Источники шаманизма ищут в нервных болезнях, которые люди не могли объяснить естественными причинами, а потому изобретали им сверхъестественные объяснения. Поклонение же шаманам возникало в таком случае как преклонение перед их умением искусственно и сознательно вызывать у себя подобное состояние. С таким выводом можно согласиться только с принципиальными замечаниями.

Пусть многие шаманы по поведению внешне действительно напоминали больных истерией или эпилеп

Повторяем 1.Наука- это…………. А? …… Б?........ В?........ 2. Назови высшее научное учреждение РФ: 3. Международная премия для ученых, добившихся выдающихся успехов………. 4.Какую роль играет наука в современном обществе?(ПОЛНЫЙ ОТВЕТ) проверяем

1.НАУКА- ЭТО…

А)Особая система знаний

2. Высшее научное учреждение- РАН

3. Нобелевская премия

Б) ОСОБАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В) Система организаций и учреждений

4. Наука играет огромную как исследовательскую, так и практическую роль в современном мире.

«5»- 6 ответов

«4»- 5 ответов

«3»- 4 ответа

Статистические данные 2011 г.

Я исповедую…

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ. ???

-Что такое религия?

-Особенности религии.

-Функции религии(для чего необходима)

-Религиозные организации.

-Свобода совести и вероисповедания .

???Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих???

Что такое религия? Что такое религия? ВЕРА МОЛИТВА ДУША БОГ ЦЕРКОВЬ СВЕРЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ НАДЕЖДА ПОМОЩЬ Когда появились первые религии? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Виды религий

Родоплеменные

Национально-

государственные

Тотемизм, тотем

природный объект –

животное, растение,

неодушевлённый предмет.

Буддизм,

Конфуцианство

Какие мировые религии ты знаешь? Мировые религии
  • Буддизм (6 в. до н.э.)
  • Христианство (1 в. н.э.)
    • Католичество
    • Православие
    • Протестантизм
  • Ислам (7 в. н.э.)
цитаты из разных священных книг
  • БУДДИЗМ : «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
  • ДАОСИЗМ : «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей»
  • ИСЛАМ : «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
  • КОНФУЦИАНСТВО : «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»
  • ХРИСТИАНСТВО : «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Сравни! Сделай вывод.

1. Что такое религия? Словарь с. 221 Религия – совокупность духовных представлений людей, основанных на вере в Бога. 2. Особенности религиозной веры:

  • Вера в Бога , в сверхъестественные силы, влияющих на жизнь человека
  • Вера во взаимодействие с Богом
  • (соответствующее поведение: обряды, молитвы и т.д.)
3. Функции РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Учебник, с. 78- Прочитай, назови, приведи примеры. Регулирует поведение людей Воспитывает людей Дает ответы на «вечные» вопросы Снимает тяжелое психологическое состояние Избавляет от одиночества Объединяет людей, общество 4. Религиозные организации с. 79 Церковь -Деление на духовенство и верующих -Массовая организация -Официальный лидер(Папа Римский, Патриарх) -Есть храмы, территориальное деление Секта -Нет деления на духовенство и верующих -Небольшая численность -Нетерпимость к другим вероучениям -Строгий контроль за жизнью членов организации 5. СВОБОДА СОВЕСТИ. СВОБОДА вероисповедания.

КОНСТИТУЦИЯ РФ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО СВОБОДЫ СОВЕСТИ, СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.

ВСЕ РЕЛИГИИ РАВНОПРАВНЫ,

ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ГАРАНТИРУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТА.

ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА.

РАВНЫЙ ДОСТУП ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ РЕЛИГИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ.

ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ в школе.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ В БОГА?

Почему люди верят в бога?

ПОВТОРЯЕМ

Сегодня на уроке я...

НАУЧИЛСЯ-

БЫЛО ИНТЕРЕСНО-

БЫЛО ТРУДНО-

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ-

гармоничное,

комфортное.

спокойное

*2.ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ПИСЬМЕННО ИЛИ УСТНО НА СТР. 81. МНЕНИЯ : КАКУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТЫ ПОДДЕРЕЖИВАЕШЬ?

Предмет религиоведения

Религиоведение - особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факторы.

Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. При таком варианте определения предмета религиоведения речь идет о том, что религия воспринимается не как конкретная изучаемая реальность, но, скорее, как абстрактный конструкт; так, на кафедре религиоведения факультета истории, искусствоведения и востоковедения Лейпцигского университета: «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем» .

Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.

Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.



Отличительные особенности теологии и религиоведения

Религиоведение и теологию отличают друг от друга, объект рассмотрения и сам способ этого рассмотрения. Если религиоведение в качестве своего предмета изучает религию, которая является объектом его анализа, то теология рассматривает в качестве своего объекта только Бога. Сам термин "теология" ("богословие") впервые встречается у раннехристианских апологетов, однако уже Аристотель употреблял его, правда, в глагольной форме – богословствовать, вкладывая в него смысл мифотворчества. Аллегорическое истолкование мифов и углубленная философская трактовка мифологии, встречаемые у стоиков, получили название "философского богословия". Неоплатонизм, рассмотренный в данном аспекте, предстает теологией политеизма, облекающей религиозное содержание в философскую форму.

Таким образом, теология в той или иной форме существовала уже в дохристианский период и представляла собой попытку объяснить и обосновать существование дохристианских (языческих) богов.

Развитие представлений о религии

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру , некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь . Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религий заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа

Основы концепции сущности религии

В современном религиоведении можно выделить пять основных концепций, объясняющих, исходя из различных мировоззренческих позиций, сущность и происхождение религии: объективно-идеалистическую, субъективно-идеалистическую, натуралистическую (биологизаторскую), атеистическую, эзотерическую.

1. Объективно-идеалистическая концепция

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте – философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.

Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще – трансцендентного.

2. Субъективно-идеалистическая концепция

Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущности религии берет свое начало в трудах немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера. Центр религиозной проблемы переносится им в сферу сознания отдельного индивида, прежде всего в область его чувств. От Шлейермахера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний.

3. Натуралистическая (биологизаторская) концепция

Согласно этой концепции религия рождается внутренними потребностями человеческого организма – его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Так, американский религиовед Р. Бэрхоу считает, что религиозные символы имеют “генетическую, то есть биохимическую основу, которая заложена в сложных структурах мозга и которая проявляется в сфере бессознательного”.

4. Атеистическая концепция

Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Согласно марксизму религия имеет социальную природу, поскольку “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”.

5. Эзотерическая концепция

В настоящее время все более ощущается потребность в интегральной концепции происхождения и сущности Высших Знаний, которая бы представляла собой органический синтез научных, философских и религиозных подходов. Концепцией, претендующей на данную роль, является эзотерическая концепция происхождения и сущности религии.

Понятие религии. Традиции религии

Религия - комплекс верований и практических действий посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта.

Все многообразие существующих направлений духовного развития, религий, традиций, духовных течений - это одно огромное, Целостное Знание, рассыпанное по нашей планете. В виде своих крупиц оно адаптировано для разных групп людей или целых народов с учетом их менталитета, образа жизни, возможностей восприятия.

Будучи такими разными и, одновременно, перекликаясь друг с другом, все религии, традиции и течения предназначены лишь для одного - восстановить связь человека с Господом, помочь людям раскрыть свою сущность и самым полным образом реализовать свое предназначение...

Особенности религиозной веры

Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».
В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.
Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)
История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.
Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:
- нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
- определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;
- веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви – папа римский – является наместником (представителем) Бога на земле;
- веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);
- веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры

Религиозное сознание

Религиозное сознание - это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный. Члены одной религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности.

Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников.

Иногда человек становится верующим в результате внутреннего потрясения (или кризиса) и последовавшего за этим эмоционального, психологического выбора. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей личности. Этот процесс обретения и поддержания религиозной идентичности называют религиозным опытом. Религиозный опыт человека и группы с течением времени оформляется в стереотипную картину мира и в представление о том, что значит быть, например, христианином или мусульманином, чем и почему члены данной группы отличаются от последователей других религий.

Религиозный культ

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сиИиз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.

Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся в течение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемые церковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождает различными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти.

Немало различий существует между обрядами разных религий. Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели -закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.

Отметим, что вопросами религиозной веры занимались многие авторы, мы же, в рамках данного реферата, обратимся к И.А. Ильину, который анализирует особенности религиозной веры, религиозности человека в своей работе «Путь к очевидности». Религиозность, по Ильину, «…не есть нечто частичное, но целостное. Она имеет удивительную способность внутренне объединять человека, придавать ему духовную цельность или «тотальность»…». По его мнению – «…целокупность инстинкта, души и духа, разрозненных влечений и главного, основного жизненного потока достигается различно в разных религиях. Но она всюду имеется налицо, где религия сохраняет свое духовное достоинство…». Религиозный человек подобен «монолиту». Человека, по мнению И.А. Ильина, только тогда следует называть религиозным, «…если и поскольку ему удается стать духовным единством…».

Часто говорят так: «религиозен тот, кто способен молиться». Но ведь достаточно часто молиться не означает становиться в молитвенную позу и произносить определенные слова. Молитва совсем не означает и просьбу. «…Есть молитва бессловесного созерцания, молчаливой благодарности, самоутраты в небесной благости. Можно молиться в форме вопрошания; можно молиться волевым решением; взывая о помощи, внимая новой, благодатно-молящейся музыке; простыми поступками; неутомимым исследованием. И такое молитвенное свершение всегда сохраняет свой религиозный характер: это есть подъем человеческого огня к Божьему Огнилищу и озарение человеческих сумерек божественным Светом…».

Согласно Ильина, сущность религии состоит вообще в том, что человеку дается и человеком овладевает некое «Откровение ». Существует высшее озарение, окончательное и истинное «узрение» - очевидность. Но это не то «озарение», которое касается «…одного взора, еле затрагивает холодный взгляд и бесплодно соскальзывает с него…». Откровение не дается любопытному глазу воображения; оно не касается мертвой поверхности душевной, но вступает глубоко во внутренний мир, чтобы захватить сокровеннейшее чувствилище. «…Оно подобно не касательной линии, а секущей. Оно проникает до самой глубины сердца, до источника воли и освещает подобно молнии сумрачные пространства инстинкта. Его луч пронизывает душу до ее инстинктивной духовности…».

Образно говоря, это можно было бы описать так. С неба падает молния - и дуб загорается мощным огнем; чем выше дерево, тем ближе к нему молния, тем дальше светит охватившее его пламя. Или еще: молния падает в заснувший вулкан, и вулкан отвечает извержением, которому теперь не будет конца. После восприятия откровения начинается новая жизнь: и эта новая жизнь есть религиозная жизнь. Пронизанный лучом Благодати, человек становится единым и цельным. И молитва есть не что иное, как стремление к этой встрече, или - отверзание духовного ока навстречу лучу, или - зов, направленный к божественному пламени.



Религиозность – это не какая-то человеческая «точка зрения», или «миросозерцание», или «догматически-послушное мышление и познание». Нет, религиозность есть жизнь, целостная жизнь и притом творческая жизнь. Она есть новая реальность, состоявшаяся в человеческом мире для того, чтобы творчески вложиться в остальной мир. Она есть соприкосновение мира с Богом и притом в этой новой, лично-человеческой точке. И более того: она есть новое вступление Божьей «энергии» в человеческий мир, новое «облечение» божественного Света, божественной Благости и Силы в новое человеческое сердце. В общем - Событие мировой истории в процессе возникновения и укрепления Царства Божия.

Религиозного человека нетрудно узнать по тем лучам света, которые исходят из него в мир. Один светит добротою; другой - своим художественным искусством; третий - своей очевидностью, или умиряющим покоем, или дивным пением, или простыми, но благородными деяниями.

Внутренняя жизнь религиозного человека должна обнаруживаться и стремиться выйти во внешний мир. «…Из родникового ключа естественно и верно пить воду…».

По этим свойствам, и склонностям, и проявлениям узнается религиозный человек. В нем есть дуновение духа; в нем есть пение души; из него излучается свет. И всегда он больше, чем он сам; и всегда он внутренне богат, настолько, что он сам далеко не всегда знает меру своего богатства. Ибо то, что он в себе носит и что он излучает, есть Царство Божие, которого он является тайным участником.

Вера в сфере науки

Уже в самом определении науки прослеживается ее религиозный аспект, а именно:

Вера в объективное существование законов природы (принцип казуальности ).

Вера в единство этих законов во всем пространственно-временном континууме, проявляемое как в натурных условиях, так и в лаборатории; как при наблюдениях, так и в экспериментах (принцип универсальности ).

Вера в разумный характер этих законов, дающий возможность их постижения рациональным путем (принцип рациональности ).

Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней. Безусловно факты - наиболее ценный продукт эмпирического исследования, общепринятым признаком которого является соответствие требованиям наблюдаемости, повторяемости и фальсифицируемости (то есть принципиальной опровергаемости).

Научный факт двойственен. С одной стороны, он воспринимается как часть мироустройства, элемент бытия мира, вычленяемый и постигаемый наукой; с другой стороны – факт это описание человеком того, что он видит. Факты не лгут, потому что природа нас не обманывает. Но факт может обмануть, вернее смыслы, вкладываемые учёным в слова, которыми он описывает этот факт, поскольку людям свойственно обманываться. Наука ориентирована на постоянную ревизию фактов – изгнание из них одних описаний, чтобы подставить на их место другие. Предполагается, что тем самым осуществляется преодоление посторонних смыслов, привнесённых с языком в информацию, которую мы получаем от мира.

Благодушие верующего человека по отношению к научной деятельности основывается на разделении сфер. С точки зрения верующего наука занимается природой, чья внутренняя гармония свидетельствует о Боге. Поэтому истинная наука должна прийти к такому свидетельству. С точки зрения учёного вера выдвигает абсолютно не фальсифицируемые положения (они проверяются только личным опытом, на Бога нельзя указать как на какую-то вещь или процесс), поэтому вера не мешает учёному заниматься наукой.

Однако такая демаркация есть историческое соглашение и не отвечает внутреннему содержанию науки. Смирение может быть свойственно учёному как христианину, но сама наука не воспитывает смирения. В потенции наука претенциозна. Она хочет объять своим методом всю познавательную способность человека. Научный метод – строгий, однозначно проверяемый, как кажется науке, – по её мнению единственно достоин называться познанием в полном смысле этого слова. С этих позиций выправляется история – в донаучном мышлении обнаруживаются зачатки научного метода; именно это проявление науки из одного из возможных путей познания в господствующий вариант осознаётся как сердцевина познавательной деятельности. Всё, до чего дотрагивается человеческий ум, должно осмысливаться по канонам науки. Наука содержит скрытое требование фальсификации и верификации любых взглядов, исповедуемых человечеством. В подкорке науки сидит требование согласования истин веры с научными знаниями. Учёному, если он верующий человек, комфортно, когда он может воспоследовать Писанию научными данными, и наоборот – он испытывает дискомфорт, когда данные с Писанием не сходятся.

Наука концентрирует в себе энергию скепсиса. Принцип сомнения для науки – святая святых. Неписаный кодекс учёного перво-наперво декларирует свободу сомнения. Право учёного сомневаться – единственное в науке, что не подлежит сомнению. Историю научной мысли можно представить как последовательность сомнений, нашедших себе подтверждение.

Отметим, что если в науке будет господствовать только разум и опыт, то нам будет все безразлично. Деятельность утратит цель, стремиться будет не к чему, сама жизнь потеряет цену, если отвлеченная философия или наука будет иметь право суждения над верой и основанной на вере религией. «Специфическое различие между религиозной верой... философским разумом и опытной наукой... состоит в том... что эти последние дают только факты, а именно: опыт дает факты эмпирические или случайные, а разум – факты всеобщие и необходимые, или законы; религиозная же вера дает вовсе не факты, а начала. ...вера и основанная на ней религия дают нам начала цельные или положительные, которые выражают не то, что бывает, может быть... а то, что есть безусловно и должно быть». Очевидно, что разнородность данных областей обусловливает их единство в «целости духовного организма». Иначе говоря, возможность адекватного познания реальности присутствует при наличии всех вышеозначенных сфер познапвательной активности человека.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Гречка с фаршем рецепт на сковороде Гречка с фаршем и овощами на сковороде Профессия Проходчик.  Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия Профессия Проходчик. Кто такой Проходчик. Описание профессии. Вакансии проходчика для работы вахтой Проходчик профессия «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать «Из тьмы веков» Идрис Базоркин Из тьмы веков читать